Сейчас в Мурманске

14:32 -2 ˚С Погода
18+

Яхты, малая авиация, белые медведи. В чем нужна господдержка арктического туризма

Яхты в Арктике очень востребованы. Но есть ли возможности для их стоянок?

Туризм на севере
Иван Мизин
28 июня, 2023 | 14:53

Яхты, малая авиация, белые медведи. В чем нужна господдержка арктического туризма
Яхты «Пётр I» и «Luna» у острова Хейса Земли Франца-Иосифа.


Пишут и говорят про развитие туризма в Арктике очень много, обсуждают вопрос с разных позиций и на самых разных уровнях. Большой интерес и у государственных организаций, поэтому попробуем немного порассуждать на эту тему с точки зрения специалистов по дикой природе и охране окружающей среды. Ведь едут в Арктику, чтобы увидеть не только следы пребывания там людей в прошлом, но и, собственно, «первооснову»: бескрайние ледяные или тундровые просторы, тех же белых медведей, птичьи базары…

Надо ли вмешиваться в этот процесс государству, выделять специальные средства? А если выделять – то кому и на что? Не претендуя на охват всех аспектов данного вопроса, остановимся на том, в чём разбираемся, а именно – на способах достижения Арктики, сложностях знакомства с её природой для «рядового» посетителя, а также на возможном увеличении числа туристов в этом далёком регионе и необходимом для этого законотворчестве.

Начнем с того, что лучше оставить «высокую Арктику» учёным в виде природной лаборатории и не организовывать туристический поток, исчисляемый десятками тысяч людей в год. И так здесь идёт добыча нефти, газа, твёрдых полезных ископаемых, увеличивается коммерческий морской трафик… Экосистема региона очень легко может быть нарушена до степени невозможности восстановления. А если сюда ещё и «пустить» многочисленных туристов… Вот и президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский полагает (с точки зрения сохранения экосистем, добавим, полностью справедливо), что «арктический туризм — категорически не массовое направление, и потому работа с ним не может основываться на тех принципах, которые подходят для пляжного или культурно-познавательного отдыха».

Совсем недавно в ходе Петербургского международного экономического форума в 2023 году обсуждались перспективы экономического развития Арктической зоны РФ, в том числе туристическая сфера и инструменты государственной поддержки. Некоторые гости форума, например, Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, считает, что «государство должно быть максимально заинтересовано в развитии арктического туризма». Предложим свой вариант того, в чём может быть эта заинтересованность.


Малая авиация ждёт поддержки

Вообще, Арктическая зона нашей страны и планеты велика, разнообразна по своим природным ресурсам. Но попасть туда нелегко. Если на материковую её часть можно хотя бы в теории попасть по суше и даже иногда по дорогам (зимой это легче сделать по замёрзшим рекам – зимникам), то островная её часть – а это в российской части четыре больших архипелага и много отдельных островов – остаётся доступной только по воде или воздуху. Первое «предложение для государства» как раз относится к воздушному способу попасть в Арктику. Малая полярная авиация в нашей стране, скажем мягко, развита слабо. Некогда разветвлённая сеть аэродромов заброшена, подходящих воздушных судов очень мало, а цены на аренду вертолётов недоступны большинству не только граждан, но и организаций. Так что тут всё понятно, куда вкладывать деньги и какую иметь большую долговременную программу государственной поддержки. Создание и развитие малой полярной авиации – вот одно из направлений госфинансирования. Однако уповать на то, что Арктика станет доступной для постоянного потока большого количества туристов на вертолётах/маленьких самолётах, как минимум, наивно. Имея некоторый опыт полётов в Арктике на различных типах самолётов и вертолётов, могу подтвердить, что препятствовать этому будет сама северная погода.

полёт.png

После полёта с известным пилотом Владиславом Выучейским, Нарьян-Мар. Фото Юлии Богомоловой.


Эта погода крайне неустойчива, переменчива – трудно рассчитать время туристического «похода» при помощи авиации, и нет гарантии, что даже если полёт состоится в срок, время, отведённое для знакомства с Арктикой, не будет потрачено впустую, потому что вокруг будут сплошной холодный дождь или туман, или метель… И сам полёт в таких условиях опасен, достаточно вспомнить трагедию 2016 года с руководителем проекта «по следам двух капитанов» Олегом Проданом, когда опытные люди погибли во время трансарктического перелёта…

Немаловажно и то, что для того, чтобы увидеть природные достопримечательности, желательно быть максимально «тихим и незаметным», а шум двигателей распугивает животных за несколько километров, а при регулярных полётах вообще через несколько лет приведет к исчезновению в данной местности ряда видов, наиболее чувствительных к влиянию техники. Это может иметь решающее значение при посещениях ООПТ, в местах гнездовых концентраций морских колониальных птиц, лежбищ моржей, отёльных пастбищ северных оленей, где авиационные полёты на приемлемой для фотографирования высоте в летнее время проводить зачастую просто невозможно.

Но в отдалённых районных центрах, куда можно долететь из больших городов и откуда начать более «экологичное» путешествие, ждут помощи от государства в виде новых взлётно-посадочных полос, зданий и современной инфраструктуры аэропортов. И всё же этот вариант не для сколь-нибудь массовых туристов «высокой Арктики».

вертолёт.png

Вертолет «Робинсон» перед вылетом из Амдермы. Фото Дмитрия Рябова.


Яхты набирают обороты

Вторым, более приемлемым, «летним» средством попасть туда, где живут моржи и белые медведи, когда акватория морей Северного ледовитого океана освобождается от ледяного панциря, являются морские суда. Для крупных туристических компаний, которые организуют туры на круизных лайнерах по сто и более человек, помощь вряд ли нужна. Но с этими многолюдными туристическими группами тоже не всё просто, высадки больших групп на ограниченные и очень уязвимые участки арктических побережий необходимо строго регулировать и контролировать. Да и в настоящее время эти рейсы, которые были в основном, международные, частично приостановлены. Но стал набирать обороты другой вид туризма с использованием морских судов, а именно – яхтенный. И вот тут хочется более подробно остановиться на некоторых особенностях его организации. Где туристы могут взойти на борт яхты? Правильно, в городе у моря – Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, на Диксоне, в Тикси, Певеке и так далее… Но есть ли возможность для стоянок яхт в течение нескольких дней для приёма/высадки туристов? С удобными подъездными дорогами, небольшими гостиницами для экипажей, необходимой инфраструктурой... Есть ли в наших северных портах условия для того, чтобы яхты здесь базировались, и этот вид туризма развивался? Увы, все яхтсмены, прибывающие, например, в Архангельск, как иностранные, так и отечественные, не находят достаточного количества хороших причалов, где они бы могли ждать своих туристов, заканчивая подготовку к походу в Арктику. Вот бы здесь получить финансирование на реконструкцию имеющихся яхт-клубов и строительство новых марин, чтобы это направление стало активно развиваться, чтобы летом с десяток мачт больших яхт постоянно сменяли друг друга перед выходом в море!.. Тем более что навигация на Севере очень короткая, весь сезон для таких туристов – два-три месяца. Насколько вообще сейчас востребованы яхты в Арктике? Прямо скажем, очень востребованы. Об этом говорит, например, опыт национального парка «Русская Арктика». Конечно, нельзя сводить весь познавательный туризм к посещению ООПТ, это в корне неправильно. Но, тем не менее, уже в 2012 году первый настоящий полевой сезон был начат арктической регатой на Землю Франца-Иосифа. Сразу несколько команд из разных стран поднялись до границы дрейфующих льдов.

регата.png

Перед началом арктической регаты, июнь 2012 года, Архангельск.

 

А в последующие годы некоторые из них и повторили свои походы, да ещё и по нескольку раз, имея на борту небольшие туристические группы. 

Кроме того, был успешно апробирован и своеобразный научный туризм, также с использованием яхт. В 2012-2021 годах небольшая парусно-моторная яхта «Alter Ego» со стальным корпусом успешно помогала коллективу учёных в их работах на Земле Франца-Иосифа. Яхта оперативно перемещалась между островами по выбранному специалистами маршруту. Высадки на острова производились при помощи небольшой шлюпки, на островах выполнялись маршрутные и точечные наблюдения, почвенные и ботанические разрезы, отбор проб.

яхта.png

Яхта «Alter Ego» на Земле Франца-Иосифа. Фото Владимира Мельника.


На основании этого практического опыта были сформулированы преимущества яхт для выполнения программ научно-практических работ в удалённых островных морских районах. В принципе, они походят прекрасно и к «обычным» туристическим походам:

1) парусное вооружение делает судно более «экологичным» и экономичным по сравнению с традиционными научно-исследовательскими судами;

2) малая осадка и высокая маневренность позволяют находиться в прибрежной мелководной зоне, а также оперативно корректировать рабочие планы в зависимости от меняющейся погодной, ледовой обстановки, тактических экспедиционных задач.


Как отпугнуть медведя

Но это всё, так сказать, «пожелания» для крупных государственных программ, которые будут реализованы в перспективе. А вот такой момент, исключительно относящийся к арктическому туризму, как острая необходимость упорядочить безопасное нахождение людей в ареале белого медведя, без скорейшего государственного внимания решить не получается, а сделать это уже необходимо! Сложно туристу пойти погулять по льдам в направлении Северного полюса или под птичьими базарами арктических островов, ведь всё время надо осматриваться вокруг, чтобы не пропустить появление этого опасного хищника. Да ещё иметь при себе что-то, способное отпугнуть зверя! И вот тут любой, кто собирается отправиться в Арктику, сталкивается с проблемами. Именно в этой географической зоне России имеется реальная опасность для жизни туриста – конфликт с белым медведем. А как, чем и когда отпугивать этого зверя – непонятно. Вот что говорит по этому поводу эксперт по безопасности Владимир Мельник: «Парадоксально: Россия – страна с самой большой арктической территорией в мире, а вопросы комплексной превентивной и активной защиты людей, живущих, работающих и несущих службу в ареале белого медведя совершенно не разработаны. Все используемые пиротехнические и иные изделия для отпугивания и отгона крупных хищников – по сути импровизация со специальными средствами, которые изначально разрабатывались для других задач».

спш.png

Ушло время и старых «добрых» СПШ-44, которыми раньше отгоняли белых медведей. На отдалённых полярных станциях они всё ещё в ходу.


Вообще, с этим всем довольно сложная ситуация, ведь нет даже системы инструкций для разных типов людей в Арктике, чтобы они могли на официальной законной основе отпугнуть белого медведя, чтобы избежать нападения. Недавно приняли некий государственный стандарт (ГОСТ Р 59850.6 – 2021 Арктический туризм), ставящий одной из целей предотвращение конфликтных ситуаций между туристами и белым медведем. Но эксперт обращает внимание, что данный Стандарт «содержит ряд опасных рекомендаций и двусмысленностей, как, например, маскировка и рекомендации в качестве средств отпугивания использовать изделия с неопределённым правовым статусом. Опасно ещё и то, что этот ГОСТ, ставший своего рода правовым прецедентом, различные ведомства и законодатели без экспертной оценки начнут копировать и умножать содержащиеся в нём ошибки и опасные рекомендации».

Вопросы, связанные с применением стандартизированных и официально рекомендованных средств отпугивания белых медведей, а также особенностей их применения, уже несколько лет находятся в обсуждении экспертного сообщества. Весной этого года они также обсуждались на совещании «Вселенная белого медведя» в Анадыре, где ученые высказались в поддержку предложений Владимира Мельника. В итоговую резолюцию Совещания вошло предложение «разработать проект федерального закона «О мерах комплексной безопасности по предотвращению конфликтов между человеком и белыми медведями в Арктической зоне Российской Федерации». А государство может поспособствовать разработке и производству специальных средств отпугивания крупных хищников, ну, и решить вопрос по их транспортировке, что сейчас практически невозможно, особенно воздушным транспортом. Принятие указанного законопроекта будет реальным шагом в развитии арктического туризма, который позволит при этом сохранить жизнь белого медведя.


    ***

Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика», специально для GoArctic.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.        В. М. Мельник. Предложения по разработке проекта федерального закона «О мерах комплексной безопасности по предотвращению конфликтов между человеком и белыми медведями
в Арктической зоне Российской Федерации» https://cloud.magellan.pro/index.php/s/SzSJ2tcywowdSrp?dir=undefined&openfile=22528

2.        Туманные перспективы Русского Севера: что мешает развитию арктического туризма в РФ https://dzen.ru/a/ZHSrdnEpHhRFerS_

3.        Туризм по ГОСту https://gazetazp.ru/special/poljus-pritjazhenija/turizm-po-gostu.html

4.        Гаврило М.В. Комплексные краеведческие научные экспедиционные исследования в «Русской Арктике» в 2012 г. // Российские полярные исследования, № 4 (10), 2012 – С. 17-21.

 



далее в рубрике