Сейчас в Мурманске

03:14 9 ˚С Погода
6+

Арктике нужен один хозяин

Северный морской путь
Виктория Бабаева
9 Февраля, 2022, 06:08
Арктике нужен один хозяин
Фото: Вадим Балакин / GeoPhoto


Кто будет управлять Северным морским путем? Этот вопрос в ближайшие два месяца глава «Росатома» Алексей Лихачев намерен обсудить на совещании у первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. Сейчас система работает по принципу «двух ключей» — полномочия делят между собой «Росатом» и Федеральное агентство морского и речного транспорта (структура Министерства транспорта). Стороны борются за Севморпуть уже четвертый год подряд. Несогласованность действий тормозит развитие магистрали и приводит к серьезным ошибкам. Каковы шансы сторон в этой гонке и сможет ли вероятный переход Севморпути в одни руки стать началом централизации управления всей Арктикой — в материале GoArctic.


Своё оставить за собой

Борьба за право управлением Северным морским путем между «Росатомом» и Минтрансом началась еще осенью 2017 года, когда впервые открыто прозвучала идея отдать кураторство над арктической магистралью атомной госкорпорации. Предложение наделить «Росатом» функциями инфраструктурного оператора СМП была сформулировано в письме Дмитрия Медведева, занимавшего в то время позицию премьер-министра РФ, Владимиру Путину.  Его поддержали вице-премьер Дмитрий Рогозин (по данным газеты «Коммерсант», именно он и занимался подготовкой письма), и Алексей Лихачев, и сам президент. 

А вот в Минтрансе такой инициативе не обрадовались, ведь в тот момент за развитие Севморпути отвечала именно эта структура. Наиболее активно против передачи всей власти «Росатому» выступал замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский (занимал эту должность до 21 июня 2018 года). Самым принципиальным был вопрос передачи полномочий по выдаче разрешений на плавание по Северному морскому пути.

«Сегодня администрацию СМП осуществляет подведомственное учреждение Росморречфлота. Мы считаем, что это регулятивная функция, они ("Росатом") считают, что так будет удобнее, потому что "Атомфлот" тоже флотовладелец», — заявил он по итогам заседания президиума госкомиссии по вопросам развития Арктики весной 2018 года.

Споры продолжались больше года, и Минтрансу всё же удалось отстоять свою позицию — право выдачи разрешений на проход судов по СМП осталось за Росморречфлотом. «Росатому» же, согласно законопроекту, подписанному президентом в конце 2018 года, были переданы полномочия по разработке и реализации госполитики по развитию и функционированию Севморпути, организация плавания судов в акватории магистрали, согласование вопросов развития и функционирования инфраструктуры портов, расположенных в акватории СМП.

И хотя на первый взгляд вопрос решился, и все основные документы были подписаны, конкуренция за Севморпуть между Минтрансом и «Росатомом» продолжилась. Госкорпорация в этой борьбе стремилась как можно громче заявить о своих масштабных планах по развитию магистрали, например, о развитии регулярной контейнерной линии по СМП. Но несмотря на многолетние попытки лишь сейчас у атомной монополии появился конкретный аргумент в пользу сосредоточения сил в одних руках.


Кузнецов Никита niku2101120058.jpg

Фото: Никита Кузнецов / GeoPhoto


Без права на ошибку

Козырем в руках «Росатома» стала ситуация, когда более чем 20 судов застряли во льдах в акватории Северного морского пути, это случилось в конце 2021 года. Имея разрешение на проход по магистрали от Администрации СМП, судовладельцы, положившись на прогнозы Росгидромета, направили суда по северному маршруту без ледокольной проводки. Из-за образовавшегося льда суда оказались заблокированы, и дойти до конечного пункта самостоятельно им, увы, не удалось. Их вызволяли экстренно силами «Росатомфлота».

Перспективы на круглый год: что показала блокировка судов на СМП

«Нас не предупредили, что администрация СМП дала разрешение на проход целого каравана судов. Ко всему прочему, всех подвел Росгидромет — их прогноз опоздал на две недели», — прокомментировал позднее ситуацию глава «Росатома» Алексей Лихачев.

И хотя он отметил, что госкорпорация «работает в полном согласии и понимании существующей проблематики СМП с Минтрансом», все же предложил обсудить распределение полномочий по управлению Севморпутем, чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций. 

«У нас как минимум есть штаб морских операций. И только глава нашей дирекции СМП Вячеслав Рукша на том совещании (речь идет о совещании у вице-премьера Андрея Белоусова — прим.) смог объяснить, где какое судно находится и как его вытаскивать. Мы считаем, что нужно работать на СМП в «одно окно» и в любое время понимать местонахождение судов», — резюмировал Алексей Лихачев.

И единый орган управления Севморпути, как показала ситуация с дрейфующими судами, действительно нужен. И это необходимо не только для слаженной работы и отсутствия ошибок, что, безусловно, играет ключевую роль, но и для того, чтобы было, с кого спрашивать, если эти ошибки все же случаются.

Шансы у атомной монополии получить карт-бланш действительно есть. Во-первых, предложение отдать весь СМП госкорпорации уже звучало и возымело поддержку на высоком уровне. Во-вторых, за годы на позиции оператора Севморпути «Росатом» подтверждал свою экспертизу, и Певекский кризис не стал исключением. Госкорпорация имеет хоть и амбициозный, но имеющий хотя бы примерные очертания план по развитию СМП — уже в этом году «Росатом» планирует начать проектирование ключевых элементов будущей контейнерной линии через СМП. Речь идет о контейнеровозах ледового класса и двух перегрузочных хабах.


Балакин Вадим blk2121902.jpg

Фото: Вадим Балакин / GeoPhoto


Главсевморпуть нового поколения

Певекский кризис – повод смотреть на ситуацию шире, ведь проблема рассосредоточенности сил касается не только Севморпути, а всей Арктики. За эту часть страны отвечают все и не отвечает никто. У каждого из субъектов (их в Арктике девять) есть свой губернатор, в федеральных округах (их четыре) — свой полномочный представитель. Далее по цепочке следуют курирующие округа вице-премьеры, профильный «арктический» премьер Юрий Трутнев, а вопрос управления Севморпутем «Росатом» будет обсуждать с первым вице-премьером Андреем Белоусовым, хотя эта тема тоже касается Арктики.

Совершенно другой подход использовали в СССР — еще в 1932 года было образовано Главное управление Северного морского пути. Первоначально этот орган был создан для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути (чем сейчас занимается «Росатом»), но позднее к его задачам прибавились изыскания в Арктике, оборудование полярных станций, авиабаз, портов, освоение месторождений полезных ископаемых, проектирование и строительство ледоколов и даже курирование коренных малочисленных народов Севера.

«Дело заключается в том, что Север весь трактуется как единая проблема, имеющая в своей основе Северный морской путь. Мы — боевой орган для поднятия на Севере экономики на основе Северного морского пути», — заявлял на одном из заседаний коллегии ГУСМП Отто Шмидт, первый начальник главного управления.

Это управление представляло собой мощную транспортно-промышленную организацию, которая охватывала практически все отрасли народного хозяйства Крайнего Севера. И многие профильные эксперты считают такую систему наиболее подходящей для Арктики и сегодня. Правда, за скобками обычно остается факт критики в адрес Главсевморпути со стороны Совета народных комиссаров уже в конце 1930-х годов. СНР отмечал, что ГУСМП, расширив свои функции, недостаточно занималось своей основной задачей — превращением Севморпути в исправно функционирующую магистраль. 

Сегодня, несмотря на необходимость в едином управлении, «Росатом» новым Главсевморпутем едва ли станет, даже если нынешняя борьба против Минтранса увенчается успехом. У атомной монополии есть своя специфика работы, блок своих проектов, не связанных с Арктикой, и этим тоже нужно заниматься. Кроме этого, ресурсов на всю АЗРФ у госкорпорации просто не хватит, и эффективно заниматься Арктикой на суше и Севморпутем вряд ли удастся, раз даже ГУСМП это было не под силу. Возможно, требуется создание принципиально новой структуры, которая сумела бы взять на себя все функции по комплексному развитию Арктики. Хотя в таком случае слишком высок риск столкнуться с еще большей неэффективностью и бюрократией.

Арктика сегодня, как и в 1930-е годы, требует четкой модели управления, так как те методы, что уже применяются, показывает недостаточную результативность в сопоставлении с масштабными планами на этот регион. Нужен ли Северу новый Главсевморпуть с Северным морским путем в основе, новая структура или полная независимость регионов — вот ключевой вопрос, на который нужно ответить в ближайшее время. В противном случае развитие Арктики так и останется фрагментарным. 


***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic
далее в рубрике