Сейчас в Мурманске

07:36 3 ˚С Погода
18+

Наталья Филиппова: об обновлённой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов

Концепция-2036 отражает новую модель устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и предлагает обновленный инструментарий реализации этой модели

Устойчивое развитие Коренные народы
16 мая, 2025, 20:58
Наталья Филиппова: об обновлённой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов

Правительство утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 года. Комментирует Наталья Филиппова, доктор юридических наук, профессор Института государства и права Сургутского государственного университета, эксперт РАН, заслуженный юрист ХМАО–Югры. 

Процесс обсуждения новой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2036 года (далее – Концепция-2036) нельзя назвать простым. Первые публичные экспертные оценки были высказаны в сентябре 2024 года (па полях Восточного экономического форума в г. Владивостоке, V Северного форума по устойчивому развитию «Жизнестойкость Арктики: регионы, города и сообщества» и I Международного арктического правового форума в г. Якутске). Затем обсуждение продолжалось на различных научных и экспертных площадках, включая и ЭЦ «ПОРА». Наконец, 8 мая 2025 года Концепция была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1161-р. Обсуждение было заинтересованным и результативным. Итоговый вариант документа имеет ряд особенностей, выгодно отличающих его от проекта Концепции, опубликованного в октябре прошлого года.

Напомню, что «идеологией» Концепции-2036 является преемственность по отношению к Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 132-р (п. 4). И это действительно так, если говорить о логике и, отчасти, структуре документа. Цели, заявленные в Концепции-2036, созвучны тем задачам, которые были сформулированы в Концепции-2009. Обе концепции «направлены на объединение усилий органов публичной власти и институтов гражданского общества, включая объединения коренных малочисленных народов Севера, для решения вопросов устойчивого развития этих народов» (п. 5), в содержании документов – 6 разделов. 

Вместе с тем, Концепция-2036 отражает новую модель устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и предлагает обновленный инструментарий реализации этой модели. 

Как уже отмечалось ранее, Концепция-2009 года была принята до легализации в России системы документов стратегического планирования (в 2014 г.), Концепция-2036 отражает её место в этой системе (в п.3 новой Концепции названы 11 документов стратегического планирования федерального уровня, положения которых учтены в содержании Концепции-2036). Более того, итоговый вариант Концепции-2036 признает, что и она сама может стать основой последующего стратегического планирования: «для разработки и уточнения государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, национальных проектов (программ), федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов, а также стратегических документов корпоративного уровня» (п.5).

Впервые Концепция содержит раздел «Показатели эффективности реализации настоящей Концепции и ожидаемые результаты» (VI раздел). Закономерно, что именно он стал предметом обсуждения и был заметно изменён: из шести изначально заявленных показателей эффективности (п.48) только три не претерпели изменений в сравнении с проектом Концепции. 

Это:

  • доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, удовлетворённых качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, от общего числа опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера; 

  • количество обучающихся, изучающих родные языки из числа языков коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования; 

  • количество объектов нематериального этнокультурного достояния коренных малочисленных народов Севера, включённых в федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации. 

Один из шести критериев был содержательно уточнён. Теперь это «доля общин коренных малочисленных народов Севера, получивших экономическую поддержку, в общем числе общин коренных малочисленных народов Севера» (ранее: «количество общин и национально-культурных автономий малочисленных народов Севера»). 

И два критерия являются вновь предложенными (проект Концепции содержал иные критерии). Это:

  • доля площади особо охраняемых территорий (а особо охраняемыми территориями в субъектах Российской Федерации являются территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов) в общей площади субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Севера;

  • доля населённых пунктов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, обеспеченных объектами социальной инфраструктуры.

Ограничусь лишь одной иллюстрацией значимости этих критериев: из 29 субъектов РФ, в которых проживают 95% таких народов, территории традиционного природопользования имеются лишь в 13 (включая 5 арктических регионов, а именно: Республики Карелия и Саха (Якутия), Красноярский край, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа).

С учётом новых показателей эффективности был дополнен и перечень результатов, которые предполагается достигнуть (п.50). А именно, одним из результатов стало обеспечение приоритетного доступа коренных малочисленных народов Севера к природным ресурсам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. 

Концепция-2036 отразила существование новейших институтов права коренных малочисленных народов (например, уполномоченных по правам коренных малочисленных народов Севера как государственных должностей субъектов РФ) и, что ещё более важно, подчеркнула принципиальное значение конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ для формирования и развития таких институтов (п.20).

Вместе с тем, принятый документ создаёт предпосылки для новых пространств устойчивого развития коренных малочисленных народов и в «зоне ответственности» федерального законодательства. 

Это, во-первых:

  • формирование практик предпринимательской деятельности у автохтонов в контексте адаптации их традиционной хозяйственной деятельности и промыслов к условиям рынка (создание и развитие промышленной и технологической инфраструктуры для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

  • продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

  • развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

  • оказание грантовой и иной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым видами традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, развитие межрегионального сотрудничества, кредитования и лизинга и лр.).

Во-вторых: 

  • обеспечение экосистемного подхода к решению экономических задач в целом (привлечение уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера к участию в проведении общественных слушаний и экологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

  • привлечение представителей общин коренных малочисленных народов Севера к природоохранной деятельности, экологической безопасности и охране лесов и др.).

В-третьих: 

  • обеспечение социальных и иных прав коренных малочисленных народов посредством предоставления государственных и социальных услуг в цифровой или иной адресной форме, например, посредством специальных, учитывающих специфику образа жизни, возможностей доступа к ним («кочевые школы», «кочевые детские сады», мобильные МФЦ, телемедицина и т.д.). 

Примечательной особенностью Концепции-2036 является внимание к тем образовательным организациям высшего образования, которые решают задачи подготовки педагогических кадров для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (в п. 14 Концепции названы шесть таких университетов, прежняя Концепция упоминала лишь об Институте народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена) и их оценка как одного из условий, способствующих сохранению родных языков автохтонов. 

Имеющиеся умолчания документа (например, в Концепции-2036 не упомянут институт этнологической экспертизы, но сказано о выработке «подходов по оценке социального воздействия инфраструктурных проектов и других мер по развитию территорий на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» и т.п.) отражают сложившийся в процессе экономического освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока баланс интересов. И это не исключает, а предполагает её дальнейшее уточнение в процессе реализации. 


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.


Эксперты ПОРА – о новой Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов:

Читайте также:

В ПОРА обсудили Концепцию устойчивого развития коренных народов


далее в рубрике