Сейчас в Мурманске

01:11 1 ˚С Погода
18+

Пройти «Гоголем»: в 114-ю летнюю навигацию вышел единственный действующий колёсный пароход в России «Н.В. Гоголь»

Старейшее пассажирское судно 31 мая совершит первую двухчасовую прогулку по Северной Двине вдоль берегов Архангельска

Туризм Архангельская область Судоходство в Арктике Северная Двина Круиз
Анна Щетинина
20 мая, 2025, 17:14
Пройти «Гоголем»: в 114-ю летнюю навигацию вышел единственный действующий колёсный пароход в России «Н.В. Гоголь»

Колёсный пароход «Н.В. Гоголь». Фото: Ольга Пушкина / Центр развития туризма и культуры Архангельской области


31 мая колёсный пароход «Н.В. Гоголь» откроет свою 114-ю летнюю навигацию и выйдет в первую двухчасовую прогулку по Северной Двине вдоль берегов Архангельска, передаёт ИАА «ПортНьюс» сообщение пресс-службы ОСК. GoArctic давно с интересом пишет об этом уникальном судне.

Пароход был построен в 1911 году на Сормовской верфи (сейчас это завод ОСК «Красное Сормово») в Нижнем Новгороде. Он должен был пойти на металлолом, выработав свой ресурс, но оказалось, что этот ресурс неисчерпаем, и при должном уходе не один «Н.В. Гоголь» мог бы колесить по рекам страны. С ;1972 года колёсный пароход принадлежит Центру судоремонта «Звездочка» ОСК и продолжает эксплуатироваться как экскурсионно-туристское судно. Навигации последних лет  – рекордные для «Н.В. Гоголя» по количеству туристов и совершенных рейсов: за четыре месяца 2024 года было проведено 118 прогулочных и экскурсионных рейсов по Северной Двине для 12 тыс. пассажиров. А за полвека новой жизни колёсный пароход «прокатил» более миллиона пассажиров.



Фото: Центра судоремонта «Звездочка»


Как пишут туроператоры, на пароходе – 30 кают, рассчитанных на 53 места, – от 4-х местной до «люкса». Во всех каютах – умывальники, а в люксе – все удобства и неожиданно – радио. В 2024 году «Н.В. Гоголь» ходил в два круизных тура: «Северные просторы» (Архангельск – Брин-Наволок – Холомогоры – Архангельск, 4 дня) и «Из века в Век» (Архангельск – Северодвинск – Брин-Наволок – Архангельск, 3 дня). Стоимость более длинного тура – от 44 500 за место в 4-х местной каюте до 85 700 в «люксе».

Из истории ветерана судоходства: с 1972 по 1973 гг. предприятие «Звездочка» отремонтировало снятое с эксплуатации судно и переоборудовало его под плавучую базу отдыха. И в мае 1973-го было получено разрешение Регистра опять использовать пароход по прямому назначению! Он служил в качестве плавучей базы отдыха работников предприятия «Звездочка» до 90-х, но и тогда, несмотря на развал экономики и социальных систем, руководство завода приняло решение о сохранении судна и нового капитального ремонта. С 1994 по 1996 гг. были модернизированы системы паро-, водо- и электроснабжения, канализации, а также каюты и другие помещения парохода.



Каюта парохода. Источник: nissa-tour.ru


Особой гордостью судоремонтников и шире – отечественных судостроителей – является машинное отделение «Н.В. Гоголя», которое на 90% сохранено в первозданном виде. Установленные на пароходе в 1911 году паровая машина, паровые котлы, паровые насосы и другие механизмы безукоризненно работают на протяжении уже 114 лет.

Всю свою жизнь пароход, сразу после постройки переведённый на Северную Двину, провёл на ней, начиная с первой навигации по маршруту Вологда – Устюг – Котлас – Архангельск. И в 1998 году «Н.В. Гоголь» объявлен в Архангельской области памятником истории областного значения.

А вообще-то единственный действующий колёсный пароход в стране может считаться и федеральным памятником истории.



Фото: Павел Кононов


 

далее в рубрике