Лето 2023 года становится прорывом в загрузке Севморпути
Компании нацелены на последовательный рост поставок энергетических ресурсов на Восток
«Саам ПХГ». Фото: Росморпорт
Российская нефтегазовая промышленность стимулирует арктические перевозки. Два нефтяных танкера, вышедшие из балтийских портов в середине июля, пройдут по Северному морскому пути, направляясь в Китай. Два «Афрамакса» ледового класса «Приморский проспект» и NS Arctic, принадлежащие российскому судоходному лидеру «Совкомфлоту», отправились из Усть-Луги и Приморска по СМП в порт Жичжао с грузом в 224 тыс. тонн нефти. Согласно планам, переход займет чуть больше месяца, до 31–36 дней, маршрут растянется на 8,6 тыс. морских миль. Проходку танкерам обеспечат работающие на трассе ледоколы «Росатома». Ранее госкорпорация анонсировала нефтяным компаниям возможность перенаправления части российских поставок нефти и нефтепродуктов из балтийских портов по СМП в восточном направлении. На фоне санкционных ограничений северный маршрут рассматривается сегодня как самый безопасный. Однако нефтяные перевозки по Севморпути в восточном направлении пока ограничены периодом летне-осенней навигации: с июля по ноябрь.
Контейнеры пошли по СМП в Китай
В июле открыты новые регулярные маршруты контейнерных перевозок между Россией и Китаем по Северному морскому пути.
В начале июля этого года «Первый контейнерный терминал» (входит в структуру стивидорного холдинга Global Ports) в Большом порту Санкт-Петербург обработал первый контейнеровоз международной морской линии Hainan Yangpu NewNew Shipping Co, который пройдет по СМП в Китай. Судно NewNew Polar Bear усиленного ледового класса вместимостью 1600 TEU вышло из терминала ПКТ 7 июля 2023 года. Hainan Yangpu Newnew Shipping Co в партнерстве с грузовым агентом Torgmoll и группой Global Ports выполняет прямые регулярные контейнерные перевозки между балтийскими портами России и КНР с марта 2023 года, но до июля перевозки проходили через Суэцкий канал. Контейнеровоз NewNew Polar Bear загружен российскими экспортерами продукцией, произведенной, главным образом, лесоперерабатывающими предприятиями Северо-Запада, и отправленной грузополучателям в портах Циндао, Тяньцзинь и Шанхай.
Фото: Global Ports
СПГ-караваны
Поставки природного газа из России в Китай в мае этого года достигли рекордного уровня.
Что касается СПГ, по информации «Интерфакса», в мае РФ экспортировала 1,12 млрд куб. м. В конце весны Россия уступала по этому показателю Австралии (2,8 млрд куб. м) и Катару (1,5 млрд куб. м). Тем не менее, в мае поставки российского СПГ выросли на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 73,02% по сравнению с апрелем 2023 года. По итогам первых пяти месяцев текущего года зафиксирован рост на 66,8%, до 3,03 млн т сжиженного природного газа. В июне с началом навигации по СМП в восточном направлении грузопоток с СПГ в азиатские страны может вырасти, нужно лишь подождать результатов лета – осени 2023 года. Компании нацелены на последовательный рост поставок энергетических ресурсов на Восток.
Белокаменка. Фото: НОВАТЭК
20 июля текущего года из легендарной Белокаменки в Мурманской области отправлена первая технологическая линия сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа для проекта «Арктик СПГ-2». Техлиния нового арктического СПГ-завода «НОВАТЭКа» будет установлена на Гыданском полуострове в Ямало-Ненецком автономном округе. Компания рассчитывает запустить первую линию по производству сжиженного природного газа в конце 2023 года – начале 2024 года. В селе Белокаменка расположен Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где выполняется строительство двух первых линий сжижения природного газа «Арктик СПГ-2». Проект рассчитан на эксплуатацию трех технологических СПГ-линий, каждая мощностью в 6,6 млн тонн сжиженного газа в год. Третья линия, согласно планам, должна быть построена и введена в промышленную эксплуатацию в 2026 году.
«Коряк ПХГ». Фото: Росморречфлот
Ранее аналогичное плавучее газохранилище было установлено в Мурманске. В конце июня текущего года плавучее хранилище газа «Саам ПХГ» вместимостью в 360 тыс. куб. м было установлено в акватории губы Ура Баренцева моря. Согласно планам, каждое ПХГ позволит переваливать более 20 млн т сжиженного природного газа в год, а в перспективе существенно нарастить эти объемы. Все больше предприятий, все больше производственных мощностей создается по трассе Северного морского пути, и это только начало большой истории с перевозками энергоресурсов в Арктике. «Росатом» и «НОВАТЭК» рассчитывают в начале 2024 года запустить круглогодичную навигацию в восточной части Северного морского пути.
***
Мария Кутузова, специально для GoArctic