С Ямала морем впервые поставлена в Китай арктическая нефть

Северный морской путь Полезные ископаемые
Луиза Бродт
16 Июля, 2020, 22:52
С Ямала морем впервые поставлена в Китай арктическая нефть
Фото: Газпром Нефть

 

Нефть сорта «Novy Port» доставлена в китайский порт назначения Яньтай – сообщается в релизе компании «Газпром нефть» от 13 июля 2020 года.

Объём первой партии ямальской нефти составил 144 тыс. тонн.

Маршрут танкера из Мурманска в Яньтай был проложен через арктические моря, а переход для доставки груза продолжался 47 суток.

Расположенное на полуострове Ямал вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение – один из крупнейших проектов «Газпром нефти».

Новопортовское НГКМ:

  • Открыто в 1964 году.

  • Месторождение по запасам относится к классу крупных: свыше 250 млн тонн нефти и конденсата, более 320 млрд кубометров газа.

  • Нефть сорта «Novy Port» по своим свойствам относится к категории лёгких, c низким содержанием серы (около 0,1%).

 

Фото: Газпром нефть

 

Как всё начиналось

Полномасштабную разработку Новопортовского долгое время сдерживал целый ряд факторов: сложная геология месторожления, отсутствие инженерной и транспортной инфраструктуры. Активное освоение месторождения началось спустя 50 лет после его открытия (в ходе испытания первой эксплуатационной скважины в 2012 году была добыта первая нефть).

До 2014 года нефть с Новопортовского месторождения вывозилась лишь в зимний период: по временным дорогам её доставляли на железнодорожную станцию Паюта. За сезон тогда смогли отгрузить только 15 тысяч тонн.

 

Оптимально – морем

Главным вызовом при разработке Нового Порта оставалась сложность транспортировки добываемого сырья. С первых дней работы над проектом компания тщательно разрабатывала схему доставки нефти потребителям. В итоге оптимальным решением был признан морской путь. Первый танкер с ямальской нефтью отправился по Северному морскому пути к европейским потребителям летом 2014 года и доставил сырьё в Европу в сентябре. Всего в безледовый сезон 2014 года с месторождения было отправлено четыре танкера с нефтью общим объёмом более 100 тыс. тонн.

В феврале 2015 года впервые была реализована зимняя отгрузка нефти с Новопортовского месторождения в Европу морским путем.

Вывозить круглый год нефть по СМП с месторождений Ямала до «Газпром нефти» никто не пробовал, и компания на практике доказала, что это возможно.

С мая 2016 года компания приступила к круглогодичной отгрузке нефти с Новопортовского, которая осуществляется с помощью выносного арктического нефтеналивного терминала башенного типа «Ворота Арктики» с мощностью по перевалке нефти до 8,5 млн тонн в год.

 

Арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Фото: Газпром нефть

 

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением, который рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 °C, толщина льда может превышать 2,5 метра.

Также в 2018 году для обслуживания терминала были построены два ледовых судна обеспечения «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» и 6 танкеров ледового класса Arc7 серии Штурман.

 

«Андрей Вилькицкий» – одно из двух ледокольных судов обслуживания терминала на Новопортовском. Фото: Выборгский судостроительный завод

 

Уникальная логистика для арктической нефти

Реализацию практически всех арктических проектов значительно осложняют логистические ограничения в регионе.

На Новопортовском была разработана уникальная схема отгрузки и транспортировки нефти с месторождения, которая позволяет сегодня обеспечивать круглогодичный вывоз с минимальными затратами. Добытая нефть поступает на побережье Обской губы по нефтепроводу протяженностью 105 км к терминалу. Далее нефть загружается в танкеры через нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», который расположен непосредственно в море в 3,5 км от берега. После чего нефть транспортируется танкерами в порт Мурманска и затем в порты Европы.

 

Фото: Газпром Нефть


При разработке схем экспорта для Новопортовского в 2013 году рынок Северо-Западной Европы был определён тогда в качестве приоритетного – географически самый близкий к промыслу импортозависимый регион, к тому же специализирующийся на переработке легких малосернистых нефтей, как раз таких, как «Novy Port».

С 2013 года «Газпром нефть» поставила в страны Европы более 40 миллионов тонн арктической нефти: сортов «ARCO» (Приразломное месторождение) и «Novy Port» (Новопортовское месторождение).

 

Теперь и в Китай

Сегодня же курс взят и на Восток – развитие сотрудничества с ключевыми азиатскими переработчиками позволило компании расширить направления поставок. Теперь и Китай, экономика которого активно восстанавливается от последствий пандемии, включён в карту отгрузок арктической нефти.

«Успешный опыт реализации арктических сортов нефти на европейском рынке и глубокое понимание рынков АТР позволяют „Газпром нефти“ предлагать сорт Novy Port с уникальной схемой круглогодичной логистики азиатским партнёрам. С учётом планов компании по расширению географии поставок арктической нефти, развитие сотрудничества с покупателями Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона имеет для нас стратегическое значение», – рассказал замгендиректора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер.

Доставка углеводородов водным транспортом по СМП становится сегодня эффективным вариантом и позволяет приступить к освоению месторождений, открытых ещё в начале 1960-х годов.

 

«Ворота Арктики». Фото: Газпром Нефть

 

Стоит также отметить, что в январе 2020 года проект разработки Новопортовского месторождения стал победителем премии «Excellence in Project Integration». Премия присуждается проекту с инвестициями свыше $500 млн, показавшему выдающиеся отраслевые достижения на всей цепочке создания ценности: в управлении проектом, геологии, бурении, инжиниринге, строительстве, HSE и развитии региона.

«Газпром нефть» стала первой российской компанией, получившей эту престижную отраслевую награду.

 

***

Луиза Бродт, специально для GoArctic

далее в рубрике