Сейчас в Архангельске

16:03 3 ˚С Погода
18+

"Ледовая блокада" на Севморпути осенью 2021 года

Каковы причины "ледового плена" в котором неожиданно оказались многие суда на СМП на исходе летней навигации 2021 года?

Северный морской путь Транспорт и логистика Северный Ледовитый океан Ледовая обстановка
1 февраля, 2022 | 15:00

"Ледовая блокада" на Севморпути осенью 2021 года
Автор фото Ярослав Никитин, GeoPhoto.ru


Суда в ледовом плену

Осенью 2021 года, по сведениям ряда СМИ, практически во всех морях акватории Северного морского пути (СМП) оказались заблокированы во льдах, в общей сложности, восемнадцать судов [1]. 

По данным «Администрации СМП» [2] на 12.00 мск 19 ноября это были следующие суда:

  1. в районе Певека дрейфовали «Полар Кинг» (принадлежит «Эко Шиппинг»), «Ямал Ирбис» («Севнор Логистик»), «Юрий Аршеневский» (Мурманское морское пароходство) и «Инженер Трубин» (Северное морское пароходство);

  2. в районе бухты Север (Енисейский залив) находились «Селенга» (Сахалинское морское пароходство, SASCO), а в районе Карских Ворот — «Михаил Сомов» (Гидрометфлот), «Владимир Русанов» (Хатангский морской торговый порт), «Георгий Ушаков» (Хатангский морской торговый порт), «Механик Пустошный» (Северное морское пароходство), «Арктика-1» (Реском-Тюмень);

  3. в районе мыса Дежнёва застряли во льдах Vitus Bering (Мурманский губернский флот), Nordic Nuluujaak, UHL Fusion, Nordic Qinngua;

  4. в районе мыса Желания дрейфовали «Северный проект» (Арктическое морское пароходство, ASCO), Kumpula (ESL Shipping, Финляндия);

  5. у острова Диксон стояло судно ПАК (Ленское объединённое речное пароходство).

Эта «ледовая блокада» привела к нарушению графика поставок, в частности, так называемого «северного завоза» – завоза морем в заполярные населённые пункты всего необходимого для жизни: от топлива до продовольствия. К счастью, эта проблема была довольно быстро решена.


Типы ледовых условий

Одни считают, что причина сложившейся прошлой осенью ситуации заключается в неточности ледовых прогнозов [1], поэтому, при указании в прогнозе такого типа ледовых условий, как «лёгкие», на деле суда могут столкнуться с такими типами ледовых условий, как «средние» и даже тяжелые».

Тип ледовых условий – лёгкие, средние и тяжёлые – определяется экспертами, составляющими ледовые прогнозы, поскольку «прямые указания на то, какие ледовые условия можно считать лёгкими, средними, тяжёлыми в нормативных документах Росморречфлота и Росгидромета отсутствуют.»[3].

В 2018 году была предложена следующая классификация ледовых условий, правда только для Карского моря и в весенне-летний период [4]:

  • Лёгкий тип ледовых условий: на акватории района наблюдаются начальные, молодые и однолетние тонкие льды (до 0,7 м);

  • Средний тип ледовых условий: на акватории района наблюдаются начальные, молодые и однолетние тонкие льды (до 1,2 м);

  • Тяжёлый тип ледовых условий: на акватории района наблюдаются начальные, молодые и однолетние тонкие льды (более 1,2 м).

  • Так что до сих пор классификация типов ледовых условий остаётся вопросом в высшей степени творческим.

Другая группа экспертов (специалисты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, связанные с арктической тематикой) считает, что по космическим снимкам оценить реальную толщину льда на сегодняшний день весьма затруднительно, поэтому спрогнозировать способность того или иного судна преодолеть ледяное поле неизвестной толщины практически невозможно.

Эксперты «Росатома» придерживаются мнения, что причина затора заключается в том, что существует разделение полномочий по контролю за судами между Минтрансом и «Росатомом» [3].

Это подтверждается следующим:

"19 ноября «Ведомости» сообщили со ссылкой на данные СМП, что караван судов с северным завозом был отправлен без сопровождения ледоколов, поэтому они были заблокированы в тяжёлых ледовых условиях. Алексей Лихачев [глава госкорпорации «Росатом», прим. автора] пояснил, что «Росатом» не предупредили, что администрация СМП разрешила проход каравана судов, а прогноз Росгидромета опоздал на две недели. По его словам, в корпорации узнавали о застрявших судах чуть ли не из СМИ. Операция по выводу каравана завершилась 7 декабря."

Мнение автора данной статьи по этому поводу заключается в том, что в 2021 году в Арктике «слишком рано наступила зима» и, с учётом вышеперечисленных причин, случилось то, что случилось.


Прогнозы ледовых условий

Поясним сказанное подробнее.

В предыдущей редакции Правил плавания в акватории Северного морского пути периоды навигации чётко разделялись на зимне-весеннюю и летне-осеннюю навигацию.

В нынешней редакции разделения навигации на периоды нет. Вся акватория СМП разбита на 28 районов. На определённую дату Администрация СМП публикует тип ледовых условий для каждого района [2].

Пример такой публикации показан ниже:


  Прогноз типов ледовых условий на районы СМП. Как видим, на 28 января по двум морям практически нет сведений.


А вот и схема деления акватории СМП на районы:


   Итак, на 28.01.2022 по районам 12-24 вообще не было сведений о типе ледовых условий, а ведь это два моря: Лаптевых и Восточно-Сибирское.

По предыдущей редакции Правил плавания в акватории Северного морского пути, летнее-осенняя навигация заканчивается в ноябре. И, казалось бы, суда в октябре – ноябре плавали ещё «летом», и превращения ледовой обстановки в более сложную ничего не предвещало.

Однако статистические данные за семьдесят пять лет наблюдений показывают, следующее [6]:

  1. в юго-западной части Карского моря «лёгкие ледовые условия» составляют 58% случаев; «средние» – 33%, «тяжёлые» – 9%;

  2. в северо-восточной части Карского моря «лёгкие ледовые условия» составляют 39% случаев; «средние» – 37%, «тяжёлые» – 24%;

  3. в западной части моря Лаптевых "лёгкие ледовые условия" составляют 29% случаев; «средние» – 39%, «тяжёлые» – 32%;

  4. в восточной части моря Лаптевых «лёгкие ледовые условия» составляют 61% случаев; «средние» – 22%, «тяжёлые» – 17%;

  5. в восточном секторе Арктики (Восточно – Сибирское и Чукотское моря) «лёгкие ледовые условия» составляют 54% случаев; «средние» – 16%, «тяжёлые» – 30%.

Приведённые данные показывают, что с ненулевой вероятностью в каждом из морей акватории СМП могут сформироваться «средние» и даже «тяжёлые» ледовые условия, а влияние факторов неточных прогнозов и незнание реальной толщины льда породило мультипликативный эффект и привело к попаданию судов в «ледовый плен» осенью 2021 года, практически на исходе летней навигации.


Автор: Афонин Андрей Борисович, кандидат технических наук, доцент, декан Арктического факультета ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова».

  1. https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/11/19/896771

  2. http://www.nsra.ru/

  3. В.П. Карклин, С.В. Хотченков, А.В. Юлин Метод долгосрочного прогноза типа ледовых условий в зимний период для районов Карского моря, с.113-125

  4. Иванов Р. В. Характеристика ледовых условий работы гидрографических судов в карском море / Роман Владимирович Иванов, Денис Алексеевич Полубелов, Анастасия Александровна Соболева // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2018. - №6(52). - C. 1211-1224. DOI: 10.21821/2309-5180-2018-10-6-1211-1224

  5. https://yamal-media.ru/news/glava-rosatoma-rasskazal-o-prichinah-zatora-v-arktike

  6. История мореплавания по трассе Северного морского пути в XX и начале XXI века, Том III, СПб, 2015, 303 с.


далее в рубрике