Александр Балобанов – о стратегии развития Арктики как результате согласования разных интересов и взаимодействий
Разные усилия по стратегическому планированию развития Арктической зоны должны представляться, анализироваться и концентрироваться на коммуникативно-аналитической площадке; такую роль сейчас пытается выполнять ПОРА

Суть стратегического планирования заключается в обеспечении системности действия. Стратегия задает целостность, она не складывается из отдельных, самостоятельно сформированных фрагментов, а наоборот, придает им осмысленность и генерирует новые направления действий. И, вместе с тем, наоборот, только из таких фрагментов и может сложиться стратегия – в этом парадокс стратегического планирования и управления. И стратег здесь многосоставен: на территории Арктики находится огромное количество источников деятельности разного уровня и направленности. Как согласовать все эти интересы и усилия, размышляет Александр Балобанов, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики ИОН РАНХиГС.
«Кто и как может обеспечить стратегическую системность на гигантской арктической территории, на которой оперирует огромное количество разных субъектов? Сложности возникают уже на уровне базовых документов. Государственная политика Российской Федерации в Арктике первой целью провозглашает повышение качества жизни населения, Стратегия развития Арктической зоны – обеспечение национальных интересов, госпрограмма «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» – поддержку предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций, критерии для определения перечня опорных населенных пунктов Арктической зоны отталкиваются от вопросов национальной безопасности, добычи ископаемых, реализации экономических или инфраструктурных проектов. И это только государственные документы федерального уровня. А многое определяется стратегическими документами регионов, корпораций, муниципалитетов и некоммерческих организаций…
Важным фокусом стратегии является фигура стратега, концентрирующего в себе амбиции и волю, обеспечивающего организационные усилия, необходимые для реализации стратегии. Как может быть устроена эта фигура применительно к Арктике?
Стратег здесь изначально многосоставен: на территории Арктики находится огромное количество источников деятельности разного уровня и направленности. О стратегическом согласовании этой разнонаправленной деятельности инструментально можно сколько-нибудь всерьез говорить, вероятно, только в режиме согласования интересов и взаимодействий.
В общем виде здесь можно прорисовать такой арктический управленческий калейдоскоп:
Уровни управления |
Источники управленческих воздействий |
Фокусировка |
Международный |
государственные структуры международные корпорации международные некоммерческие организации |
политическая конкуренция/ кооперация формирование правил/ порядка |
Национальный |
федеральные государственные структуры федеральные/ национальные корпорации федеральные/ национальные некоммерческие организации |
ГЧП |
Региональный |
региональные государственные структуры региональный бизнес региональные некоммерческие организации |
ГЧП |
Локальный |
структуры местного самоуправления местный бизнес локальные некоммерческие организации |
качество жизни публичная политика |
Едва ли не столь же разнообразно экспертное сообщество, занятое разработкой стратегий территориального развития, которое, с одной стороны, отражает и оформляет реальную работу стратегирования, ведущуюся разными субъектами, а с другой – разрабатывает новые варианты решений в этой сфере. Эти варианты могут быть абсолютно фантазийными, решать чисто академические задачи – повышение числа публикаций, защита диссертаций и т.п. – но, в то же время являются лабораторией, где выдвигаются и, проходя горнило академической критики, обтачиваются новые идеи и подходы.
Как строить коммуникацию и, тем более, достигать соглашений и партнерств в этой пестроте?
Можно предположить, что направлением, заслуживающим приложения усилий в этом направлении, могла бы стать организация коммуникативно-аналитической площадки, где бы разные усилия по стратегическому планированию развития Арктической зоны представлялись, анализировались, концентрировались. Такая площадка могла бы быть хранителем опыта арктического стратегирования, местом его критического анализа, позволяющего выделять его основные (стратегические!) составляющие и способствуя тем самым его развитию. Не ПОРА ли?»
Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:
- Александр Балобанов – о стратегии развития Арктики как результате согласования разных интересов и взаимодействий
- Дмитрий Землянский: «Содержание мастер-планов действительно вызывает вопросы»
- Александр Котов: «Процесс гонки стратегий за быстро ускользающим временем происходит во всех странах»
- Андрей Криворотов: падение цен на нефть как фактор риска для учёта при корректировке арктической стратегии России
- Андрей Криворотов: «Чем сложнее текущая обстановка – тем важнее долгосрочная стратегия»
- Михаил Кузнецов: освоение Арктики в ближайшие годы принесет до 60 трлн рублей
- Вячеслав Марача: как разрешить противоречия в стратегических документах развития АЗРФ
- Сергей Неустроев: «Стратегическое планирование в госуправлении важно и нужно»
- Сергей Никоноров: «Стратегическим планированием развития Арктики нужно заниматься обязательно»
- Виктория Пестова – о двух важных процессах стратегического планирования в АЗРФ
- Олег Рой – о предложениях по корректировке Стратегии пространственного развития России
- Юлия Харламова: «Наличие стратегического планирования вселяет оптимизм»
- Елена Чайка: необходима единая пространственная модель развития Арктики на основе градостроительной науки
Читайте также:
- Баллистика, логистика или урбанистика: что планировать в Арктике? В Проектном офисе развития Арктики обсудили содержание и реализацию стратегических документов по развитию АЗРФ
- В Госдуме выработали предложения по развитию арктического бизнеса, туризма и Севморпути. Утвержденные рекомендации комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики направлены в правительство РФ
- Финские и норвежские программы развития Арктики. Как скандинавские страны развивают свои северные территории
- Программы развития арктических территорий Северной Америки. Благоприятная среда для экономики, экологическое равновесие, туризм, дорожная инфраструктура, работа для коренного населения
- Проектный офис развития Арктики представил первые результаты оценки достижения целей Стратегии развития Арктики. Об исследовании рассказали в ходе Форума стратегов в Санкт-Петербурге
- Максим Данькин: в обеспечении реализации Стратегии АЗРФ есть разрывы. Об этом гендиректор ПОРА сообщил на заседании комиссии Госсовета РФ по Арктике