Сейчас в Архангельске

05:31 3 ˚С Погода
18+

Российские национальные стандарты арктического туризма

Арктическая зона – это территория особенных рисков, которые должны учитывать туроператоры и отправляющиеся туда туристы.

Туризм Туризм в арктике Особенности арктического туризма Стандарты туризма
Андрей Бертош
4 марта, 2022 | 16:17

Российские национальные стандарты арктического туризма
Фото Ирины Белотуровой, GeoPhoto.ru


В феврале 2022 года на сайтах государственных органов России и в средствах массовой информации получила широкое распространение новость об утверждении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) государственных стандартов, регламентирующих туристскую и экскурсионную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации. Заявляется, что стандартизация арктического туризма является первым подобным опытом в мировой практике.

Национальные стандарты были утверждены приказом Росстандарта ещё 29 ноября 2021 года[i], а действовать начнут с 30 июня 2022 года. В их разработке принимали участие Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также другие учреждения и организации, имеющие отношение к туристской деятельности в Арктике.

Всего было принято шесть ГОСТ Р, относящихся к серии стандартов «Арктический туризм»:

1. Туристские и экскурсионные услуги в Арктической зоне Российской Федерации. Основные положения[ii];

2. Требования по обеспечению безопасности туристов в Арктической зоне Российской Федерации[iii];

3. Безопасность активных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Общие положения[iv];

4. Требования к туристской инфраструктуре в Арктической зоне Российской Федерации[v];

5. Информационные знаки системы навигации в сфере туризма в Арктической зоне Российской Федерации[vi];

6. Предотвращение конфликтных ситуаций между туристами и белым медведем. Требования[vii].

Каково основное содержание национальных стандартов в этой сфере? К чему приведёт их внедрение? Какие практические изменения последуют после вступления их в действие?


Общие понятия и принципы стандартизации арктического туризма

При подготовке серии стандартов «Арктический туризм» составители руководствовались ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[viii], иными действующими нормативно-правовыми актами, а также Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ[ix], Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта[x] и ГОСТами, регламентирующими туризм и услуги в целом[xi]. Одним из базовых документов, взятых за основу при стандартизации туризма в Арктике, стал ГОСТ Р «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения»[xii], принятый 01 июля 2010 года (ряд разделов указанного стандарта был заимствован полностью или адаптирован для использования в арктических условиях).

В ГОСТ Р сформулированы основные требования к туристским и экскурсионным услугам, оказываемым в Арктической зоне. Под действие стандартов подпадают туроператоры как внутреннего, так и международного (въездного и выездного) туризма. В связи с тем, что данные услуги будут оказываться в удалённой, труднодоступной и труднопроходимой местности с суровыми климатическими условиями, значительное внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности туристов, освоению ими специальных навыков, организационной подготовке путешествий и экскурсий.

ГОСТ Р, регламентирующие туристскую деятельность в Арктике, расшифровывают ряд ключевых терминов этой сферы, включая само понятие «арктический туризм», который в документе определяется как «туризм в Арктической зоне Российской Федерации, направленный на популяризацию её исторического, культурного и природного потенциала»[xiii]. Стоит отметить, что значительная часть используемой терминологии совпадает с понятиями, применяемыми в сфере туристско-экскурсионных услуг в целом, но с добавлением указания на арктический регион.


Виды экскурсионных услуг в Арктической зоне 

Подразделяются на несколько групп:

- в зависимости от тематики: обзорные и тематические (научно-экспедиционные, по наблюдению природных явлений, айсберговые, ледниковые, биологические, спелеологические, посещение мест проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и т.д.);

- в зависимости от способов передвижения туристов: пешеходные, лыжные, санные, экскурсии с использованием транспортных средств различного вида, собачьих или оленьих упряжек, комбинированные;

- по возрастному и социальному признаку: детские, молодёжные, взрослые, семейные, корпоративные, для экскурсантов с ограниченными физическими возможностями, для лиц старше 65 лет.

Данная систематизация отражает специфику тематической направленности туризма и средств передвижения в арктических регионах, при этом оговаривается, что возможны и другие варианты классификации: в зависимости от числа участников, назначения, продолжительности, времени проведения и других факторов.

Одним из ключевых положений стандартов является настоятельная рекомендация по осуществлению туристско-экскурсионной деятельности в Арктике только при наличии соответствующей инфраструктуры, что связано со сложными природно-географическими условиями. Туристская инфраструктура Арктической зоны определяется как «совокупность взаимосвязанных производственной, обслуживающей, управляющей структур и туристских ресурсов, обеспечивающих размещение, жизнедеятельность и организацию делового, познавательного, оздоровительного и другого досуга для участников туристских групп»[xiv]. В ГОСТ Р содержится положение о заключении организатором турбизнеса договора в письменной форме, если используется или арендуется инфраструктура сторонних организаций.

Отдельно обозначены в стандартах условия туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), которые занимают немалую часть российской Арктики. ГОСТ Р предписывают осуществлять туристскую деятельность на ООПТ при условии заключения договоров в письменной форме между структурой, в чьём ведении находится данная территория, и организатором турбизнеса. Получение разрешения на пребывание на охраняемых территориях должно быть составной частью реализуемого туристского продукта.

В перечень услуг, связанных с туристской деятельностью в арктическом регионе, входит обучение специальным навыкам для туризма в Арктике. Предписывается включать обучение навыкам и умениям активных видов арктического туризма в состав реализуемого турпродукта. Помимо того, организатор туруслуг должен проводить необходимые обучение и инструктаж туристов, в том числе по обеспечению безопасности, при этом ответственность за реализацию данных мер возлагается на руководителя организации, оказывающей услуги.


Факторы риска арктического туризма

Арктический туризм, организуемый в местностях со сложными природно-климатическими условиями, зачастую на удалённых и труднодоступных территориях, требует дополнительной подготовки и особого внимания к вопросам безопасности. Этой теме посвящены два ГОСТ Р из шести – «Требования по обеспечению безопасности туристов в Арктической зоне Российской Федерации»[xv] и «Безопасность активных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Общие положения»[xvi].

Стоит отметить, что под «безопасностью арктического туризма» подразумевается не только сохранение жизни, здоровья или имущества туристов, но и «ненанесение ущерба окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства»[xvii] в Арктике. Безопасность трактуется как комплексное понятие, соответствующее принципам сбалансированного устойчивого развития, что особенно актуально для арктического региона.

В качестве основных источников опасности стандарты называют как риски общие для туризма в целом, так и характерные только для Арктической зоны (либо наиболее распространённые на её территории). При обобщении информации, содержащейся в стандартах, можно обозначить следующую примерную систематизацию факторов риска арктического туризма.

1. Опасности природно-географического характера:

- наличие сложных для передвижения местностей (морская, горная, пустынная, снежно-ледовая), опасных участков рельефа (речные пороги, моренные и скальные участки, и т.д.); трудность обнаружения потенциально опасных мест (припорошенные снегом трещины на снежно-ледовых трассах и т.п.);

- возможность возникновения природных катастроф, непрогнозируемых, а также слабо прогнозируемых опасных природных явлений: переворот айсбергов, откалывание и сход ледников, возникновение снежно-ледовых трещин, снежные лавины, камнепады и т.п.;

- гидрометеорологические факторы: низкие температуры, сильные ветры, внезапные изменения погоды, повышенная солнечная радиация в весенне-летний период, крайне низкое атмосферное давление на отдельных территориях, сложная ледовая обстановкой и воздействие сезонных штормов в акваториях морей и океанов;

- биологические факторы: возможность встречи с хищными дикими животными (белые медведи, касатки и т.д.), распространённость кровососущих насекомых (гнуса), наличие ядовитых растений и т.п.;

- риски распространения инфекционных заболеваний, включая специфичные для Арктической зоны: туляремия, сибирская язва, бешенство, «дикование песцов» (вирусный энцефаломиелит), трансмиссивные (переносимые кровососущими насекомыми) инфекции и т.д.

2. Техногенные опасности

Риск возникновения пожаров существует как сопутствующий фактор практически любой деятельности человека. Экологическая, токсикологическая, радиоактивная опасности для туристов возникают при посещении или нахождении вблизи промышленных предприятий и других техногенных объектов (нефтедобывающих или нефтеперерабатывающих предприятий, атомных электростанций и т.п.).

3. Опасности социально-культурного характера

Риски, связанные с особенностями культурной и социальной среды места пребывания, особенностями местной пищи, языковой спецификой, культурными, религиозными и этническими традициями населения, включая коренные малочисленные народы. При этом криминогенная и военно-политическая опасности в стандартах оцениваются как незначительные ввиду удалённости и труднодоступности территорий Арктики.

4. Опасности изоляционного характера

В качестве одного из ключевых факторов риска арктического туризма в ГОСТ Р отмечаются опасности, связанные с «удалённостью (изоляцией) от мест дислокации спасательных служб и, как следствие, с невозможностью оказать своевременную помощь»[xviii].

5. Иные опасности

Риски разного характера, связанные с нарушением туристами и экскурсантами правил личной безопасности, нормативно правовых актов, распоряжений и предписаний органов власти, традиций местного населения, требований представителя организатора туризма и т.п.


Обеспечение безопасности туризма в Арктике

Безопасность туристов в Арктике определяется как «снижение рисков до приемлемого уровня путём чёткого разграничения и выполнения обязанностей всеми участниками процесса оказания туристских услуг и соблюдения туристами (экскурсантами) правил личной безопасности»[xix]. К субъектам, обеспечивающим безопасность, относятся федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти, туроператоры, перевозчики, страховые компании и иные организации или структуры, имеющие отношение к организации или регулированию туризма.

Государственные стандарты формулируют ключевые требования к безопасности арктического туризма, которые можно разделить на несколько обобщённых категорий.

1. Меры, реализуемые субъектами, обеспечивающими безопасность туризма

К основным мерам, направленным на повышение безопасности туризма в Арктической зоне, относятся информирование туристов, страхование их жизни, здоровья и имущества, обеспечение профилактических медицинских мер (включая прививки), оказание медицинской и иной экстренной помощи при несчастных случаях или чрезвычайных ситуациях, сопровождение туристских групп специальными службами.

Немалое значение для обеспечения безопасности имеют контроль за соблюдением требований к материально-техническому состоянию объектов инфраструктуры и надлежащей их эксплуатации, к профессиональной подготовке работников туристской индустрии, к обучению туристов (экскурсантов), приобретению ими необходимых навыков и умений. Отдельно можно выделить рекомендации по установке защитных устройств и ограждений в районе опасных участков (обрывы, трещины на снежно-ледовых трассах, крутые склоны, осыпи в горах, водоёмы с ненадёжным льдом, горнолыжные трассы и т.д.

2. Обязанности туристов и экскурсантов по обеспечению собственной безопасности

Стандарты обязывают участников турпоходов и экскурсий соблюдать нормативные правовые акты, инструкции и правила поведения, уважать обычаи, традиции и религиозные верования местного населения, подчиняться указаниям представителя туристской организации и выполнять иные условия для повышения собственной безопасности. Перед началом путешествия необходимо пройти инструктаж, при необходимости – дополнительную подготовку и обучение. В случае наличия риска инфекционных заболеваний в районе путешествия, стандарты обязывают сделать профилактическую прививку. Основным требованием к туристам, планирующим посещение Арктической зоны, является формирование собственного представления о потенциальных рисках путешествия и отказ от поездки при наличии сомнений в возможности обеспечения личной безопасности.

3. Требования к туристским организациям по обеспечению безопасности

Основной блок требований, регламентируемых ГОСТ Р, относится к туроператорам и иным субъектам туристской индустрии. Стандарты накладывают на организаторов туризма ряд обязательств: туроператорам предписывается анализировать и учитывать риски путешествий в Арктику, информировать туристов об имеющихся факторах опасности, а также обеспечивать безопасность их жизни, здоровья и имущества, снижая возможные риски до приемлемого уровня.
В ГОСТ Р содержится комплекс мер, связанных с выполнением указанных предписаний, формулирующий рекомендации в отношении туристской инфраструктуры, транспорта, снаряжения, квалификации персонала и т.п. Требования к зданиям и сооружениям, транспортным средствам (автомобилям, снегоходам, плавсредствам и т.п.), инвентарю и оборудованию предъявляются в соответствии с действующими на территории России нормами и правилами, регламентирующими данные вопросы. Персонал туркомпании должен знать основные правила безопасного поведения, обладать навыками оказания первой медицинской помощи и быть готовым к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Ключевым положением для снижения рисков является рациональный подход к выбору маршрута, благоприятного времени года и погодных условий при планировании путешествия. В целях безопасности надлежит иметь в распоряжении необходимое количество транспортных средств (с учётом возможного выхода из строя некоторых из них), укомплектованные аптечки со средствами оказания первой медицинской помощи, а также предоставлять тургруппам средства связи, резервное питание и снаряжение (для обеспечения автономного существования в чрезвычайных ситуациях), при необходимости – выделять средства индивидуальной защиты (страховочные верёвки, шлемы, ледорубы, крючья и прочее).

Для снижения риска изоляционной опасности на трассах турмаршрутов рекомендуется сооружать укрытия от непогоды, а также места с аварийным запасом еды и снаряжения. О турпоходах в труднодоступной местности, по водным, горным, спелеологическим и подобным объектам надлежит информировать территориальные органы МЧС России, а также создавать на пути следования точки для обязательного выхода на связь с оперативными службами с целью обмена информацией о прохождении маршрута.

К специфическим требованиям безопасности, свойственным Арктической зоне, относится обеспечение туристов средствами защиты от кровососущих насекомых (репелленты, москитные сетки) и ультрафиолетового излучения (солнцезащитные кремы, очки и т.п.). Важным является снижение воздействия негативных факторов природной среды (низкие температуры, осадки, ветер, яркий свет в ночное время при полярном дне) на потребителей туруслуг.

Стандарт, регламентирующий безопасность активных видов туризма в Арктической зоне[xx], подразделяет маршруты в зависимости от степени сложности и трудности преодолеваемых препятствий на некатегорийные, средней категории сложности (1–3 категории) и высокой категории сложности (4–6 категории). Виды активного туризма, в зависимости от места и способа передвижения, делятся на следующие основные группы: пешеходный (в том числе трекинг), горнолыжный, горный, водный, автомобильный, спелеологический, на собачьих и оленьих упряжках, научно-экспедиционный и другие виды. К активным видам отдыха и развлечений ГОСТ Р также относят катание на лыжах, санях, сноуборде, гужевом транспорте, рыбалку, охоту и прочее.

Требования к обеспечению безопасности активного туризма в значительной степени совпадают с общими подходами к снижению рисков туристской деятельности в Арктике, фокусируя внимание на актуальных вопросах. Например, в отношении потребителей турпродуктов добавляется требование по обязательному предоставлению организатору путешествия (экскурсии) достоверных сведений о своих физических возможностях, состоянии здоровья, медицинских противопоказаниях, наличии необходимых знаний, опыта, навыков и умений. Также на туристов накладывается обязательство иметь при себе и использовать одежду, соответствующую географическим и климатическим условиям.
Обеспечение безопасности туристских путешествий (экскурсий) в Арктике возлагается на руководителей туристской организации и руководителей группы туристов (экскурсантов) в пределах их должностных обязанностей. В самодеятельном туризме отвечают за безопасность сами руководитель и участники туристской группы, которые должны не позднее чем за десять рабочих дней до начала путешествия проинформировать о нём территориальный орган МЧС России, а также постоянно держать в курсе родственников и близких. 

Туристская инфраструктура в Арктической зоне

Стандарты обозначают требования к туристской инфраструктуре в Арктической зоне Российской Федерации (ТИА) и закрепляют формулировку самого этого понятия[xxi]. Как было указано ранее, на объекты инфраструктуры распространяются нормы и правила, в том числе касающиеся их безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям в целом. Персонал туристских объектов также должен иметь соответствующую подготовку. Специфическими особенностями ТИА являются требования к высоким живучести и автономности в суровых климатических условиях.

В качестве основных элементов инфраструктуры в Арктике стандарты называют жилой блок, научно-технический блок, узел связи, систему водоподготовки и водоснабжения, блок питания (столовая, кухня для приготовления пищи, склад хранения продуктов), медицинский блок, банно-прачечный блок, блок основного и резервного автономного энергообеспечения (дизельная или иная основная и резервная электростанции) с базой хранения топливных ресурсов, территорию и гараж для хранения автотранспортной техники, блок очистки сточных вод и утилизации отходов, складской блок. Дополнительно ТИА может включать аэродром со взлётно-посадочной полосой (вертодром), подъездные автомобильные и железные дороги, инфраструктуру для водного транспорта, дополнительные объекты для комфортного и безопасного пребывания. Отдельно обозначено, что в инфраструктуру могут быть включены объекты двойного назначения, которые являются гражданскими, но при необходимости могут быть переданы в распоряжение соответствующих государственных структур.

Базовое требование к ТИА – возможность противостоять длительным, в отдельных случаях круглогодичным, крайне низким отрицательным температурам, динамическим нагрузкам, ветрам высокой интенсивности и продолжительности, а также иным неблагоприятным погодно-климатическим факторам. В целях повышения автономности инфраструктура должна иметь высокий класс энергетической эффективности и высокую ремонтопригодность в кратчайшие сроки. В ней необходимо сформировать достаточные резервные запасы расходуемых ресурсов и средств оказания первичной медико-санитарной помощи.

Одним из ключевых факторов преодоления изоляционной опасности является обеспечение средствами связи и телекоммуникации, способными обеспечить устойчивый и надёжный обмен различными видами информации. Обязательно наличие основных и резервных средств связи, которые можно эксплуатировать в сложных климатических условиях. Ввиду значительной удалённости, ТИА в обязательном порядке должна быть оборудована спутниковыми каналами связи.

Важным требованием к существованию туристской инфраструктуры является минимизация ее воздействия на окружающую среду, для чего необходимы очистка сточных вод, сепарация, утилизация, хранение и вывоз отходов потребления. ТИА должна эффективно выполнять возложенные на нее функции, обеспечивая безопасность туристов и персонала.


Информационные знаки системы туристской навигации в Арктической зоне

Один из стандартов серии «Арктический туризм» полностью посвящён знакам туристской навигации в российской Арктике[xxii]. Данный ГОСТ Р впервые регламентирует систему навигации и ориентирования в сфере туризма на арктических территориях, а также утверждает их графическое исполнение. Данные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, эвакуационные и указательные. 

Предупреждающие знаки содержат информацию об опасностях, с которыми могут столкнутся туристы в Арктической зоне. Часть таких обозначений применима только в Арктике (например, W06 «Осторожно. Белые медведи») или на приполярных территориях W09 «Осторожно. Айсберги»), другие же обозначают более распространённые явления (W12 «Осторожно. Ледоход», W13 «Осторожно. Возможен отрыв льдины» и т.д.).

Запрещающие и предписывающие знаки регламентируют поведение на арктических территориях, эвакуационные знаки содействуют выходу к местам эвакуации или сбора потерявшихся. Разнообразны указательные знаки, содержащие как общеупотребительные обозначения (например, D01 «Место для парковки и стоянки»), так и возможные для использования только в Арктике. Наибольший интерес с точки зрения повышения туристской привлекательности территорий могут представлять указатели, обозначающие географические понятия (D15 «Арктическая зона», D16 «Северный полюс», D17 «Полярный круг»); впрочем, имеются среди них и знаки, вызывающие вопросы (например, D18 «Полярное сияние», которым, по всей видимости, можно обозначить только площадку, удобную для наблюдения за ночным небом).


Арктический туризм и белые медведи

Символом арктической фауны и одним из главных образов, неразрывно ассоциирующихся с Арктикой в общественном сознании, является белый медведь – крупнейший сухопутный хищник планеты. Предотвращению конфликтных ситуаций между белым медведем и туристами посвящ`н отдельный государственный стандарт[xxiii]. Такая регламентация должна обеспечивать необходимый уровень безопасности человека, при этом не нанося урон окружающей среде, а также не создавая угрозы здоровью или жизни и человека, и белого медведя.

В ареале обитания медведей объекты туристской инфраструктуры в обязательном порядке оборудуют барьерами, средствами сигнализации и отпугивания. В тёмное время суток территории жилых зон и общественных учреждений должны иметь постоянное освещение. Отходы жизнедеятельности человека необходимо размещать и утилизировать таким образом, чтобы не повышался риск привлечения белого медведя. При выходе из помещений и в наиболее подходящих местах устанавливаются знаки «Осторожно. Белые медведи».

В случае возможного нападения медведя на человека необходимо предпринимать вынужденные меры по прекращению критической ситуации, о проведении которых незамедлительно информируются Росприроднадзор и правоохранительные структуры. Особо отмечается, что такие меры должны быть направлены, в том числе, на избежание возможной гибели белого медведя.

Важной составляющей обеспечения безопасности является разъяснительная работа – все участники деятельности в Арктической зоне Российской Федерации должны быть ознакомлены с требованиями настоящего стандарта, а также с инструкциями по предотвращению конфликтных ситуациях между человеком и медведем, а также по алгоритму действий в случае возникновения таких ситуаций.


Заключение

Регламентирование основных вопросов, связанных с туризмом в Арктике, призвано увеличить безопасность всех участников туристской деятельности и обеспечить более высокий базовый комфорт потребителей турпродуктов. Итогом выполнения требований ГОСТ Р должно стать повышение качества оказываемых услуг, однако о достижении ощутимых результатов можно будет уверенно говорить только спустя какое-то время после вступления их в силу. Пока не до конца понятны механизмы практической реализации мониторинга соблюдения стандартов и принятия мер при их нарушении.

Разработка серии ГОСТ Р «Арктический туризм» содействует формированию правовых основ обеспечения туристской деятельности в регионах российской Арктики. В стандартах прослеживается комплексный подход к вопросам безопасности и общим принципам функционирования туристской индустрии в Арктической зоне, что важно для соблюдения принципа устойчивости (осуществления деятельности с учетом экологических, социальных и экономических факторов в целях обеспечения долговременного стабильного функционирования систем).


Автор: Бертош Андрей Александрович, Кольский научный центр Российской Академии наук.




[i] Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1632-ст от 29.11.2021.

[ii] ГОСТ Р 59850.1–2021 «Туристские и экскурсионные услуги в Арктической зоне Российской Федерации. Основные положения».

[iii] ГОСТ Р 59850.2–2021 «Требования по обеспечению безопасности туристов в Арктической зоне Российской Федерации».

[iv] ГОСТ Р 59850.3–2021 «Безопасность активных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Общие положения».

[v] ГОСТ Р 59850.4–2021 «Требования к туристской инфраструктуре в Арктической зоне Российской Федерации».

[vi] ГОСТ Р 59850.5–2021 «Информационные знаки системы навигации в сфере туризма в Арктической зоне Российской Федерации».

[vii] ГОСТ Р 59850.6–2021 «Предотвращение конфликтных ситуаций между туристами и белым медведем. Требования».

[viii] Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996.

[ix] Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ № 132-р от 04.02.2009).

[x] Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (утв. постановлением Правительства РФ № 1852 от 18.11.2020).

[xi] ГОСТ Р 32611–2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов»; ГОСТ Р 50646–2012 «Услуги населению. Термины и определения»; ГОСТ Р 50681–2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»; ГОСТ Р 52113–2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества услуг»; ГОСТ Р 53522–2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения»; ГОСТ Р 54601–2011 «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения»; ГОСТ Р 54604–2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» и другие государственные стандарты.

[xii] ГОСТ Р 53522–2009 «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения».

[xiii] ГОСТ Р 59850.1–2021 «Туристские и экскурсионные услуги в Арктической зоне Российской Федерации. Основные положения».
[xiv] Там же.
[xv] ГОСТ Р 59850.2–2021 «Требования по обеспечению безопасности туристов в Арктической зоне Российской Федерации».

[xvi] ГОСТ Р 59850.3–2021 «Безопасность активных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Общие положения».

[xvii] ГОСТ Р 59850.2–2021 «Требования по обеспечению безопасности туристов в Арктической зоне Российской Федерации».
[xviii] Там же.
[xix] Там же.
[xx] ГОСТ Р 59850.3–2021 «Безопасность активных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Общие положения».
[xxi] ГОСТ Р 59850.4–2021 «Требования к туристской инфраструктуре в Арктической зоне Российской Федерации».
[xxii] ГОСТ Р 59850.5–2021 «Информационные знаки системы навигации в сфере туризма в Арктической зоне Российской Федерации».
[xxiii] ГОСТ Р 59850.6–2021 «Предотвращение конфликтных ситуаций между туристами и белым медведем. Требования».




далее в рубрике