Сейчас в Мурманске

22:36 1 ˚С Погода
18+

Зачем США глубоководный порт на южном побережье Аляски

Геополитическая значимость штата Аляска в контексте борьбы за Арктику усиливается


Зачем США глубоководный порт на южном побережье Аляски

Фото Depositphotos

 

Геополитическая значимость штата Аляска в контексте борьбы за Арктику усиливается. Паблисити в США давно уже лоббируют дальнейшую милитаризацию этого северного штата. На повестке - реконструкция порта в г. Ном, которая способна усилить контроль США за морскими путями в Арктику. 

 

Порт стратегического значения

 

В декабре 2018 г. министр ВМС Р. Спенсер публично заявил о необходимости создания на Аляске порта стратегического значения, который позволит проводить масштабные военно-морские операции. Географическое расположение столичного Анкориджа, имеющего глубоководный порт, не позволяет оперативно реагировать на возможные «арктические» вызовы.

Инициатива тогдашнего министра нашла соответствующий отклик. К укреплению позиций США в Аляске постоянно призывает сенатор от этого штата Дэн Салливан. Риторика алармистская и милитаристская: в Арктике усиливают свои позиции Россия и Китай, что, по мнению сенатора, представляет угрозу для США. О необходимости строить порт постоянно говорит еще и директор Полярного института (Вашингтон, округ Колумбия) Майк Сфрага, который назвал Аляску «национальным авангардом» в Арктическом вопросе (февраль 2020 г.).

 

Дэн Салливан. Фото с сайта: «Ktoo».

 

Выводы делаются простые, но масштабные: увеличение финансирования, милитаризация штата и строительство порта.  Ряд экспертов скептично отнеслись к озвученным в прошлом году инициативам сенатора и даже назвали их лоббированием интересов штата. Однако реалии таковы, что высказанные сенатором положения вполне вписываются в государственную политику США в Арктике.

На западном берегу Аляски (как и за полярным кругом в целом) у американцев нет инфраструктуры, которая смогла бы обслуживать эсминцы. Анкоридж – единственный американский глубоководный порт, находящийся в районе Арктики, но его местоположение не совсем удобно: он слишком отдален от Северо-Западного прохода – морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки из Тихого океана через Канадский Арктический архипелаг в Атлантический океан.

 

Фото с сайта: «Google».

 

Рассматривались разные варианты, но похоже от идеи строительства порта с нуля пока отказались. Вариант укрепления порта на северном склоне Аляски (порт Прудо-Бей) может оказаться не подходящим, так как таяние вечной мерзлоты превратит этот регион в болото.

В качестве наиболее вероятной локации называется входящий в штат Аляску город Ном (Южное побережье полуострова Сьюард, залив Норто-Саунд Берингово море), с населением около 4 тыс. чел. По прямой от Анкориджа до Нома – 850 км, по морю расстояние намного больше.

 

порт Ном

  

В конце декабря 2019 г. инженерные войска США представили проект расширения порта в г. Ном. В течение всего января проект был доступен для публичных обсуждений, а летом ожидается его рассмотрение в Конгрессе. Стоимость проекта почти 0,5 млрд. долларов.

 

Фото с сайта: «Arctictoday».

 

Впрочем, проект имеет свои особенности и, вероятно, ограничители. Обсуждается возможность преобразование существующего волнореза в несколько дамб, а также вопросы обеспечения безопасности фауны при реконструкции. Наиболее актуальный вопрос – глубина порта. Предлагается углубление до 40 футов (12 м), что вызывает беспокойство со стороны представителей демократической партии США. Считается, что порт должен иметь глубину 45 футов (13,5 м) для того, чтобы вместить более крупные корабли береговой охраны.

Впрочем, руководство порта считает, что произведенный анализ доказывает достаточность глубины в 40 футов для ледоколов и эсминцев класса Арли Берк.


Американский эсминец типа «Арли Берк» Фото Армейский вестник

 

В качестве преимуществ реконструкции порта называются и экономические факторы, например, возможность снижение затрат на коммерческие перевозки.

В статьях бюджета на оборону на 2020 г. предусмотрены вопросы укрепления безопасности на Аляске, но о строительстве порта речи не идет. Тем не менее есть основания утверждать, что финансирование на реконструкцию порта в Номе будет получено уже в 2021 г.

Местоположение Нома позволяет США претендовать на контроль не только Северо-Западного прохода, но и Северного морского пути. Милитаризация порта создаст дополнительный потенциал для геополитической напряженности. Соединенные штаты, в отличие от Канады, считают Северо-Западный проход международными территориями, однако в последние годы американские политики постоянно высказывают «беспокойство» вокруг статуса Северного морского пути, находящегося под юрисдикцией России.

Учитывая публичные высказывания американских политиков относительно усиления влияния России и Китая в Арктике, очевидно, что США в ближайшие годы захотят создать плацдарм для возможного контроля над морскими путями. Похоже, среди американских властей уже достигнут консенсус относительно локации этого плацдарма. Вполне вероятно, что в ближайшие несколько лет следует ждать не только реконструкции порта в Номе, но и создание в этой локации передовой станции. Это позволит обеспечить более быстрое и полноценное снабжение американского флота.

 

***

  

Дмитрий Михайличенко, доктор философских наук


далее в рубрике