Сейчас в Архангельске

23:57 -12 ˚С Погода
18+

Арктические города в пространстве и времени: как со сменой технологий меняется примерно всё – часть вторая

Циклы-парадигмы, научный гороскоп, влияние географических факторов, система расселения и «мировые» города

Транспорт и логистика Технологии Полезные ископаемые Северные города
Надежда Замятина
13 января, 2025, 10:04
Арктические города в пространстве и времени: как со сменой технологий меняется примерно всё – часть вторая

Фото: Shutterstock


Первую часть статьи читайте здесь.


Как меняются эпохи: циклы Кондратьева, или технологические парадигмы

Экономистам известны так называемые циклы Кондратьева, определяющие смену условий экономического развития по смене господствующих технологий. Точная датировка циклов Кондратьева меняется в зависимости от исследователя, при желании в теории можно найти массу сомнительных мест, но в целом факт смены технологий по мере развития человечества очевиден: человек же пересел однажды с телеги на паровоз, а затем с паровоза – на автомобиль, электровоз и самолет на керосине. Одна из современных интерпретаций теории Кондратьева принадлежит Карлотте Перес (она говорит не о циклах, но о более сложном явлении – парадигмах; чтобы не вдаваться в дебри экономики, будем говорить о технологических эпохах).

Доводы Перес кажутся вполне логичными. Суть их в том, что периодически возникают технологии, освоение которых начинает приносить баснословную выгоду по сравнению с прочими известными человечеству. Освоение новой технологии обеспечивает прорыв и конкретным фирмам, которые ее освоили, и в целом территории, где такие удачливые фирмы оказались сконцентрированы.

Допустим, тот, кто освоил паровоз, получает в XIX веке неоспоримое преимущество перед теми, кто ездит на телегах: он может доставить товар и быстрее, и больше за один раз; вместо ближайшей округи ему открываются трансконтинентальные перевозки. Например, сибирское масло становится доступным для вывоза в Европу, где его покупают по цене, по какой никто бы не купил на месте, в Сибири – пользующиеся паровозом предприниматели получают солидные выгоды… Все это кажется очевидным, но посмотрим более детально, и с точки зрения Севера.

В числе прочих факторов, каждая технологическая парадигма имеет «свой» транспорт – паровоз тут как раз характерный пример, хотя «соль» соответствующей парадигмы – в освоении энергии пара в целом, которая может быть применена и в станках, и в паровозах, и в пароходах. Остановимся именно на транспорте, столь важном для Арктики, хотя на самом деле речь и об институтах, и о ресурсах, и даже о специфике территориальной структуры: разные варианты всех этих параметров могут или помогать, или вредить экономическому развитию в ту или иную эпоху, и эта роль меняется по эпохам. Кто владеет «нужным» с точки зрения данного этапа транспортом – тот получает максимальную выгоду.

Российские географы, работавшие в Институте географии РАН (ИГРАН), еще в начале 1990-х годов предложили сводную схему, показывающую, при каком технологическом цикле складываются на конкретной территории условия для процветания. По сути, это такой научно обоснованный «гороскоп», по которому можно определить, благоприятно ли складываются звезды для развития города в зависимости от эпохи. Конечно же, на самом деле речь не о звездах, а о ресурсах и географическом положении – вся соль в том, что важность и выгода и ресурсов, и географического положения, меняется в зависимости от эпохи.

 

Смена важности географических факторов в зависимости от технологической эпохи


Источник: Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991

 

Возьмем для примера довольно простой – третий – цикл Кондратьева. Его наиболее передовая (и она – наиболее выгодная) отрасль – это крупная тяжелая индустрия. Транспорт здесь – паровозы, мощные, но пока не настолько, чтобы возить тысячи тонн руды или угля слишком далеко: промышленность концентрируется «по сырью», размещается непосредственно в бассейнах добычи угля (Донбасс, Кузбасс и т.д. – эти названия происходят от названий бассейнов каменного угля, и испытывают мощный подъем именно на этой фазе развития технологий) или вблизи месторождений железной руды. Расцветают города в немецком районе Рур, американский Питтсбург, британский Шеффилд, польский Катовице; возникают Магнитогорск и Кузнецк... Идет мощная концентрация производства там, где есть сырье. Что нужно для того, чтобы «счастье» промышленного развития пришло в регион? Руда! Или уголь. Грубо говоря, в этот период действует простая формула: «Есть уголь – есть развитие, нет угля – нет развития». Непреложный закон – но не вечный, а только эпохи угля.

Но как говорится, каменный век закончился не потому, что закончились камни. Уголь продолжает добываться, но меняется эпоха: с новыми технологиями максимальная прибыль получается уже не на крупных металлургических комбинатах, размещенных при месторождениях, а на международном разделении труда. Транспорт уже настолько совершенен, что уголь, руду и в общем, что угодно можно привести, по сути, тоже куда угодно. Выгоду получают те, куда можно привезти это «что угодно» дешевле – портовые города, или шире – города на транспортных потоках. Взгляните на соответствующую строчку в таблице ИГРАН-овских ученых. Яркий российский пример – Череповец: ни угля, ни руды, но на переселении транспортных потоков, получает новый комбинат – и вместе с ним – зарплаты, финансы и т.д.



Фото: Shutterstock


Что такое «четвертый цикл Кондратьева» в технологическом отношении? Это эпоха двигателя внутреннего сгорания. Паровозы и пароходы уступают место более совершенным перевозчикам – более мощным, более мобильным (им уже не так часто требуется бункеровка, то есть дозагрузка, топливом, как это было в угольные времена). Авиация, наконец, становится полноценным транспортным средством, а не уделом отдельных экспериментаторов. В совокупности с автомобилями новые транспортные средства обеспечивают революцию мобильности (о которой писал, например, социолог Дж. Урри в том смысле, что именно небывалая мобильность определяет особенности современных обществ). Даже если не вдаваться в глубины социальных интерпретаций мобильности, очевидно – мир еще никогда не был столь доступен.

Одновременно развивается унификация всего и вся – от торжества конвейерного производства до социальных технологий вроде ЕГЭ. Именно унификация позволяет осуществлять концентрацию производства и обмены товарами в мировом масштабе, – как уже сказано, наступает триумф международного разделения труда. Если почитать учебники 1960-х – экономисты и экономгеографы упиваются экономией, которую можно получить на этих процессах; выгоды на организации металлургических комбинатов в местах добычи сырья уходят в прошлое.

Во многом в эту эпоху формируются постулаты современной школьной экономгеографии: главное, чтобы было «выгодное экономико-географическое положение» на «перекрестке транспортных путей». Но и эпохе торжества «перекрестков путей», как бы это ни было неожиданно учителю географии – тоже приходит конец. В мировом масштабе – примерно на рубеже 1970-80-х годов, в некоторых регионах – значительно позже.

Наступает пятый цикл – эпоха IT, компьютеров и интернета. Что нужно, чтобы «расцвела» территория? Продукции IT уже не нужны ни железнодорожные пути, ни даже, по большому счету, океанские лайнеры. Наиболее прибыльные отрасли уже не привязаны ни к руде, ни к портам. Для их развития нужен хороший интернет, а еще – удобные институциональные, а неплохо – и климатические условия, поскольку роль «угля» как двигателя местного развития начинают играть образованные люди. Не случайно идет так называемый «сдвиг в солнечный пояс» – и в США, и в Западной Европе население и экономическая активность постепенно сдвигается к югу. Сколько бы мы ни пели дифирамбов «реальной экономике», именно «компьютерные» штучки приносят максимальную прибыль. Расцветают удобные для их производства районы.

Посмотрим на таблицу ученых ИГРАНа: это крупнейшие города, это региональные центры вроде Мюнхена или Сан-Франциско, и как ни парадоксально – «курорты». Слышали про технополис «Валлбонн – София – Антиполис»? Он как раз в районе Ниццы на юге Франции. Да и наукограды СССР вполне отличались удобством для жизни – компактные, «зеленые». Не Ницца, но по сравнению с Череповцом – очень даже приятные. Здесь уже можно задуматься о судьбе Арктики, но о ней позже.



Фото: Falaq Lazuardi / Unsplash


Сначала посмотрим, что происходит с городами, расцветшими в предыдущие эпохи. Например, Череповец и ему подобные дети четвертой эпохи? Новокузнецк, Питтсбруг и Дуйсбург – дети эпохи угля и стали? В ведущих странах один за одним приходят в упадок портовые центры (многие слышали про реновацию района Лондонских доков, но дело не в них: еще недавно процветавшие портовые города входят в эпоху кризиса – их преимущества в новую эпоху уже не столь велики, как в предыдущую, и экономика уходит на новые места).

Старшее поколение должно помнить и про протестный профсоюз «Солидарность» из Гданьска, сыгравший важную роль в крахе социалистической системы. Похоже, неслучайно, что протест возник именно здесь: в 1980-е годы повсеместно, в том числе в «социалистическом лагере» вошла в кризис экономика крупных портовых центров.

Еще раньше, в 1970-е мощный кризис с безработицей и т.п. прошел через «детей третьего цикла» – угольно-металлургические районы: немецкий Рур, американский Питтсбург… Черная металлургия активно смещается в «третьи страны»: для развитых стран она уже не столь выгодна, как в XIX веке, и ее подхватывают те страны, что не замахиваются на максимальные прибыли. Принцип таких стран – не максимальные прибыли, но «хоть что-то бы заработать». Вот они и начинают специализироваться на отраслях прошлых эпох – текстиль (1-2 циклы Кондратьева, мы их пропустили), металлургия (посмотрите, какие страны сейчас выплавляют больше всех «чугуна и стали на душу населения в стране» – отнюдь не передовые…), во многом – производство автомобилей и другой, не слишком инновационной техники вплоть до компьютеров, которым, к слову, уже тоже где-то полвека.



Фото: Free Nomad / Unsplash


Технологическая эпоха датируется по господствующей технологии, не по дате – разные страны проходят свои технологические эпохи в свое время, и если США уверенно входят в шестой технологический уклад, то в «третьем мире» самое передовое, что можно представить – это металлургический комбинат, то есть в самом расцвете все еще четвертый цикл Кондратьева, если этот комбинат стоит на побережье и готовит продукцию к трансокеаническим перевозкам, или вообще третий – если комбинат стоит прямо на месторождении руды. По тому, в какой эпохе вы находитесь, легко определить доходы: на предприятиях третьего цикла еще никто не «обогнал» тех, кто уже давно оседлал пятый-шестой.

Наступление каждого нового цикла сильно меняет систему не только транспортного сообщения, но и в целом – систему расселения. Так, именно в пятом цикле ученые поднимают тему «городского сжатия» – причем речь идет о потере населения городами, расположенными во вполне благоприятных климатических условиях средних районов Западной Европы, США и т.д. по достаточно развитым странам вплоть до Китая.

Теряет население, при грубом подсчете, около половины городов среднего размера развитых стран – население «сбегается» в наиболее крупные, так называемые «мировые» города. Если коротко, то именно технологии пятого цикла требуют ускоренных инноваций, инновации требуют обмена идеями, а удобнее всего обмениваться идеями в крупных городах – так коротко можно изложить суть современных подходов географии инноваций (примем к сведению, не вдаваясь в оценки – иначе не успеем преодолеть расстояние от общих закономерностей мирового развития до проблем Арктики; по поводу географии инноваций можно посмотреть значительный объем литературы).



Фото: Skull Kat / Unsplash


Подведем итог теоретическому экскурсу в технологические парадигмы. Факторы развития территории зависят от технологической эпохи, то есть от того, какие технологии определяют в этот момент «лицо» мировой экономики. В числе прочего, каждой технологической эпохе соответствует свой транспорт. Наличный у каждой территории набор факторов развития – ресурсы, географическое положение – оказывается выгоден не «вообще в веках», а только в конкретную эпоху.

Обогащенные этими знаниями, посмотрим, наконец, на Арктику. Да, здесь никогда не было (и видимо, не будет) металлургических комбинатов и прочих классических «локомотивов» соответствующих экономических циклов (см. часть первую о роли удаленности в развитии экономики). Но вот транспортные технологии, соответствующие той или иной эпохе, оказывает ключевое влияние на жизнь арктических городов.

 

Продолжение следует.

 

***

Надежда Замятина, специально для GoArctic


далее в рубрике