Сейчас в Архангельске

19:04 1 ˚С Погода
18+

Мой Север – Певек. Город на берегу Восточно-Сибирского моря глазами студентки с «материка»

Пожалуй, более всего осведомлены о научных проектах вокруг Певека пограничники

Певек Чукотка
Анна Зиганшина
30 октября, 2023 | 11:52

Мой Север – Певек. Город на берегу Восточно-Сибирского моря глазами студентки с «материка»


Снова в Певеке. Аэропорт

В Певеке я регулярно бываю в составе исследовательской группы: мы изучаем петроглифы реки Пегтымель, находящиеся в ста семидесяти километрах восточнее города. Певек исторически выступал «базой» наших экспедиций, откуда археологи РАН начинали свой маршрут ещё в 2005-2008 годах. В 2021 году исследования Центра палеоискусства возобновились. Сейчас город является отправной точкой маршрута и последним очагом цивилизации, где мы можем выспаться в кровати перед отправлением в тундру. В этом году, ввиду плохой погоды, вылететь на памятник наскального искусства так и не удалось, и три недели мы пользовались гостеприимством нашего любимого северного города. Я расскажу о том, чем Певек цепляет, что в нём кажется удивительным, и как изменился город за прошедшие три года.

Первое, что встречает прибывших в город, – это аэропорт. Певекский аэропорт – довольно малоприветливое позднесоветское здание, мрачную серость которого разбавляет разве что выставка фотографий диких зверей. Здесь практически не ловит связь, за исключением Мегафона, пожалуй, и то на втором этаже, а интернет от Росатома работает только при подтверждении через СМС (спойлер: без связи смс-ка не дойдёт, и интернета вы не получите), поэтому о такси в город лучше договориться заранее.

Так как Певек является приграничным городом, приезжих здесь встречает пограничная служба. Наше общение с пограничниками начинается заранее, на этапе согласования экспедиции. Сотрудникам мы передаём информацию, которая позволит в случае чего помочь нам в тундре: они знают координаты лагеря, номер спутникового телефона и контакты нашей «группы поддержки» на материке. Мы не единственная исследовательская команда, работающая в Певеке. Параллельно с нами, но более успешно, работали две экспедиции орнитологов. Если исследовательская группа попадёт в беду, она всегда можем связаться с пограничной службой. Пожалуй, более всего осведомлены о научных проектах вокруг Певека именно пограничники.

В 2021 году реконструкции взлётной полосы я не помню; в 22-м году она активно велась и сейчас находится на стадии завершения. В Певек впервые за долгое время летают рейсы прямо из Москвы (с пересадкой в Новосибирске). Новая полоса может принимать тяжёлые пассажирские самолёты, и это означает, что до Певека теперь будет добираться проще. Хотя по-прежнему билеты на рейс лучше смотреть сильно заранее. Самый надёжный, на наш взгляд, маршрут из Москвы – через Магадан. И это субсидированное направление, поэтому перелёт Магадан-Певек стоит всего 10,5 тыс., что по северным меркам совсем немного. Только нормы провоза ручной клади на этом направлении гораздо скромнее привычных, и надо быть готовым доплачивать за перегруз… или надевать куртку с большими карманами.

Дорога из аэропорта также претерпела изменения. Дорожное строительство в болотистой тундре для меня, девочки из русских степей, представляется сложной задачей. В районе бывшего посёлка Апапельгино, вдоль лимана и до города, пейзаж представляет собой бесконечные речушки, лужи и маленькие прудики, разделённые редкими островками суши и кустами травы. В общем, чвяка. Старая дорога, которую я успела застать в 2021 году, была низенькой грунтовкой, отсыпанной щебнем и изрытой ямами. Её реконструкция мне как приезжей стала заметна в 2022 году и сейчас, кажется, тоже находится на завершающей стадии. Её сильно подняли, расширили и хорошо отсыпали. Любопытный факт, услышанный от местного таксиста: подрядчик, реализующий проект, строил многие дороги в округе, и на одной были установлены бетонные отбойники. Логичное решение для дороги с тяжёлой техникой. Однако зимой такой глухой отбойник задерживает снег и перед ним образуется нанос. На дороге в аэропорт этой ситуации уже не допустили – отбойники тут металлические, снег не задерживают.

На подъезде к городу заметно оживление. Вдоль дороги идёт непрекращающееся строительство. Раньше тут были десятки заброшенных домов и складов, покинутых после оттока жителей: после распада логистики, выстроенной в СССР, население Чукотки сильно сократилось. Сейчас остовов зданий стало не меньше, конечно. Но многие из них начали использовать под производственные нужды. В течение 22-23 гг. многие участки расчистили от металлического мусора, которого на Севере много. Разравниваются площадки под строительство и парковки тяжёлой техники. Столько тяжёлой техники, как здесь, в Певеке, трудно встретить на таком пяточке пространства. Особенно запомнился жёлтый кран «Галичанин», услуги которого, видимо, нужны по всему городу, поэтому он вездесущ.

В 2022 году на въезде в город появилась табличка «Певек», встретившая нас в этом году уже привычным пластиковым блеском. Мы приехали в город 3 августа. Светило яркое солнце, и наш завхоз Игорь Петрович первым делом радостно сообщил, что «приплыла картошка».

Однако погода на Чукотке капризна. Следующие три недели нам предстоит провести в Певеке, получая каждый день отмену вылета по причине дождя, тумана и снега. Но в первые дни вынужденного пребывания в городе вылет кажется хоть и отсроченным, но всё равно неизбежным. А пока мы ждём, осмотрим город и изменения, которые здесь произошли.


Дороги, муралы и «наболевший» отопительный сезон

Главная достопримечательность города – это, несомненно, плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов». Помимо того, что она питает весь город электроэнергией, она, будем надеяться, вскоре даст ему и тепло. Хотя известны проблемы, связанные с реализацией этого сложного и дорогого проекта, самой северной АЭС в мире хочется гордиться. К тому же она невероятно хороша в лучах закатного солнца…

В городе заметно бурление в связи с подготовкой к отопительному сезону. Слышны обсуждения: опять не успеют запустить новую линию теплоснабжения, и часть Певека будет отапливаться крайне плохо. Отопление – явно больная тема для певекчан. Работы с трубами ведутся не просто постоянно, а денно и нощно. Старые трубы лежат под землёй, страдают от мерзлоты, их неудобно обслуживать. Новый трубопровод наземный и серебрится змеёй через весь город, однако до сих пор не запущен. Отапливается Певек от старинной Чаунской ТЭЦ.

Недалеко от Чаунской ТЭЦ в 2022-2023 году построили новый православный храм. Выглядит приятно. Незастроенная территория прямо в географическом центре города вполне может в будущем стать каким-то общественным пространством с прогулочной зоной. К тому же недалеко оформили красивую набережную в стиле лофт, с которой открывается невероятный вид на лиман. Но пока, присев на вполне парковую лавочку сбоку тротуара (выложенного зачем-то плиткой, давно вспучившейся), можно увидеть только чадящую электростанцию и работы с теплосетью.

Прогулявшись по тротуарам, можно заметить, что дороги в Певеке весьма сносные. Они бетонные, что рационально для Севера. Кое-где дороги строятся – например, по ул. Чемоданова. Не удивляйтесь, если вам попадутся люди на моноколесе или электросамокате: городской электронный транспорт добрался и сюда, хотя и используется редко. Тротуары частично починены, а частично представляют собой традиционные бетонные плиты поверх теплотрассы. Идя по этим ужасным, провалившимся тут и там блокам с торчащей арматурой, невольно задаёшься вопросом: это правда должно так выглядеть?

Но во время прогулки по городу в первую очередь обращаешь внимания на изменения, радующие глаз. Это муралы – рисунки на стенах певекских домов. Некоторые из них уже знакомы – мы видели их в 22-м году, но были и новые. Особенно порадовало изображение двух моржей на Советской, 30 – часть диптиха по мотивам чукотской сказки «Девушка, отказавшаяся от замужества», изображающая двух моржей. Ночью символические солнце и луна на фасаде подсвечиваются. Отсканировав QR-код, узнаём, что граффити – результат работы художников из проекта «Чукотская ARTика».

певек1.png

Несомненно, муралы – не самая главная часть формирования городской среды. Но они делают урбанистический пейзаж более разнообразным и заставляют улыбнуться, помогают разогнать фантазию, представить, как жили герои преданий… А использование в живописи мотивов петроглифов Пегтымеля доставляет отдельное удовольствие нам как археологам, ведь служит делу популяризации древней истории края.

Погода, однако, по-прежнему к нам неблагосклонна. Зарядил мелкий дождик… К нашему удивлению, в Певеке нет тёплых, отапливаемых или хотя бы просто закрытых остановок – такие есть в Анадыре, например. Чтобы добраться до музея, можем сесть в бесплатный современный автобус, курсирующий по Певеку. При желании на нём можно объехать и осмотреть весь город.

певек4.png


Люди и перспективы

Практически все, с кем нам удалось пообщаться в Певеке, – приезжие. Это либо вахтовики, работающие по всему северу и ни к чему особенно не привязанные (они рады развлечься, слушая рассказы археологов про древние рисунки, и поделиться рассказами о наскальном искусстве в их родном регионе), либо люди, приехавшие сюда на заработки надолго, лет на десять, которые привезли с собой семью. Разговаривая с жителями Певека, можно узнать много всего нового про Калугу, Рязань, Астрахань… И редко – про сам Певек. Хотя узнать постоянных жителей Певека можно наверняка по одному признаку: они есть в группе «Певек» в Whatsapp. Как и во многих населённых пунктах со слабой связью, Whatsapp здесь заменяет многие социальные сети – просто мессенджер хорошо грузится и при 2G. В этом чате можно узнать новости, купить и продать «не просрок», прорекламировать открывшийся бар. И попасть туда можно, только если кто-то из певекчан решит вас туда добавить…

Вернёмся в город. Посещение Чаунского краеведческого музея, с которым мы сотрудничаем уже много лет, тоже бесплатно для всех желающих. Тут регулярно проходят мероприятия. В этом году, благодаря гранту, музей получил интерактивный столик, на котором теперь развёрнут виртуальный тур, посвящённый памятнику наскального искусства. За стенкой от музея – библиотека. В ней тоже вай-фай точка от Росатома. В библиотеке общаемся с посетителем, человеком родом не отсюда, но уже десять лет проживающим в Певеке. Наш новый знакомый с большой скукой говорит о городе: ничего не происходит, ничего не меняется, ничего хорошего не было и не будет. Но ведь в Певеке делают дороги, ремонтируют фасады зданий (концентрация промышленных альпинистов тоже зашкаливающая), строят и чинят – и это заметно! Знакомый махает рукой – «это пустое…».

Мне в этот момент вспомнилась разруха родного города Новомосковска, в которой он пребывал до 2014 года. В 2014 году администрация решила подшаманить главные улицы к Сочинской олимпиаде. И такое чувство, что они вошли во вкус: с 2014 года Новомосковск тоже стал сплошной стройкой с починкой дорог, фасадов и установками детских площадок. Певек сегодня напоминает мне центральную Россию вот в этот момент после первых санкций, когда вдруг появилось понимание: здесь надо приводить всё в порядок, иначе мы это потеряем. И, несмотря на слова местного жителя, я склонна оптимистичнее воспринимать перспективы северных городов. Или же это просто молодость…

певек2.png

Во время нашего пребывания в Певеке состоялось целое культурное событие: на сопке Янрапаакэнай открыли памятник Куваеву! Вот это была новость… Певек – легендарный Посёлок из романа «Территория» Олега Куваева – хорошо виден с горы в погожий день. Место для памятника выбрано неслучайно: по биографическим сведениям, эту сопку любил посещать сам автор. На открытии выступал ансамбль «Эйнэткун». С удивлением узнаём: ансамбль молодой, не имеет корней в советское время, как широко известный «Эргырон». Разумеется, на открытие приезжают разные важные люди.

певек3.png

С затягиванием нашего пребывания в Певеке решаем провести встречу с местными жителями. Рассказываем про Пегтымель, показываем снятый на памятнике фильм. И как всегда здесь: анонс, сделанный буквально позавчера, позволяет собрать большую аудиторию. Приходят взрослые и дети, задают вопросы. Вообще же певекчане живо интересуются наскальными рисунками Чукотки: находятся люди, которые бывали на петроглифах в годы молодости, или знали тех, кто бывал. С нами делятся картами, проливающими свет на гидронимику важного для нас региона. Очень радостно видеть, что работа по популяризации культурного наследия здесь падает на добрую почву.

После музейного мероприятия вдруг знакомимся с местными молодыми людьми. Не приезжими, а родившимися на севере, в Анадыре и в Певеке. Это сотрудники Певекской телестудии и газеты «Полярная звезда». Они берут у нас интервью, а Станислав приглашает в гости в редакцию газеты. Позднее, уже на континенте, получше узнала их творчество из групп в соцсетях. Ребята хороши – фотографируют талантливо, сюжеты находят… В редакции газеты нам показывают архив выпусков за советские годы. В поисках заметок о работах первого исследователя Н.Н. Дикова на Пегтымеле встречаем расписание авиаперелётов в Певек в 1967 г.: из Певека в Магадан и обратно летало по несколько самолётов в день (сейчас – раз в неделю), дважды в неделю летали в Анадырь. В советские годы это направление было более востребованным, конечно. Но и сегодня авиаперевозки через Апапельгино играют важную роль в логистике, ведь от них зависят многие работы золотодобывающих компаний.


С надеждой на будущее

За время нашего пребывания в городе погода не всё время была плоха. В полевом дневнике мы зафиксировали четыре ясных дня, когда вылет на Пегтымель возможно было осуществить. Но все эти четыре дня были… выходными для аэропорта. Трудно представить, но у аэропортов здесь бывают выходные в субботу и воскресенье. Мы уже сталкивались с этой проблемой, когда в прошлом году рисковали застрять в лагере на неопределённый срок, но тогда борт всё-таки дали даже в выходной, чтобы нас вывезти. Кроме того, что собственные вертолёты аэропорта не летают, также аэропорт не предоставляет услуги заправки. Поэтому жизнь в выходные останавливается… Надеемся, что в условиях повышения востребованности авиаперевозок аэропорт в Певеке всё же найдёт возможность работать всю неделю и не закрываться. Ну, а расписание полётов как в советские годы – просто мечта. Если страна «развёрнется на Север» и вдохнёт жизнь в старые производственные центры – то, может, не такая уж неосуществимая?

Певек оставляет неоднозначные чувства. С одной стороны, за три года наблюдается явная положительная динамика: дороги, фасады и теплосеть стараются привести в порядок, аэропорт сделали, и пригород явно очищается от мусора, становится живым. С другой стороны, недоверчивый местный житель любит в разговоре вздохнуть и сыронизировать по поводу успехов «певекского строительства», как будто что-то важное мы, как сторонние наблюдатели, упускаем из вида. Скорее всего, так и есть. Однако же я с нетерпением жду возвращения для продолжения нашего исследовательского проекта, и мне не терпится увидеть, что ещё сделают в Певеке в следующем году.

певек5.png

***

Анна Зиганшина, специально для GoArctic, октябрь 2023 г.  

Фотографии автора.


далее в рубрике