Отказ от Севморпути: борьба за природу или манипуляция общественным мнением

22 Января, 2020, 13:14
Отказ от Севморпути: борьба за природу или манипуляция общественным мнением
Еще в конце 2019 года ряд зарубежных компаний, в частности Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap Inc., H&M Group, Kering, Li & Fung и PVH Corp., а также морские перевозчики CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и MSC объявили бойкот арктическим транспортным маршрутам, в том числе Северному морскому пути. Основной причиной было названо негативное влияние судоходства в Арктике на экологическую обстановку в регионе и в мире в целом.

Читайте также: Сдерживание России в Арктике: почему Nike выступил против Севморпути?

Теперь американская некоммерческая организация Ocean Conservancy, которая и объединила общей идеей новоявленных «борцов за экологию», объявила, что еще несколько организаций решили отказаться от перевозок грузов в арктической зоне. Корпоративное обязательство подписали Allbirds, Aritzia, International Direct Packaging, Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, Puma, Hudson Shipping Lines и Bureo.

«Опасность трансарктических судоходных маршрутов перевешивает все возможные выгоды. Мы не можем игнорировать воздействие выбросов от глобального судоходства на наш океан», — заявила генеральный директор Ocean Conservancy Янис Серлс Джонс. Подписание документа также предполагает, что стороны продолжат изучать «пути сокращения выбросов в результате глобального судоходства» и будут стремиться уменьшать вклад сектора судоходства в таяние арктических льдов.
Правда, говоря об отказе вышеупомянутых компаний от перевозок грузов в Арктике, специалисты Ocean Conservancy упускают тот факт, что все эти коммерческие организации и так не пользовались северными водными магистралями, да и вряд ли планировали.

Судоходство в Арктике сегодня развито все еще достаточно слабо. Объем перевозок по Севморпути в 2019 году, к примеру, составил 31,5 млн тонн. Для сравнения, чуть больше, 36 млн тонн, было перевалено в прошлом году в порту Рига. Основные потоки грузов по-прежнему следуют через южные моря. И хотя Китай и другие азиатские страны публично заявляют о планах по использованию арктических маршрутов, на практике их активность на Севере пока несущественна. На всё это есть свои причины, а именно нерешенные вопросы с навигацией, не достаточное количество ледоколов и судов высокого ледового класса, да и в целом «необкатанность» СМП. Основную часть грузов, проходящих вдоль северных территорий России, представляют собой сжиженный природный газ, газовый конденсат, другие полезные ископаемые, добытые в Арктике. Крохотную долю занимают рыба и продукция, поставляемая в ряд регионов России в рамках северного завоза. Похожим образом обстоят дела на Западе.

Ни Nike, ни Ralph Lauren, ни H&M по факту никакого практического вклада в спасение планеты подписанием корпоративного обязательства не внесли – судов в Арктике меньше не стало, но и отсутствие новых игроков вовсе не стало гарантией остановки процесса таянья ледников. Главный результат запуска очередной экологической инициативы – медийная шумиха. Основной целью проектов, аналогичных Arctic Shipping Corporate Pledge, является воздействие на массовую аудиторию и формирование вполне конкретного мнения в отношении определенных вопросов. Именно поэтому с призывами отказаться от судоходства в Арктике выступают «распиаренные» компании, названия которых в заголовках притянут больше кликов. Массовость заявлений позволяет говорить о том, что обсуждаемая проблема имеет особую важность и беспокоит даже мировых гигантов. Для самого бизнеса участие в экологических кампаниях – дело выгодное. Сегодня бороться за экологическую безопасность как никогда модно, и участие в подобных инициативах позволяет не только найти для себя активных сторонников, но и улучшить свой имидж в глазах обычных клиентов.

Вне ведения публики в этой истории остается политика и вовсе не экологичная борьба за сырье в Арктике и торговые пути, несмотря на то, что трансарктические перевозки пока находятся лишь на зачаточном уровне развития. Чтобы Севморпуть мог стать значимым маршрутом в мировых масштабах, необходимо контролировать хотя бы 2–4% от транзита между Европой и Юго-Восточной Азией – около 40-60 млн тонн вдобавок к имеющемуся. Для наращивания евроазиатского океанического транзита нужны не только технические возможности, позволяющие обеспечить быструю и безопасную перевозку в срок, но и тесные и доверительные отношения России как с Азией, так и со странами Европы, так как именно компании этих регионов доминируют сейчас на рынке перевозок по указанным направлениям. И если с восточными соседями дела обстоят более-менее неплохо, то взаимоотношения с государствами европейского континента и другими партнерами с Запада сегодня по-прежнему оставляют желать лучшего, и кампания за отказ от СМП – яркое тому свидетельство.

***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic
далее в рубрике