«Мы вернулись к идее мира»: Павел Филин о конференции «Полярные чтения»

Культура и искусство Наука
Павел Филин
17 Июня, 2021, 13:13
«Мы вернулись к идее мира»: Павел Филин о конференции «Полярные чтения»
Участники «Полярных чтений – 2021» в Архангельске в Музее художественного освоения Арктики имени А.А.Борисова.


Международная научно-практическая конференция «Полярные чтения» в девятый раз прошла в мае 2021 года. Мероприятие стало доброй весенней традицией. Конференция проходит ежегодно, приурочена к Фестивалю ледоколов на Неве и ко дню Полярника 21 мая. Тема этого года – «Художественное освоение Арктики: полярные регионы в культуре, искусстве и философии». Заместитель директора Арктического Музейно-выставочного центра, один из организаторов конференции Павел Филин рассказал о «Полярных чтениях» и любви к Арктике.


Какая главная цель конференции «Полярные чтения»?

– Конференция появилась в то время, когда мы работали в музее «Ледокол «Красин» и придумали Фестиваль ледоколов. В 2014 г. она была частью деловой программы первого в мире Фестиваля ледоколов. Чуть раньше, в 2011 году, сложился наш коллектив историков – ваш покорный слуга, кандидат исторических наук Емелина Маргарита Александровна и кандидат исторических наук Савинов Михаил Авинирович. Сейчас мы работаем в Музейно-выставочном центре технического и технологического освоения Арктики.


 Ведущие «Полярных чтений – 2020» в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте.


С научных позиций цель любой конференции – сбор и обмен информацией, выработка новых идей и проектов, объединение специалистов, работающих по конкретной тематике. Мы занимаемся историей Арктики. В ней много неизученных «белых» пятен. «Полярные чтения» – это «общая шапка» в названии ежегодных конференций. Каждая конференция посвящена определённой теме. Мы выбираем темы, которые интересны нам и в которых есть неизведанные сюжеты. Основная цель – заполнение «белых пятен» в истории Арктики.

Есть ещё цель, которая интересует меня лично. Временной поток делится на три блока: прошлое, эфемерное настоящее (непонятно где начинается и заканчивается) и будущее (неизвестно в какой точке начинается). Всё вместе это составляет временной поток. Обычно историки работают с прошлым, иногда с настоящим. Мне наскучило работать только с прошлым и настоящим. Захотелось охватить весь временной поток. И я поставил такую цель, которую можно сформулировать вопросом: можно ли данные, полученные историками при изучении прошлого, использовать для работы с будущим? Прогнозировать и формировать будущее?


Почему важна и интересна фантастика, посвящённая Арктике?

– Фантастика – это размышления о временном потоке. О том, что мы можем увидеть в будущем, каким образом можем развить себя и общество. Можем ли мы управлять стрелой времени? Насколько мы можем ей управлять? Насколько можем влиять на неё и насколько она влияет на нас? В этом фантасты и пытались разобраться. Фантастика – мысленный эксперимент. Мы погружаем персонаж в определённые условия и смотрим, как он развивается в этих условиях, как развивается общество. Мысленный эксперимент обладает силой. Не всегда всё сбывается. В любом случае фантастика – мощный механизм конструирования будущего.

Расцвет советской фантастики об Арктике пришёлся на 1930-50-е годы. Была поставлена государственная задача: создать транспортную магистраль, которая связывала бы страну в единое целое. Вместе с масштабными  государственными решениями пошли мощные вливания в экономику севера. Создавались промышленные предприятия, развивалось мореплавание, создавались полярные станции и т.д. Параллельно стало появляться значительное число научно-фантастических произведений. Люди начинали мыслить: как развивать или даже преображать Арктику, какие города и транспортные коридоры там строить. Надо сказать, что состоялось не всё, но многое. В Арктике действительно появились города, развился самый мощный в мире ледокольный флот, создана транспортная магистраль.

Сегодня мы переживаем новый виток интереса к Арктике, там реализуются масштабные проекты, ещё больше от неё ожиданий. И, конечно, всё это необходимо осмыслять. В наши дни пишут много фантастической литературы, в том числе есть произведения об Арктике. Но это ещё надо переварить, осмыслить, исследовать идеи в литературе.


Чем вы руководствуетесь при выборе темы для конференции?

– Мы выбираем широкие темы. Это позволяет участникам подстроиться под тематику. Любим междисциплинарные темы. Например, в 2018 году конференция проходила в Горном университете и носила название "Полярные чтения – 2018. История техники и технологий в Арктике". С одной стороны, история, с другой – техника и технологии. Мы мыслили широко. Под техникой и технологиями можно подразумевать добычу природных ресурсов. С другой стороны, можно иметь в виду технологии выживания коренных народов и приспособления к условиям Арктики. Или практики организации экспедиций: как первопроходцы выживали в Арктике (чем питались, какие палатки у них были, как они делали одежду и т.д.). 


   «Полярные чтения – 2019» в Горном университете.


В этом году тема «Художественное освоение Арктики». Здесь и история, и культурология. Комплекс гуманитарных наук. Ориентируемся также на ситуацию в мире, на актуальность темы для данного времени.

В 2015 году была тема, посвящённая истории войны в Арктике. Малоисследованная тема. Конференция была приурочена 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

В 2016 году разговаривали о сохранении культурного наследия Арктики, а в 2017 году провели настоящий форум музеев, так или иначе связанных с полярной тематикой, в резолюции которого записали необходимость создания ассоциации арктических музеев.


  Участники «Полярных чтений – 2017» на ледоколе «Красин».


В 2020 году тематика конференции была посвящена столетию Арктического и антарктического научно-исследовательского института. В следующем году, скорее всего, на конференции будем говорить об истории международного сотрудничества в Арктике. Россия вступила в председательство в Арктическом совете и, на наш взгляд, было бы важно и актуально проанализировать историю развития международных отношений вокруг полярных регионов.


 «Полярные чтения -2020» в ААНИИ в онлайн формате.


В этом году вы проводили конференцию на разных площадках. Какие цели были поставлены? Что удалось, а что не получилось?

– На мой взгляд, конференция удалась. У нас действительно были две площадки – одна в Арктическом и антарктическом институте в Санкт-Петербурге, вторая в Архангельске на базе Музея художественного освоения Арктики имени А.А. Борисова. Обе площадки коммуницировали по видеосвязи.

Когда мы только задумывали конференцию, то казалось, что название слишком узкое «Художественное освоение Арктики: полярные регионы в культуре, искусстве и философии». Предполагали, что участников будет немного, и хотели провести конференцию в два дня. Но когда заявки посыпались как из рога изобилия, мы добавили ещё два дня. Всего в ходе конференции было зачитано 110 докладов. Получилось осветить тему почти со всех сторон. Направления самые разные: литература, изобразительное искусство, танцы, питание как искусство, кинематограф, музейное измерение.

Сейчас проводится много мероприятий, посвящённых Арктике, в ходе которых регион обсуждается с технократических позиций: какие ледоколы будем строить, какие кадры привлечём, какие месторождения будем разрабатывать. Мы же обсуждали образ, видение Арктики, проводили работу по её осмыслению в символическом пространстве.

По итогам каждой конференции мы готовим резолюцию как «выжимку» самых важных идей. В этом году первым пунктом отметили, что освоение полярных регионов не будет гармоничным, если оно не будет сопровождаться столь же интенсивным осмыслением в когнитивном пространстве.


А как вы расшифруете термин «Художественное освоение Арктики», что это значит?

В своё время, в период Серебряного века, художник А.А. Борисов организовывал художественные экспедиции в Арктику, в тундру к ненцам, на Новую Землю, в ходе которых писал свои замечательные полотна. Для него Арктика была предметом, «ресурсом для добычи» художественных идей. Полярные регионы традиционно представляются как кладовая ресурсов, под которыми, прежде всего, понимаются природные, материальные ресурсы. Однако и Арктика, и Антарктика имеют огромное значение для человечества как источники для эстетической, художественной и философской (когнитивной) рефлексии. В этом и смысл термина «художественное освоение Арктики».


Вы говорили не только про Арктику, но и про Антарктику?

Да, это так. В меньшей мере, поскольку она менее осмыслена. Про Арктику много произведений. Про Антарктику единицы. И это тот пробел, который категорически важно восполнить! В Антарктике произошла удивительная вещь. В 1950-х годах страны, находившиеся в состоянии холодной войны, на грани с горячей, сумели договорились о том, что это будет мирный регион, где будет развиваться только научное сотрудничество! Был подписан договор об Антарктике, и все ему следуют!

Сейчас набирает обороты процесс «разлёта» стран, нарастание конфликтов, непонимания между государствами. Начинаем всё делить. Мне кажется, в таких ситуациях нужно и важно вспоминать об опыте сотрудничества, беречь его. Одним из способов укрепления этого опыта является художественно-философское осмысление. Чем больше это будет прокручено в головах, чем больше будет это описываться в фильмах и художественных произведениях, тем лучше это закрепится. Именно Антарктика в современном мире даёт уникальный и бесценный опыт мирного глобального международного сотрудничества, что, к сожалению, крайне слабо отрефлексировано в художественном и философском дискурсе.


Что самое важное в проведении конференции?

– С организационной точки зрения – это тяжело. Процесс выстраивания конференции -- это сложный процесс. Возникает большое количество коммуникации и организационной работы. С другой стороны, это всегда интересно, так как общаешься с коллегами, обсуждаешь идеи.

Последние конференции у нас проходили в необычном формате. В прошлом году из-за ковида мы чуть не отменили конференцию. Но в итоге провели её онлайн. Получилось очень неплохо. Раньше мы проводили конференции на борту ледокола-музея «Красин». Присутствовало около пятидесяти участников. Потом, когда конференция выросла, стали подключать новые площадки – Горный университет, Арктический и антарктический институт. А в 2019 г. онлайн-трансляция конференции за три дня набрала порядка двух тысяч просмотров! И продолжает набирать просмотры, так как все записи докладов «порезаны» на отдельные ролики и выложены в сети. Считаем это заметным расширением конференции. Кроме того, каждый год при поддержке компании «Совкомфлот» мы издаём сборники докладов «Полярных чтений».


  Презентация сборника «Полярных чтений - 2019».

На нашем сайте лежат видеозаписи конференции, тезисы, презентации, резолюции, фотоальбомы. Сайт стал настоящим кладезем структурированной информации по истории полярных регионов. И мы, конечно же, благодарны Фонду Президентских грантов, который три года подряд поддерживает «Полярные чтения».


  «Полярные чтения – 2021» в ААНИИ в «гибридном» формате (очное участие совмещено с онлайн-докладами).


В этом году у нас получился гибридный вариант конференции. Примерно половина докладчиков пришли на конференцию. Кто не смог приехать -- выступали онлайн. География конференции была поистине масштабной. Были участники из пятнадцати городов, нескольких стран мира. С технической точки зрения было сложновато, но в итоге всё получилось. Записи конференции можно посмотреть на нашем сайте polarconf.ru.

Со смысловой точки зрения, а также судя по количеству докладов, участников и зрителей, мы увидели, что тема вызывает огромный интерес. Мы вернулись к идее мира и к тому, что нужно искать общие ценности и смыслы в Арктике. Она нас объединяет.

 Беседовала Анастасия Тимакова,

Школа журналистики Дворца учащейся молодёжи Санкт-Петербурга



далее в рубрике