Рыба об лёд: сможет ли Севморпуть победить в борьбе за камчатскую рыбу

Северный морской путь
Виктория Бабаева
29 Мая, 2020, 08:06
Рыба об лёд: сможет ли Севморпуть победить в борьбе за камчатскую рыбу
Фото Морские Вести России

Вопрос транспортировки рыбы с Дальнего Востока в Европейскую часть России морем на постоянной основе обсуждается уже не первый год. Теперь пути назад нет – президент России Владимир Путин поручил проработать идею запуска регулярных поставок рыбы с Камчатки на Запад страны по Северному морскому пути (СМП). Предполагается, что доставка груза по северной водной магистрали позволит сделать стоимость конечной продукции ниже. Кроме этого, ожидается, что рыба даст возможность хотя бы немного, но приблизить грузопоток по Севморпути к отметке 80 млн тонн к 2024 году. Но на практике выиграть от регулярных перевозок мало кому удастся.

Дешево и проблематично

Дирекция Северного морского пути госкорпорации «Росатом» начала активное движение в сторону создания судоходной линии для перевозки рыбы по СМП в 2018 году. Тогда ключевым событием стал рейс по СМП компании Maersk – контейнеровоз Venta Maersk доставил из порта Восточный в Большой порт Санкт-Петербург 185 контейнеров, груженых замороженной рыбы. Хотя в отчете по итогам рейса Maersk сообщила о плохих условиях технического обеспечения прохода судов, и в целом неготовности СМП к регулярным перевозкам, в начале 2019 года «Росатом» вместе с Росрыболовством продолжили прорабатывать идею о перевозках рыбы через Севморпуть.

После длительных обсуждений первая пробная партия рыбной продукции из Петропавловска-Камчатского была доставлена к причалам терминала «Петролеспорт» в Петербурге в сентябре того же года. Около 8 тыс. тонн контейнеризированных грузов, включая мороженую рыбопродукцию пришли в порт на атомном лихтеровозе-контейнеровозе «Севморпуть». Планировалось, что лихтеровоз совершит еще один рейс из Восточной части страны в Западную с партией рыбы, но второе плавание было отменено.


Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть»

Хотя перевозка морем практически всегда оказывается дешевле, чем доставка груза по суше, выгода транспортировки рыбной продукции по Ледовитому океану остается неочевидной. Во-первых, регулярным перевозкам мешает нестабильная ледовая обстановка и недостаток ледокольного флота, что не дает возможности точно прогнозировать сроки доставки товара. Во-вторых, рейсы с рыбой могут быть убыточны из-за отсутствия обратной загрузки лихтеровоза (а пока её нет). В-третьих, груз из порта еще необходимо доставить до клиента (в города центральной России, Урала и др.), так что стоимость транспортировки товара по железной дороге или автомобильным транспортом, а также время на его перевозку также приходится учитывать. В-четвертых, рыбу по Севморпути планируется возить в контейнерах, однако в такой таре груз способны принимать далеко не везде – в Москве, Петербурге и других крупных областных центрах. На данный момент рыба доставляется в города России по железной дороге в вагонах.

Неочевидная выгода

Несмотря на отсутствие прямых финансовых выгод, у идеи налаживания регулярных перевозок рыбы по Севморпути есть свои интересанты. Для «Росатома» раскачка темы с судоходной линией выгодна, в первую очередь, как для оператора Севморпути, перед которым стоит задача представить транспортный маршрут как действующий, а также увеличить объем грузов, проходящих по нему. Кроме этого, «Росатом» и подконтрольный ему «Атомфлот» заинтересован в том, чтобы как-то задействовать лихтеровоз «Севморпуть» и избежать его простоя.

Для игроков рыбной отрасли позиционирование Северного морского пути как альтернативы железнодорожным перевозкам выступает рычагом давления на РЖД. Ранее участники рынка не раз выражали недовольство в отношении экспедиторов и железной дороги, которые, по их словам, не удовлетворяют их требования по транспортировке товара. Именно с этим можно связать появление в медиапространстве темы с перевозками рыбы морем весной и затишье в зимний период.


Фото Vgudok.com

Стивидорные компании на Западе видят в проекте новые возможности для собственного развития. Так, в АО «Мурманский морской рыбный порт» уже сообщили о готовности к выполнению поручения Владимира Путина по Севморпути. «У нас уже есть успешный опыт работы с рыбой с Дальнего Востока начиная с 2015 года. Если рыба будет доставляться в трюмах, то проблемы нет никакой, — заявил управляющий ММРП Олег Креславский. – Если же упор будет сделан на контейнерные перевозки, то к приёмке контейнеров рыбный порт окажется готов к середине 2021 года». Группа компаний «Норебо» сообщила о намерении инвестировать в строительство рефрижераторного терминала «Ударник» в Мурманской. Как рассказал заместитель директора по международным вопросам и связям с общественностью «Управляющей компании Норебо» Сергей Сенников, емкость холодильника составит 35 тыс. тонн, а мощность терминала составит 800 тыс. тонн в год, из которых 500 тыс. тонн – рыбной продукции, пишет «Интерфакс».

Не исключается, что в связи с выходом темы на президентский уровень и продвижением перевозки рыбы морем, борьба за груз продолжится между регионами – в 2018 году бывший губернатор Архангельской области Игорь Орлов предложил создать «Арктический рыбопромышленный кластер» с центром в Архангельске. И хотя глава области сменился – сейчас обязанности губернатора исполняет Александр Цыбульский – оживление «рыбной» темы в Арктике ожидать стоит. Более того, нельзя исключать участия в борьбе неарктических субъектов, например, Ленинградской области. В 2018 году на форуме «Арктика — территория диалога» губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что порт Приморск намерены сделать арктическим хабом – он должен стать точкой перегрузки контейнеров, проходящих по Севморпути из Камчатского края. Прежде «Корпорация развития Камчатского края» и «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» сообщили о подписании соглашения о сотрудничестве в рамках реализации проекта строительства контейнерного порта-хаба в Камчатском крае. Но это в будущем, так как строительные работы в Приморске еще даже не начаты.

На данный момент вопрос развития регулярных перевозок рыбы по Севморпути напрямую зависит от РЖД и «Росатома». Победа будет за тем, кто сможет предложить более выгодный вариант перевозки, либо сумеет объяснить политическую важность данного проекта.

***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике