Сейчас в Архангельске

21:49 2 ˚С Погода
18+

Яхты, малая авиация, белые медведи. В чем нужна господдержка арктического туризма

Яхты в Арктике очень востребованы. Но есть ли возможности для их стоянок?

Арктический туризм Туризм на Севере Малая авиация Господдержка туризма Нападения медведя на человека Птичьи базары
Иван Мизин
28 июня, 2023, 11:53
Яхты, малая авиация, белые медведи. В чем нужна господдержка арктического туризма
Яхты «Пётр I» и «Luna» у острова Хейса Земли Франца-Иосифа.


Пишут и говорят про развитие туризма в Арктике очень много, обсуждают вопрос с разных позиций и на самых разных уровнях. Большой интерес и у государственных организаций, поэтому попробуем немного порассуждать на эту тему с точки зрения специалистов по дикой природе и охране окружающей среды. Ведь едут в Арктику, чтобы увидеть не только следы пребывания там людей в прошлом, но и, собственно, «первооснову»: бескрайние ледяные или тундровые просторы, тех же белых медведей, птичьи базары…

Надо ли вмешиваться в этот процесс государству, выделять специальные средства? А если выделять – то кому и на что? Не претендуя на охват всех аспектов данного вопроса, остановимся на том, в чём разбираемся, а именно – на способах достижения Арктики, сложностях знакомства с её природой для «рядового» посетителя, а также на возможном увеличении числа туристов в этом далёком регионе и необходимом для этого законотворчестве.

Начнем с того, что лучше оставить «высокую Арктику» учёным в виде природной лаборатории и не организовывать туристический поток, исчисляемый десятками тысяч людей в год. И так здесь идёт добыча нефти, газа, твёрдых полезных ископаемых, увеличивается коммерческий морской трафик… Экосистема региона очень легко может быть нарушена до степени невозможности восстановления. А если сюда ещё и «пустить» многочисленных туристов… Вот и президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский полагает (с точки зрения сохранения экосистем, добавим, полностью справедливо), что «арктический туризм — категорически не массовое направление, и потому работа с ним не может основываться на тех принципах, которые подходят для пляжного или культурно-познавательного отдыха».

Совсем недавно в ходе Петербургского международного экономического форума в 2023 году обсуждались перспективы экономического развития Арктической зоны РФ, в том числе туристическая сфера и инструменты государственной поддержки. Некоторые гости форума, например, Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, считает, что «государство должно быть максимально заинтересовано в развитии арктического туризма». Предложим свой вариант того, в чём может быть эта заинтересованность.


Малая авиация ждёт поддержки

Вообще, Арктическая зона нашей страны и планеты велика, разнообразна по своим природным ресурсам. Но попасть туда нелегко. Если на материковую её часть можно хотя бы в теории попасть по суше и даже иногда по дорогам (зимой это легче сделать по замёрзшим рекам – зимникам), то островная её часть – а это в российской части четыре больших архипелага и много отдельных островов – остаётся доступной только по воде или воздуху. Первое «предложение для государства» как раз относится к воздушному способу попасть в Арктику. Малая полярная авиация в нашей стране, скажем мягко, развита слабо. Некогда разветвлённая сеть аэродромов заброшена, подходящих воздушных судов очень мало, а цены на аренду вертолётов недоступны большинству не только граждан, но и организаций. Так что тут всё понятно, куда вкладывать деньги и какую иметь большую долговременную программу государственной поддержки. Создание и развитие малой полярной авиации – вот одно из направлений госфинансирования. Однако уповать на то, что Арктика станет доступной для постоянного потока большого количества туристов на вертолётах/маленьких самолётах, как минимум, наивно. Имея некоторый опыт полётов в Арктике на различных типах самолётов и вертолётов, могу подтвердить, что препятствовать этому будет сама северная погода.

полёт.png

После полёта с известным пилотом Владиславом Выучейским, Нарьян-Мар. Фото Юлии Богомоловой.


Эта погода крайне неустойчива, переменчива – трудно рассчитать время туристического «похода» при помощи авиации, и нет гарантии, что даже если полёт состоится в срок, время, отведённое для знакомства с Арктикой, не будет потрачено впустую, потому что вокруг будут сплошной холодный дождь или туман, или метель… И сам полёт в таких условиях опасен, достаточно вспомнить трагедию 2016 года с руководителем проекта «по следам двух капитанов» Олегом Проданом, когда опытные люди погибли во время трансарктического перелёта…

Немаловажно и то, что для того, чтобы увидеть природные достопримечательности, желательно быть максимально «тихим и незаметным», а шум двигателей распугивает животных за несколько километров, а при регулярных полётах вообще через несколько лет приведет к исчезновению в данной местности ряда видов, наиболее чувствительных к влиянию техники. Это может иметь решающее значение при посещениях ООПТ, в местах гнездовых концентраций морских колониальных птиц, лежбищ моржей, отёльных пастбищ северных оленей, где авиационные полёты на приемлемой для фотографирования высоте в летнее время проводить зачастую просто невозможно.

Но в отдалённых районных центрах, куда можно долететь из больших городов и откуда начать более «экологичное» путешествие, ждут помощи от государства в виде новых взлётно-посадочных полос, зданий и современной инфраструктуры аэропортов. И всё же этот вариант не для сколь-нибудь массовых туристов «высокой Арктики».

вертолёт.png

Вертолет «Робинсон» перед вылетом из Амдермы. Фото Дмитрия Рябова.


Яхты набирают обороты

Вторым, более приемлемым, «летним» средством попасть туда, где живут моржи и белые медведи, когда акватория морей Северного ледовитого океана освобождается от ледяного панциря, являются морские суда. Для крупных туристических компаний, которые организуют туры на круизных лайнерах по сто и более человек, помощь вряд ли нужна. Но с этими многолюдными туристическими группами тоже не всё просто, высадки больших групп на ограниченные и очень уязвимые участки арктических побережий необходимо строго регулировать и контролировать. Да и в настоящее время эти рейсы, которые были в основном, международные, частично приостановлены. Но стал набирать обороты другой вид туризма с использованием морских судов, а именно – яхтенный. И вот тут хочется более подробно остановиться на некоторых особенностях его организации. Где туристы могут взойти на борт яхты? Правильно, в городе у моря – Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, на Диксоне, в Тикси, Певеке и так далее… Но есть ли возможность для стоянок яхт в течение нескольких дней для приёма/высадки туристов? С удобными подъездными дорогами, небольшими гостиницами для экипажей, необходимой инфраструктурой... Есть ли в наших северных портах условия для того, чтобы яхты здесь базировались, и этот вид туризма развивался? Увы, все яхтсмены, прибывающие, например, в Архангельск, как иностранные, так и отечественные, не находят достаточного количества хороших причалов, где они бы могли ждать своих туристов, заканчивая подготовку к походу в Арктику. Вот бы здесь получить финансирование на реконструкцию имеющихся яхт-клубов и строительство новых марин, чтобы это направление стало активно развиваться, чтобы летом с десяток мачт больших яхт постоянно сменяли друг друга перед выходом в море!.. Тем более что навигация на Севере очень короткая, весь сезон для таких туристов – два-три месяца. Насколько вообще сейчас востребованы яхты в Арктике? Прямо скажем, очень востребованы. Об этом говорит, например, опыт национального парка «Русская Арктика». Конечно, нельзя сводить весь познавательный туризм к посещению ООПТ, это в корне неправильно. Но, тем не менее, уже в 2012 году первый настоящий полевой сезон был начат арктической регатой на Землю Франца-Иосифа. Сразу несколько команд из разных стран поднялись до границы дрейфующих льдов.

регата.png

Перед началом арктической регаты, июнь 2012 года, Архангельск.

 

А в последующие годы некоторые из них и повторили свои походы, да ещё и по нескольку раз, имея на борту небольшие туристические группы. 

Кроме того, был успешно апробирован и своеобразный научный туризм, также с использованием яхт. В 2012-2021 годах небольшая парусно-моторная яхта «Alter Ego» со стальным корпусом успешно помогала коллективу учёных в их работах на Земле Франца-Иосифа. Яхта оперативно перемещалась между островами по выбранному специалистами маршруту. Высадки на острова производились при помощи небольшой шлюпки, на островах выполнялись маршрутные и точечные наблюдения, почвенные и ботанические разрезы, отбор проб.

яхта.png

Яхта «Alter Ego» на Земле Франца-Иосифа. Фото Владимира Мельника.


На основании этого практического опыта были сформулированы преимущества яхт для выполнения программ научно-практических работ в удалённых островных морских районах. В принципе, они походят прекрасно и к «обычным» туристическим походам:

1) парусное вооружение делает судно более «экологичным» и экономичным по сравнению с традиционными научно-исследовательскими судами;

2) малая осадка и высокая маневренность позволяют находиться в прибрежной мелководной зоне, а также оперативно корректировать рабочие планы в зависимости от меняющейся погодной, ледовой обстановки, тактических экспедиционных задач.


Как отпугнуть медведя

Но это всё, так сказать, «пожелания» для крупных государственных программ, которые будут реализованы в перспективе. А вот такой момент, исключительно относящийся к арктическому туризму, как острая необходимость упорядочить безопасное нахождение людей в ареале белого медведя, без скорейшего государственного внимания решить не получается, а сделать это уже необходимо! Сложно туристу пойти погулять по льдам в направлении Северного полюса или под птичьими базарами арктических островов, ведь всё время надо осматриваться вокруг, чтобы не пропустить появление этого опасного хищника. Да ещё иметь при себе что-то, способное отпугнуть зверя! И вот тут любой, кто собирается отправиться в Арктику, сталкивается с проблемами. Именно в этой географической зоне России имеется реальная опасность для жизни туриста – конфликт с белым медведем. А как, чем и когда отпугивать этого зверя – непонятно. Вот что говорит по этому поводу эксперт по безопасности Владимир Мельник: «Парадоксально: Россия – страна с самой большой арктической территорией в мире, а вопросы комплексной превентивной и активной защиты людей, живущих, работающих и несущих службу в ареале белого медведя совершенно не разработаны. Все используемые пиротехнические и иные изделия для отпугивания и отгона крупных хищников – по сути импровизация со специальными средствами, которые изначально разрабатывались для других задач».

спш.png

Ушло время и старых «добрых» СПШ-44, которыми раньше отгоняли белых медведей. На отдалённых полярных станциях они всё ещё в ходу.


Вообще, с этим всем довольно сложная ситуация, ведь нет даже системы инструкций для разных типов людей в Арктике, чтобы они могли на официальной законной основе отпугнуть белого медведя, чтобы избежать нападения. Недавно приняли некий государственный стандарт (ГОСТ Р 59850.6 – 2021 Арктический туризм), ставящий одной из целей предотвращение конфликтных ситуаций между туристами и белым медведем. Но эксперт обращает внимание, что данный Стандарт «содержит ряд опасных рекомендаций и двусмысленностей, как, например, маскировка и рекомендации в качестве средств отпугивания использовать изделия с неопределённым правовым статусом. Опасно ещё и то, что этот ГОСТ, ставший своего рода правовым прецедентом, различные ведомства и законодатели без экспертной оценки начнут копировать и умножать содержащиеся в нём ошибки и опасные рекомендации».

Вопросы, связанные с применением стандартизированных и официально рекомендованных средств отпугивания белых медведей, а также особенностей их применения, уже несколько лет находятся в обсуждении экспертного сообщества. Весной этого года они также обсуждались на совещании «Вселенная белого медведя» в Анадыре, где ученые высказались в поддержку предложений Владимира Мельника. В итоговую резолюцию Совещания вошло предложение «разработать проект федерального закона «О мерах комплексной безопасности по предотвращению конфликтов между человеком и белыми медведями в Арктической зоне Российской Федерации». А государство может поспособствовать разработке и производству специальных средств отпугивания крупных хищников, ну, и решить вопрос по их транспортировке, что сейчас практически невозможно, особенно воздушным транспортом. Принятие указанного законопроекта будет реальным шагом в развитии арктического туризма, который позволит при этом сохранить жизнь белого медведя.


    ***

Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика», специально для GoArctic.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.        В. М. Мельник. Предложения по разработке проекта федерального закона «О мерах комплексной безопасности по предотвращению конфликтов между человеком и белыми медведями
в Арктической зоне Российской Федерации» https://cloud.magellan.pro/index.php/s/SzSJ2tcywowdSrp?dir=undefined&openfile=22528

2.        Туманные перспективы Русского Севера: что мешает развитию арктического туризма в РФ https://dzen.ru/a/ZHSrdnEpHhRFerS_

3.        Туризм по ГОСту https://gazetazp.ru/special/poljus-pritjazhenija/turizm-po-gostu.html

4.        Гаврило М.В. Комплексные краеведческие научные экспедиционные исследования в «Русской Арктике» в 2012 г. // Российские полярные исследования, № 4 (10), 2012 – С. 17-21.

 



далее в рубрике