Сейчас в Мурманске

06:48 1 ˚С Погода
18+

Арктическое судоходство на современном этапе

В 2018 году в развитии СМП произошёл прорыв, но восточный сектор Арктики остаётся значительно менее освоенным.

Северный морской путь Транспорт и логистика Сабетта Ямал спг Северная звезда
15 ноября, 2021 | 14:34

Арктическое судоходство на современном этапе
Автор фото Ярослав Никитин, GeoPhoto.ru


2018 год как рубежный для СМП

За последние годы объём перевозок по Северному морскому пути (СМП) значительно возрос. Начиная с 2018 года кривая общего объёма грузоперевозок резко пошла вверх [1]. В 2018 году общий объём грузоперевозок по трассам СМП по сравнению с показателем 2017 года увеличился в 1,84 раза и достиг 19,688 млн т [2]. Было перевезено 8,4 млн т сжиженного природного газа, 7,81 млн т нефти и нефтепродуктов и 0,8 млн т газового конденсата. Таким образом, в общем грузообороте доля перевозок углеводородов составила 86,3 %. Для вывоза углеводородов в 2018 году использовалось двадцать шесть судов, которые за год выполнили около двухсот рейсов.

Подавляющее большинство объёма перевозимых грузов в акватории СМП относится к транспортировке углеводородов из Обской губы через Карское море к западным границам СМП и далее на запад. В режиме круглогодичной навигации здесь работало шестнадцать крупнотоннажных танкеров и контейнеровозов с категорией ледового усиления Arc7.

В навигацию 2018 года не только был достигнут максимальный с начала использования СМП объём грузоперевозок в российской Арктике, но и было введено в эксплуатацию максимальное за всю историю количество новых крупнотоннажных судов ледового класса Arc7.

Суда ледового класса Arc7 имеют возможность работать без привлечения ледоколов практически круглогодично в западном секторе Арктики, что и подтвердил опыт их эксплуатации в 2018 году.

В этой связи 2018 год может быть принят в качестве модельного или отсчётного периода для последующего изучения и анализа параметров судоходства в акватории СМП в последующие годы.

Кроме перечисленного, в 2018 году была разработана методика и впервые были получены репрезентативные данные об изменении параметров основных транспортных потоков судов в акватории Карского моря при переходе от одного навигационного периода к другому [3]–[5]. Был разработан метод использования морских идентификационных (АИС) и географических информационных систем (ГИС) для исследования параметров сложившихся морских транспортных потоков [6]–[8]. Выполнена проверка уровня гидрографической изученности рельефа дна на части участков маршрутов крупнотоннажных судов, связывающих порты Обской губы и Енисейского залива с западной границей СМП [9]. Проверена эффективность ледовой и гидрометеорологической информации, а также оправдываемость ледовых прогнозов разной заблаговременности на Карское море при выборе маршрутов движения судов [10], [11].

Приобретённый в 2018 году опыт и полученные данные, безусловно, будут иметь большое научное и прикладное значение для развития СМП в дальнейшем.


   Динамика объёма и структуры грузов по видам и по годам.



Безопасность навигации на СМП

Навигация 2018 года подтвердила, что в Карском море сформирована сеть маршрутов, безопасных для плавания крупнотоннажных судов, и сложилась система обеспечения их навигационной безопасности. Это обеспечивает возможность дальнейшего увеличения интенсивности судоходства и роста объёма морских грузоперевозок в Карском море.

Однако в 2018 году навигация в восточном секторе Арктики (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) практически не развивалась.

Полноценное развитие СМП, как национальной транспортной магистрали неизбежно связано с развитием морской транспортной инфраструктуры моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотское морей.

По сравнению с Карским морем, навигационные условия развития сети маршрутов крупнотоннажных судов в этих морях отличаются большей сложностью. Это прежде всего связано с более тяжёлыми ледовыми условиями, обширными мелководьями, которые занимают огромные площади в южных частях моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Чукотское море в этом отношении выдвигает более «мягкие» навигационные условия, однако в акваторию Чукотского моря ведут маршруты, проходящие через море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Кроме этого, акватории моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей имеют недостаточную гидрографическую изученность с точки зрения обеспечения безопасной навигации крупнотоннажных судов [12].

Сеть судоходных маршрутов крупнотоннажных судов в центральном и восточном секторе Арктики находится в стадии развития. Существующие маршруты используются эпизодически в летне-осенний период и практически не используются в остальное время года вплоть до сегодняшнего дня.


Западный сектор Арктики: Ямал-СПГ

Развитие западного сектора Арктики как транспортного коридора продолжается нарастающими темпами. Прежде всего, это проект «Ямал-СПГ».

По проекту было запланировано строительство трёх технологических линий по производству сжиженного природного газа (СПГ) общей мощностью 19,8 млн. т СПГ в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн. т в год.

Вывоз СПГ предполагался уникальными судами: СПГ-танкерами усиленного ледового класса Arc 7.

Первым в серии был построен танкер «Christophe de Margerie» («Кристоф де Маржери»). Его размерения: длина — 299,0 м, ширина — 50,13 м, высота по борту — 26,5 м, осадка — 13,0 м. Валовая вместимость (МК-1969) — 128 806 брт; вместимость — 172 600 м³.

Сейчас для круглогодичного вывоза СПГ активно используются грузовые терминалы порта Сабетта, который находится на западном берегу Обской губы.

В навигацию 2020 года в порт Сабетта было выполнено 280 судозаходов. Для реализации круглогодичной навигации крупнотоннажных судов в акватории Обской губы были выполнены дноуглубительные работы, в результате которых появилось три судоходных канала. Морской канал, протяжённостью 55 км, позволил судам с большой осадкой входить в Обскую губу. Ранее, до постройки канала, входу «большегрузов» препятствовал бар с глубинами до 8 м. Морской канал – это, по существу, глубоководный проход в средней части бара.

Подходной канал – это канал, который позволяет «большегрузам» подходить к причалам порта Сабетта. До его постройки здесь простиралось обширное мелководье, сформированное наносами реки Сабетта – Яха. Подходной канал к терминалу «Утренний» находится на восточном берегу Обской губы. Терминал «Утренний» является участком №2 морского порта Сабетта и строится в рамках Проекта «Арктик СПГ2».

После ввода в эксплуатацию всех запланированных объектов в акватории Обской губы к 2030 году ожидается до девятисот судозаходов СПГ-танкеров в год.


Западный сектор Арктики: "Северная звезда"

Следующий грандиозный проект в западном секторе Арктики – строительство терминала для вывоза угля «Северная звезда». Терминал строится на полуострове Таймыр в 70 км южнее порта Диксон.

Для реализации проекта «Северная звезда» к 2032 году понадобится тридцать судов-балкеров усиленного ледового класса не ниже Arc 5.

По проекту, уже в 2021 году на месторождении планируется получить первые 300 тыс. тонн угля, в 2022 году запланирована добыча 1,25 млн. тонн угля и производство 900 тыс. тонн угольного концентрата. На полную мощность — 10 млн. тонн угля и 7 млн. концентрата в год -- производство выйдет в 2026 году.

Ожидается, что в 2024 году, когда грузопоток по Севморпути достигнет 80 млн. тонн, 3,8 млн. тонн придётся на объёмы «Северной звезды».

Поставки «Северная звезда» планирует как в западном направлении — в Архангельск, Роттердам и Ченнай, -- так и на восток — в Йокогаму, Тобату и Хулудао.

Объём перевозок угольной продукции к 2032 году должен достигнуть 18 млн. тонн.


Восточный сектор Арктики

Огромное значение для перспективы развития навигации в восточном секторе Арктики имеют проекты ПАО «НК «Роснефть». ПАО «НК «Роснефть» имеет в своём распоряжении следующие лицензионные участки недр федерального значения: «Восточно-Приновоземельский-1», «Восточно-Приновоземельский-2», «Северо-Карский», «Анисинско-Новосибирский», «Усть-Оленёкский», «Усть-Ленский», «Северо-Врангелевский-1», «Северо-Врангелевский-2», «Южно-Чукотский», которые расположены на континентальном шельфе Российской Федерации [14]. Сами названия участков говорят об их расположении.

   

    Лицензионные участки ПАО «НК «Роснефть».


Акватория Карского моря: нефтяной терминал «Порт  бухта Север». Нефтяной терминал планируется использовать для отгрузки и транспортировки нефти, поступающей по трубопроводу с Тагульского, Сузунского, Лодочного и Паяхского месторождений, образующих нефтяной кластер на полуострове Таймыр. Планируемая мощность терминала к 2024 году 26 млн. тонн нефти в год с перспективой перевалки до 50 млн. тонн. Терминал способен принимать танкеры-челноки усиленного ледового класса Arc 7 дедвейтом 42 000 тонн, имеющие длину 248 метров, ширину 34 метра, осадку 9,5 метров. Танкеры способны преодолевать ледяные поля толщиной 1,4 метра носом и 1,8 метра кормой. 
Участок «Восточно - Приновоземельский–1». Располагается в юго-западной части Карского моря.
Участок «Восточно - Приновоземельский–2». Располагается между северо-восточным побережьем архипелага Новая Земля и северо-западным побережьем полуострова Таймыр.
Участок «Северо-Карский». Располагается в северо-восточной части Карского моря.

Акватория моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря: участок «Хатангский» расположен в акватории Хатангского залива и континентального шельфа моря Лаптевых; участок «Анисинско - Новосибирский» расположен в северо-восточной части континентального шельфа моря Лаптевых и западной части Восточно-Сибирского моря; участок «Усть-Оленёкский» расположен в южной части континентального шельфа моря Лаптевых; участок «Усть-Ленский» расположен в южной части континентального шельфа моря Лаптевых.

Акватория Чукотского моря: участок «Северо-Врангелевский-1» расположен в северной части континентального шельфа Чукотского моря; участок «Северо-Врангелевский-2» расположен в северной части континентального шельфа Чукотского моря; участок «Южно-Чукотский» расположен в южной части Чукотского моря.

Разработка месторождений на этих участках потребует значительных мощностей арктического флота для вывоза добытых углеводородов. Кроме этого, потребуется совершенствование существующей транспортной инфраструктуры восточного сектора Арктики, разработка новых логистических схем, прокладка новых морских трасс и транспортных коридоров, решение вопросов экологии.

Масштаб грядущих перспектив огромен и сегодня очень трудно оценить его границы.

Несомненно одно: все реализуемые и планируемые проекты в Арктике послужат мощным импульсом развития арктического судоходства и всех сопутствующих этому обеспечивающих сфер.


   Автор:  Афонин Андрей Борисович, кандидат технических наук, доцент, декан Арктического факультета ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова».


1.                 Ольховик Е. О. Обоснование плана проведения площадного обследования высокоширотных маршрутов / Е. О. Ольховик, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11. — № 2. — С. 296–304. DOI: 10.21821/2309-5180-2019-11-2-296-304.

2.                 Официальный сайт Администрации Северного морского пути http://www.nsra.ru/ru/glavnaya/ novosti/n19.html (дата обращения: 26.02.2019).

3.                 Ольховик Е. О. Информационная модель морских транспортных потоков Северного морского пути / Е. О. Ольховик, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 1. — С. 97–105. DOI: 10.21821/2309- 5180-2018-10-1-97-105

4.                 Ольховик Е. О. Исследование изменения структуры транспортного флота в акватории Северного морского пути / Е. О. Ольховик // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 6. — C. 1225–1233. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-6-1225-1233.

5.                 Ольховик Е. О. Исследование плотности транспортных потоков 2018 года в акватории Северного морского пути / Е. О. Ольховик // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 5. — С. 975–982. DOI: 10.21821/2309-5180-2018- 10- 5-975-982.

6.                 Ol’khovik E. Geoinformation system use for transportations planning in water area of Northern Sea Route / E. Ol’khovik // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. — IOP Publishing, 2018. — Vol. 194. — Is. 7. — Pp. 072010. DOI: 10.1088/1755-1315/194/7/072010.

7.                 Морской портал Сканэкс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scanex.ru/cloud/ maritime / (дата обращения: 25.02.2019).

8.                 Ng M.W. Vessel speed optimisation in container shipping: A new look / M.W. Ng // Journal of the Operational Research Society. — 2018. — Pp. 1–7. DOI: 10.1080/01605682.2018.1447253

9.                 Тезиков А. Л. Гидрографическая изученность акватории Северного морского пути / А. Л. Тезиков, А. Б. Афонин, Е. О. Ольховик // Транспорт Российской Федерации. — 2018. — № 2 (75). — С. 19–21.

10.            Иванов Р. В. Характеристика ледовых условий работы гидрографических судов в Карском море / Р. В. Иванов, Д. А. Полубелов, А. А. Соболева // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 6. — С. 1211–1224. DOI: 10.21821/2309- 5180-2018-10-6-1211-1224.

11.            Миронов Е. У. Модели и методы расчета и прогноза ледовых и океанографических условий в арктических морях / Е. У. Миронов [и др.] // Проблемы Арктики и Антарктики. — 2010. — № 2 (85). — С. 16–28.

12.            Афонин А. Б. Комплексная оценка безопасности плавания в акватории Северного морского пути / А. Б. Афонин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 6. — С. 1132–1142. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-6-1132-1142.

13.            Официальный сайт Государственной комиссии по вопросам развития Арктики www.arctic.gov.ru (дата обращения: 31.10.2021)

14.            Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть» www.rosneft.ru  (дата обращения: 12.11.2021)



далее в рубрике