История нападений белого медведя на человека
Опасность медведя для человека: преувеличение или реальность?
«Человек предполагает, а Бог располагает», картина Эдвина Генри Ландсира, 1864 г.
Белый медведь, казалось, уже перестал быть загадкой для обывателя, который буквально засыпан регулярными публикациями и видеоматериалами в интернете, рассказывающими о повадках и образе жизни полярного хищника. Но Природа не стремится обнажить свои тайны для Человека, надёжно храня множество секретов, которые зачастую недоступны современному урбанизированному обществу. То и дело вспыхивают ожесточённые дискуссии и споры, касающиеся того или иного аспекта совместного сосуществования диких зверей и людей. Крупные плотоядные животные, такие как амурский тигр, дальневосточный и переднеазиатский леопарды, белый медведь, вынужденные приспосабливаться к близкому соседству с населёнными пунктами и растущему беспокойству от антропогенного прессинга, не только находятся под постоянной угрозой исчезновения, но и приковывают к себе внимание самых разных людей, имеющих зачастую смутные представления о законах дикой природы.
На нашей планете обитает множество опасных видов различных живых организмов, жертвами которых ежегодно становятся сотни тысяч людей в разных странах. Но в тех местах, где видовое разнообразие невелико, к таким случаям – особое внимание. Арктика – именно то место, где полностью доминирует только один хищник – белый медведь. История его нападений на человека насчитывает много лет, окутана зачастую дымкой тайны, а очевидцы этих трагедий не всегда способны объяснить их причины.
Белого, или полярного, медведя «открыли» для мира голландцы, впервые сообщившие обширные сведения о встречах с ним после экспедиций Виллема Баренца к Вайгачу и Новой Земле в самом конце шестнадцатого века. К этому времени чукчи, эскимосы, другие народы, живущие на побережье арктических морей, не одно столетие прекрасно знали белых медведей и их поведение, охотились на них и слагали многочисленные сказания. Но «просвещённое общество» умеренных широт имело в своём распоряжении только фантастические легенды и рисунки, фактически ничего не зная толком о том, как вести себя в краях, где царит белый медведь.
Летописец Баренца, Геррит де Веер (Gerrit de Veer) в своих бесценных для потомков дневниках указал что уже после первой встречи с белым медведем звери стали представлять для голландцев огромную проблему, ведь они совсем не боялись человека. Поэтому во время голландских экспедиций, особенно на вынужденной зимовке 1596—1597 годов в Ледяной Гавани (ныне часть национального парка «Русская Арктика») медведи нападали на мореплавателей. Это позже, после нескольких веков бесконтрольной охоты на них, они стали иногда более осторожными, особенно в местах промыслов, и старались избегать общения с человеком. Полярные хищники здорово отравляли голландцам жизнь: звери устраивали засады и преследовали идущих на корабль и возвращавшихся оттуда членов экипажа, залезали на судно и проникали в трюмы в поисках съестного, лезли на крышу дома, ломились в дверь, атаковывали одиночных моряков и даже группы. Такие нападения случались и днём, и ночью. Поэтому зимовщики всегда выставляли караулы из сторожей-наблюдателей и убивали хищников при малейшей возможности, хотя их топоры, пики, мушкеты, небольшие свинцовые пули были приспособлены для охоты на кабанов или оленей, а не на очень крупного мощного зверя с густым мехом и прочной шкурой. Им приходилось много раз стрелять, прежде чем удавалось завалить очередного «врага». С убитых зверей голландцы снимали шкуры, которые очень пригодились на зимовке, а также были доставлены в Европу.
Эпизод зимовки Виллема Баренца в Ледяной Гавани. Гравюра из амстердамского издания дневника Г. де Веера 1598 г.
После Баренца и европейцы, и русские промышленники всё чаще и активнее стали проникать в Арктику. Основной целью была добыча (промысел) зверей – морских и сухопутных. Жир, шкуры и другая продукция от китообразных, моржей, тюленей, песцов, северных оленей и белых медведей манили человека. Условия жизни полярных пионеров и путешественников были суровы вплоть до начала двадцатого века, а отношение к повседневной охоте, на современный лад «любительской», разительно отличалось от нынешнего. Белых медведей убивали всегда. Едва только завидев зверя, одиночку или семейную группу, сразу старались убить медведей. Мясо шло в пищу, шкуры заготавливали. Соответственно, нападения на людей рассматривались как некое неизбежное зло, и внимания на этом специально не фокусировали, поскольку возможностей у животного было немного. Более того, бытовало и мнение, что белый медведь – зверь трусливый, а гораздо опаснее для человека – морж (кстати, моржи, действительно, опасны для небольших лодок, на которые они регулярно нападают и в наше время). Вот, например, что пишет Фритьоф Нансен:
Какая ёмкая характеристика явления, о котором впоследствии будет написано много различных статей! Нансен был прекрасный натуралист, точнее и не скажешь…
После запрета охоты на белого медведя в СССР с 1957 года и принятия «Соглашения о сохранении белых медведей» 15 ноября 1973 года пятью арктическими странами, ситуация, конечно, изменилась. Не только сам белый медведь, но и целые экосистемы, в которых он обитает, стали объектом охраны. Просто так охотиться стало невозможно. Наступил другой период в отношениях между человеком в Арктике и главным её природным хищником – период нелегального добывания и вынужденного отстрела в качестве самозащиты. Эти случаи как раз нам наиболее интересны, поскольку могут дать дополнительную информацию о конфликтах между медведями и человеком.
Сразу стоит сказать, что в разных регионах, где обитает белый медведь, проблема с нападениями на людей ощущается по-разному. Также разница в том, кто эти люди – коренные жители Арктики или «пришельцы» из городов, временно выполняющие свои обязанности на Севере и плохо его понимающие. К животным они относятся по-разному. Местные жители, особенно коренные народы Севера – спокойно, они живут с белыми медведями бок о бок сотни и тысячи лет, приезжие «оседлые» - с пониманием ситуации, а вот туристы, вахтовики, «временные» – это проблема. Если человек прижился в суровых условиях Заполярья, то он воспринимает себя как часть окружающей природы вместе с белыми медведями, а если это вахтовик, то ему лучше совсем не выходить за пределы огороженного места работы. Например, беседы с населением таких посёлков, как Амдерма, Варнек, Усть-Кара в Ненецком автономном округе показали, что ненцы не воспринимают белого медведя как «проблему», хотя живут в ареале вида. А вот для военных и пограничников белый медведь – головная боль, которая серьёзно осложняет несение службы.
Можно ли где-то узнать, а сколько же раз и как часто белый медведь вообще нападал на людей? Увы, такая статистика отдельно не ведётся, её надо собирать из разных источников. Но можно узнать, хотя бы по регионам, случаи «самозащиты», выразившиеся в убийстве напавших медведей. Вот это фиксируется уполномоченными органами власти более-менее точно. Общемировое количество таких самозащит оценить с арифметической точностью, наверное, невозможно. Но некоторые оценочные данные приводит автор хорошего обзора состояния белого медведя Мортен Йоргенсен (Morten Jørgensen), рассуждая о том, сколько известно случаев вынужденного отстрела этих хищников в странах ареала. Это примерно шестьдесят зверей в год. Данные обобщены несколько лет назад, но, полагаю, на это число можно ориентироваться. Большая часть «самозащит» приходится на Канаду, потом идут Аляска, Гренландия, а замыкают список Россия и Норвегия, где ежегодно в среднем по происходит по два таких происшествия.
На Шпицбергене существует точная статистика вынужденных отстрелов белых медведей с 1973 года, когда была запрещена коммерческая охота на них. Как видно, не все нападения на людей заканчиваются смертью человека, и происходят они не каждый год. К сожалению, найти подобные данные по нашей стране нельзя, либо они будут очень неточными.
Статистика вынужденных отстрелов белых медведей на Шпицбергене за последние 50 лет.
Давайте попробуем разобраться со случаями нападения на нескольких известных примерах. Далёкая Чукотка… Здесь наибольшая у нас в стране численность белых медведей, но и коренное население прекрасно знает этих животных. Как написал Владилен Кавры, «нападения … чаще происходили в сельских поселениях… практически все смертельные исходы были в результате паники и бегства человека. Как правило, в большинстве случаев таких медведей убивали».
А вот западная часть Российской Арктики, если взять период с 2010 года, даёт нам «пищу для ума». Здесь, на далёких полярных архипелагах, никогда не было коренного населения, их освоение шло уже практически сразу близким к современному вахтовым способом – учёные, военные… До организации ядерного полигона на Новой Земле образовалось было некое «сообщество» с 1880-х годов, но и оно в начале 1950-х годов прекратило существование, уступив место постоянно сменяемым военнослужащим. Поэтому психология людей, и причины конфликтов с белыми медведями более понятны.
2011 год, полярная станция имени Э.Т. Кренкеля, что на острове Хейса Земли Франца-Иосифа. В том печальном сентябре был убит и съеден медведем аэролог станции. Белые медведи – постоянные «гости» здесь, надо бы соблюдать повышенную осторожность, но малое число зимовщиков, сложные межличностные взаимоотношения, привычка к присутствию хищников сыграли плохую службу… В темноте, специально подкарауливая жертву, зверь напал и молниеносно убил полярника. Медведя застрелили.
Место на станции, где белый медведь напал на полярника. Фото И. Мизина.
Но за всё время работы этой полярной станции с 1957 года известно очень мало подобных инцидентов. В советское время было одно происшествие, закончившееся трагически, когда в 1975 году женщина-полярник в одиночку ушла далеко от посёлка станции, в 1985 году было нападение в границах посёлка, но медведя застрелили. Уже относительно недавно произошёл случай, когда в 2004 году в непосредственной близости от работающего на холостом ходу вертолёта (!) медведь набросился на метеоролога и потащил в сторону. Только коллективными усилиями вместе с собакой, укусившей хищника, удалось отбить человека.
С медведями на этой станции жили мирно, известны фотографии кормления и близкого общения со зверями. Неизвестно, что стало с теми медведями, которые позировали фотографам, но, по известным данным (отчётам, воспоминаниям), к росту числа нападений это не привело. Возможно, сказался «феномен» полярных станций, на которых запрет охоты на белого медведя как объекта Красной книги не соблюдался никогда. Можно предположить, что и конфликтов было так мало (не только на острове Хейса, но и на других удалённых арктических полярных станциях), что белых медведей, создавших потенциальную угрозу жизнедеятельности людей, просто убивали, не предавая это огласке. В эпоху отсутствия интернета и социальных сетей это было не так уж и сложно… Факт остаётся фактом, белый медведь – обычный гость станции.
Медведь на старой станции имени Э.Т. Кренкеля, лето 2012 г. Фото И. Мизина.
Вообще, на всех четырёх полярных станциях Земли Франца-Иосифа с момента начала их работы в 1929 году, смертельных случаев от белых медведей почти не было. И на военных на островах Грэем-Белл, Гофмана, Земля Александры, медведи не нападали чаще, мы не находим в воспоминаниях про те годы много описаний гибели людей за семь десятилетий существования «точек» -- есть данные всего о двух-трёх случаях. Нападения были, конечно, особенно в полярную ночь. Но – тоже далеко не каждый год. Неизвестны такие случаи на «полярках» Новой Земли – «Мыс Желания», «Малые Кармакулы», «Русская Гавань». Про нападения белых медведей мы встретим мало сведений в воспоминаниях полярников с дрейфующих на льдинах станций, хотя все они были вооружены на случай заходов белых медведей. Крайне редко пришлось это оружие использовать.
2015 год, январь, строительный посёлок на острове Земля Александры… Один из рабочих после обеда отправился из столовой в свою бытовку на участке работы немного раньше остальных, следом через примерно десять минут пошла группа людей. Один из рабочих увидел крупного медвежонка, а затем и медведицу. Подняли тревогу, сообщили по рации. Ракетами прогнали медведей, а затем уже увидели, что медведи были у тела человека. Медведи убежали в темноту, по факту их не преследовали и не видели больше. Это один из немногих случаев, когда белого медведя после того, как он убил человека, самого не застрелили. Интересно, что эта трагедия мало взволновала интернет-сообщество, хотя всего двумя месяцами ранее, на острове Врангеля, от рук человека пострадала медведица. Какой тогда поднялся шум…
Автор: Иван Андреевич Мизин, зоолог, к.б.н., заместитель директора по научной работе национального парка "Русская Арктика".
Литература:
1. http://www.mosj.no/no/pavirkning/jakt-fangst/uttak-isbjorn.html
2. Morten Jørgensen. 2015. Polar bears on the Edge. Spitzbergen-Svalbard.Com, 2015. – 218 p.
3. Успенский С.М. Белый медведь. М., Наука, 1977. – 79 с.
4. Кочнев А.А., Здор Э.В. Добыча и использование белого медведя на Чукотке: результаты исследований 1999-2012 гг. – М.: Пи Квадрат, 2014. – 148 с.
5. Нансен Ф. Среди тюленей и белых медведей. Собрание сочинений, 1939, Т. V. – 664 стр.
6. Кавры В. Род белого медведя. Белый медведь в культуре коренных жителей Чукотки. – СПб., 2017 – 96 с.