Турпоток в Мончегорск через 10 лет достигнет 120 тыс. человек благодаря событийному туризму, природным явлениям и арктической кухне
Такой прогноз на 2035 год сделали в Агентстве развития города

Мончегорск. Фото: ПОРА
Аналитики Агентства развития Мончегорска, одного из опорных населённых пунктов Мурманской области, изучили интересы россиян и возможности города и предположили, что к 2035 году туристический поток в Мончегорск должен достичь 120 тысяч человек. Город, расположенный за Полярным кругом, среди гор и озёр, уже сейчас привлекает гостей событийным туризмом – крупными фестивалями и спортивными мероприятиями, природными явлениями – способностью региона регулярно «показывать» северные сияния, и современной арктической кухней, передаёт «Мурманский вестник» сообщение пресс-службы Агентства.
В Агентстве развития Мончегорска (АРМ) отметили рост интереса к Северу и Арктике: в 2024 году более 1,2 миллиона туристов посетили Арктику, а турпоток в Мурманскую область достиг 700 тысяч человек, увеличившись почти в 2 раза за последние несколько лет. В прошлом году вырос и интерес россиян к северному сиянию – на 25%. Что же касается арктической кухни, то, согласно статистике, россияне стали интересоваться блюдами северных регионов на 11% больше в 2024 году, чем за аналогичный период предыдущего года.
Мончегорск привлекает гостей многочисленными мероприятиями, о которых пишет и GoArctic – к примеру, большой популярностью пользуется фестиваль северной культуры «Имандра», один из крупнейших летних фестивалей Мурманской области – в 2024 году за два дня его посетили более 20 тысяч человек. В городе проводится заплыв X-Waters Imandra – этап чемпионата мира X-Waters World Championship: это крупнейшая международная серия соревнований по плаванию, задуманная в России, и с 2020 года названная Чемпионатом мира по плаванию на открытой воде. Несмотря на то, что чемпионат проходит летом, температура воды бывает около 13°С, при том, что глубина Имандры, крупнейшего озера Кольского Заполярья, достигает 67 метров. Набирает популярность и айс-флоатинг – плавание среди льдов в специальном термокостюме: хотя это развлечение зародилось не в России, у нас впервые появилось в Мурманской области, и интерес россиян к этому виду досуга увеличился в пять раз за последний год, сообщили в пресс-службе АРМ.
Мончегорские озёра. Фото: ПОРА
Активность АРМ в раскрутке и продвижении города отмечается маркетинговыми и туристическими премиями – только в конце 2024 года Мончегорск: стал лауреатом Международного маркетингового конкурса «PROбренд-2024» – третье место в номинации «Брендинг территории» ему принёс проект «Озера вокруг нас»; получил награду национальной туристической премии Russian Traveler Awards 2024 «За развитие событийного туризма» и Russian Event Awards – за фестивали «Имандра» и «Гаражане».
Как рассказали в АРМ, бренд Мончегорска в агентстве начали разрабатывать в 2021 году – надо было сместить акцент с индустриальности промышленного города на окружающие его природные богатства, подчеркнуть особенности территории, поддержать развитие местного туризма и предпринимательства. Спустя почти полгода исследований и подробных интервью с горожанами аналитики агентства определили, что мончегорцы очень гордятся Имандрой, Лумболкой и другими окрестными озерами, а значит, бренд города должен быть озерным. С этим и победили в «Брендинге территории». Хотя своим названием город обязан реке и горам. В этой местности жили саамы, которые и называли всё по-саамски: «монча» созвучно саамскому слову «красивый», а окрестности реки Монча издавна называли Мончетундра – от «тундра» – «горный массив».