Северный морской путь: мифы и рифы

Северный морской путь Транспорт и логистика
30 Августа, 2021 | 12:19
Северный морской путь: мифы и рифы
Автор фото Ярослав Никитин, GeoPhoto.ru


Просматривая с беглой оценкой новеллы очередного северного форума или конференции (от Петербургского международного экономического до региональных конференций и саммитов где-нибудь в Салехарде или Норильске), каждый раз отмечаешь очередной всплеск  восторженных придыханий от захватывающих перспектив Северного морского пути -- и вот тут мне становится не по себе. Потому что я снова и снова не слышу ответа на ключевой, как представляется, в этой теме вопрос: Севморпуть — цель или средство? Чего здесь больше?

Поясню на понятном всем примере уже легендарного Крымского моста, который изначально представлялся многим самодостаточной целью, прежде всего пропагандистской, политической. И даже показушной. Вот, мол, сделали Символ! Утёрли всем нос. Другой цели, финансово выгодной, например, в проекте не просматривалось. Окупать его никто, слава богу, не собирался и не собирается. Стратегический мост — действительно знаковое мегасооружение, но после завершения грандиозной стройки стало ясно, что он был и будет именно средством — вот его главное предназначение. Средством организации жизнеобеспечения и повышения качества жизни людей, живущих на полуострове. Без него было никак, а с ним ещё как! То есть, он был построен для людей, а не для больших денег или большой политики.

А что у нас с феноменом СМП? Как тут дело обстоит с целью и средством? Ответа либо нет, либо же он не для народных ушей. Потому что покамест мы наблюдаем уже привычную практику суррогатного, колониального освоения заполярных территорий в режиме «бури-качай-вывози». То есть, Севморпуть на сегодняшний день -- это важная политическая Цель-самоцель и одновременно Средство заработка корпорациями огромных денег на сырьевой индустрии. Способов развития с помощью СМП территории, её инфраструктуры и привлекательности Заполярья для проживания -- не видно. «Качай и вывози за границу», вот и всё. О народе и его благосостоянии речь пока не идёт, и мы этот факт ещё не раз вспомним.

В рамках «вывозной» стратегии и практики определённая грузовая нагрузка для трассы Семпорпути худо-бедно находится, а рациональные решения всё-таки принимаются. Что ж, хотя бы так, ведь не все налоги и сборы уйдут из госбюджета в южные дотационные регионы, что-то достанется и северянам. Впервые могу сказать, что прошедший в этом году Питерский форум меня обрадовал и чуть-чуть воодушевил. Сразу три прорывных соглашения! Они касаются меня лично, но, что важнее, касаются реального, материального, а не вербального развития Арктической зоны. И случилось это, заметьте, без пьедесталов, медалек, воткнутых в снег флажков и групповых фото бородачей, наряженных в модную арктическую одежду с иголочки.


Проекты, вселяющие надежду

1. Соглашение Роснефти с ВТБ о кредитовании проекта «Восток-Ойл» на Таймыре — куст нефтегазовых месторождений, сеть магистральных трубопроводов, доставка сырья к берегу Карского моря со строительством близ в очередной раз обделённого Диксона нового объекта «Южный порт» с терминалами загрузки огромных танкеров. Сто тысяч новых рабочих мест... хотя поможет этот набор вакансий только приезжим вахтовикам, а не оседлым жителям территории.

2. Соглашение Русской платины с ВТБ о финансировании и долгожданном запуске проекта «Южный кластер» в рамках ещё большего регионального проекта «Енисейская Сибирь». Речь идёт о начале работ на злополучном месторождении Черногорка, что расположено в двенадцати километрах южнее Норильска, со строительством рудников, нового металлургического завода и современной обогатительной фабрики. Революционное, надо сказать, решение, ведь до сей поры на территории оперировал исключительно Норникель, никогда не приветствовавший на своих угодьях бизнес-пришельцев. Это первая со времён СССР качественная, а не количественная интенсификация процесса освоения несметных богатств плато Путорана, где всех мыслимых металлов и нерудных ископаемых хватит ещё на три земные цивилизации. То есть здесь начнут работать уже две горно-металлургические компании, а не одна. Договорились бизнесмены. И вот это уже гораздо интересней жителям Таймыра, потому что это «оседлые» рабочие места.

3. Соглашение Норникеля с Роснефтью о взаимодействии в рамках проекта «Восток-Ойл». Норильский комбинат предоставляет свой заполярный аэропорт Алыкель с увеличением пропускной мощности под рост пассажирских и грузовых перевозок и с переходом на круглосуточную работу. Кроме того, в работу включается Дудинский порт с привлечением речного и морского флота Норникеля. Скорее всего, к пяти уже имеющимся контейнеровозам ледового класса, способным самостоятельно проходить через ледовые поля небольшой мощности, для бесперебойного круглогодичного обеспечения нового проекта присоединятся новые аналогичные суда. Поток грузов снабжения существенно возрастает, что даёт кумулятивный эффект по огромному Енисейскому бассейну. Речникам — дополнительная загрузка и прибыли.

Главное из кумулятивного — это и есть реальная работа на Северном морском пути. Ещё недавно динамика СМП, по сути, определялась лишь ритмичной работой по перевозке грузов Норильского комбината и деятельностью сил Северного флота, всё остальное мелочно-каботажное было в принципе несущественно. Недавно в трафик СМП встали газовозы, перевозящие сжиженный газ Сабетты, теперь же по трекам пойдут ещё и нефтяные танкеры Роснефти. А так как пойдут они не только на запад, но и на восток, то вкупе с работой газовозов начнёт укрепляться экономический смысл перевозок не только в Карском море, но и на всём узаконенном на бумаге протяжении Севморпути.

По секрету скажу: на востоке Таймыра Роснефть окончательно оконтуривает ещё одну гигантскую нефтегазовую провинцию близ порта Хатанга, а чуть южней раскинулось уникальное редкоземельное месторождение Томтор. Разработка последнего хоть и не даст ощутимого тоннажа, но финансово может заставить китайцев — чуть ли не монополистов на редкоземельном рынке — плакать слезами из красного перца.


Видимость и реальность

Однако же, при всей крутизне планов, необходимо отметить, что пучок этих прекрасных решений есть дело сугубо локальное, для желаемого политиками полноценного оживления СМП этого мало. Воплощение виртуальных хотелок потребует гораздо большего, нежели все вместе взятые грузы нефтегазовых корпораций и Норникеля. Ведь политикам видится действительный конкурент Большому южному треку через Суэцкий канал с перехватом стратегического контейнерного трафика, ни больше, ни меньше. Ими уже наперёд подсчитан радужный баланс грузов из каботажа, наших перевозок и дальних иностранных. Ну и вожделенный туризм, конечно же. Хотя с этим самым «заполярным туризмом» дело обстоит уже чуть ли не анекдотично. Впрочем, о нём нужно будет поговорить отдельно.

Все мы, и я неразлучно с вами, дорогие друзья, годами и десятилетиями слышим из барбершопов европейской части нашей замечательной страны громкие весёлые песни красивых бородачей в толстых свитерах с оленями о том, как будут развиваться Арктика и Севморпуть. Непременно будут, когда эти ситуативные «полярники» найдут достаточное количество свободных государственных денег, богатеньких иностранных туристов и рисковых предпринимателей, решившихся запустить свой застревающий даже в Африке сухогруз не через Суэц, а через тяжкие ледовые испытания Кренкеля с Папаниным. Чего только экзотического не предлагают для грузоперевозок ради галочки в отчётах о выполнении оргработы по развитию Арктики! Ведь это так любят в Москве. Один из северных губернаторов даже предложил возить по СМП тундровые грибы.

Регулярно приезжающие на недельку в северные города модники с аккуратными бородками зачинают тематические советы, симпозиумы и форумы, фонтанируют флэшмобами, сценическими действиями и торговлей мерчами, прости господи... Всё у нас есть. Нет только платежеспособных туристов и достаточного количества иностранных грузоперевозчиков. Увы, северная повестка давно уже стала ещё и верным способом освоения немалых государственных денег. И я не скажу, что это делается злонамеренно. Просто есть увлечённость современного руководства страны арктической тематикой, есть выделяемые средства. Значит, будут и активности. На смену уходящим чиновникам приходят новые энергичные люди, готовые освоить любые суммы. Трафику же это никак не помогает. Но что гораздо страшнее -- никак не помогает развитию заполярных территорий. За все годы «северной» политической болтовни на Таймыре не построено ни одной новой автодороги.

«Как именно нам поможет текущее развитие СМП¸ можно поинтересоваться?» — спрашивает пытливый северянин, провожая взглядом очередной газовоз. Он хранит в памяти рассказы отцов о том славном времени, когда с большими трудностями ледовыми трассами ходили в несколько раз меньшие по размеру примитивные пароходы на угле и мазуте, работа которых действительно оживляла советское Заполярье. Благодаря им строились и развивались северные посёлки, функционировала развитая сеть метеостанций. Увы, сейчас большинство этих посёлков, станций и застав заброшено. Диксон так и не видит перспектив, а Тикси спасут только военные. Флот стал мощней, современней, но северная инфраструктура практически исчезла. Парадокс? Ничуть. Просто до сих пор в стране нет государственной цели строить новые города, посёлки и дороги к месторождениями, как и нет средств развития уже существующего. «Качай рядом с ними, вози на продажу мимо них».

А когда такая цель появится? Нет ответа от местечковых и федеральных политиков. Ну а раз так, то пусть хоть крупные бизнесмены шевелятся. У нас есть тихо планирующие дела реально деловые люди без бород, свитеров и оленей, которые, дорогие друзья, не поедают публично на ТВ бараний бок за 19000 рублей и не сплетничают после форумов в соцсетях. У этих людей вообще всё непублично. И приходят они на форумы лишь для того, чтобы подписать важные бумаги и забиться на подписание новых прорывных бумаг. Но остальные 95% участников Питерской подтанцовки тоже хороши собой и по-своему нужны, не надо их ругать. Они создают на форуме особый вайб отвлечения. Потому что в тихом омуте черти водятся, а в мутной воде — особо крупная рыба.

В общем, этим летом был дан старт первой постсоветской, пусть не политической, а чисто экономической экспансии на восток — но ведь и это положено делать Империи. Купцы в истории Заполярья всегда шли впереди чиновников.


Климатические перспективы Севморпути

Нужно отметить, что Севморпуть — проект не только дорогостоящий, но и непременно долгосрочный. Требуемые инвестиции в береговую инфраструктуру и будущий флот, грузовой и ледокольный, таковы, что нашим и иностранным инвесторам хочется неких гарантий долгосрочности предприятия. Но кто может это гарантировать, климатологи, гляциологи и метеорологи? Это вряд ли, скорее наоборот. Климатологов не интересуют инвестиции, они оперируют периодами Вечности. И поэтому всегда готовы преподнести нам сюрприз.

С 2030 года в Арктике в рамках семидесятилетнего климатического цикла начнётся очередное похолодание. Именно таким перпендикулярным прогнозом поделился с ошалевшими журналистами заведующий отделом взаимодействия океана и атмосферы Арктического и антарктического НИИ Генрих Алексеев, сообщило ТАСС. Конкретных ожидаемых значений температур учёный, выступивший с сенсационным заявлением на XI Региональном общественном форуме-диалоге «Сотрудничество для устойчивого развития Арктики», не назвал. От подобных заявлений не то что простого обывателя -- тут и профильного специалиста по северам оторопь возьмёт. Так чего же нам ожидать, чёрт возьми: продолжения глобального потепления или внезапного похолодания?

Недавно в Санкт-Петербурге Росатом провёл нацеленный исключительно на позитив «Арктический день» — плановое пиар-мероприятие, посвящённое развитию Севморпути. Событие более ознакомительное, нежели практического плана, если не считать подписанного там соглашения о сотрудничестве между Росатомом и Норникелем по ледокольному обеспечению судоходства в акватории СМП. На «Арктическом дне» было подтверждено, что к 2030 году уже запланированы к перевозке 150 млн тонн грузов, из которых 110 млн — это экспорт товаров добычного сектора, 10 млн — каботаж, 30 млн — иностранный транзит. А климат позволит это сделать? Ведь противоречивые прогнозы учёных читаем не только мы, но и иностранные инвесторы. Остаётся только надеяться, что перпендикулярные учёные не угадают, с ними это бывает.

В попытках разобраться в чрезвычайно запутанной теме «оледенение или потепление» я тщетно проштудировал уйму письменного климатологического материала и понял единственное: мне лучше оставаться посредине между конкурирующими течениями и подходами прогнозистов. Хотя вариант малого ледникового периода, сказать по совести, волнует гораздо больше глобального потепления. Что будет, если, начиная с 2030 года, ледовые поля опять начнут захватывать новые площади северных морей и набирать мощность, а судоходство даже силами сухогрузов усиленного ледового класса потребует постоянного сопровождения сверхмощными ледоколами-атомоходами? В таком случае на планах конкуренции Суэцу можно будет смело и надолго поставить большой жирный крест. Вот и вкладывайся тут частным образом…

Впрочем, даже при таком печальном раскладе локальные перевозки всё-таки будут осуществляться. Да и вообще, всё указывает на то, что в сложнейшем деле развития Севморпути нам ещё долгое время придётся рассчитывать исключительно на собственные силы. Ни китайцы, ни европейцы вкладываться с арктические проекты на уровне создания инфраструктуры не станут. А с учётом изменения в ту или иную сторону климата давно нужно научиться превращать проблемы в возможности.


Финансовые перспективы Севморпути

Ладно, на СМП что-то делается хотя бы силами отечественных перевозок.

А Северный широтный ход по железной дороге где, когда же он, наконец-то, пересечёт Енисей и появится в Восточной Сибири? Ведь именно обозначенная выше синергия наконец-то согласованной деятельности четырёх бизнес-монстров может приблизить реализацию очередного ответвления железной дороги Северного широтного хода на Таймыр, что позволит решать как локальные логистические задачи, связанные с освоением новых месторождений, так и вопросы внешних сношений с решением застарелых проблем вроде «нам сырьё некуда девать». Например, проблемы доставки потребителю огромного количества ценной элементарной серы, как побочного продукта пиротинового производства. И так далее.

Я не полярник, я местный житель. Живу в Арктике долго, понимаю многое. Сейчас и на длительный период СМП будет нужен лишь как логистическое поле для перевозки нашего и только нашего сырья. Никаких ощутимых в грузах и доходах казны международных перевозок в обозримом будущем не будет. Это невыгодно экономически, а главное -- политически, и в большой степени непредсказуемо как по климатическим, так и по организационным причинам. Кто бы что ни говорил о глобальном потеплении, а без ледокольной проводки на протяжённых участках судоводителям не обойтись. А это бешеные деньги. Сложные стыковки, неизбежные ожидания судов, срывы сроков и дорогущие страховки... Не всё, ох, не всё очевидно энтузиастам, рассуждающим о радужных перспективах. Далеко не каждое судно можно протащить по Северному морскому пути ледоколом. Не спасает даже проводка «на усах», когда контейнеровоз или танкер буквально цепляется к ледоколу. Ведь габарит ведомого судна не должен превышать ширину канала, то есть должен совпадать с габаритом ледокола. Но и в этом случае с хлипким южным корпусом удачи не будет, нужен усиленный класс. То есть для бесперебойного ритмичного транзита иностранцам понадобится особо подготовленный флот контейнеровозов, а не «приходите все желающие».

Давайте осваивать существующие и открывать новые месторождения в глубине, на берегу и шельфе, возить сырьё Норникеля и Томтора, нефть и СПГ, накапливать пригодный флот и развивать прибрежную инфраструктуру. С бору по сосенке. А вот транзитной коммерции в инвалюте пока что не будет. Кроме того, несложно сообразить, что эта магистраль, уже предельно политизированная, будет закупорена для большого бизнеса одним щелчком: очередные западные санкции — и иностранцы откажутся от наших предложений, как миленькие, включая китайцев, у которых в арктических морях свои интересы. Не будет удачи у СМП, если мы каким-то образом не выдавим из темы наследников героических морских офицеров прошлого с их любовью к трудностям, подвигам, медалям и втыканию флажков в лёд. Приземлённей надо, жизненней.


СМП и сухопутное Заполярье

Ведь всё это уже было. СССР, 70-е, обсуждение варианта возобновления закрытой после смерти Сталина стройки 503. Не без стараний Норильского комбината приняли решение: «Дорогу по суше не строить, всё будем возить атомными ледоколами-караванами, скоро-скоро СМП станет полноценной артерией!». Дорогу опять зарубили. И движение на восток тут же остановилось, только сейчас, именно в эти дни начато освоение новой нефтегазовой провинции на Таймыре. Ничего не напоминает? Ведь потом быстро выяснилось, что без железки всё-таки никак, и нынче магистрали тянутся ко всем нефтегазовым провинциям ЯНАО, протянувшись на восток аж к Новому Уренгою и чуть дальше.

И что, опять? Опять ставка только на море, и все деньги нужно вбухать туда? А что будет в Арктике через пятьдесят лет? Как уже ясно, никто даже примерно не знает. Случится очередное локальное обледенение, вплоть до малого ледникового периода, что уже бывало на памяти освоителей Заполярья, -- и все перевозки в Арктике станут "бриллиантовыми".

На сегодняшний день тема развития СМП вообще очень мало связана с развитием сухопутного Заполярья, как такового. Над всей страной летает куча беспосадочных трансполярных и трансконтинентальных рейсов мировых авиакомпаний. Помогает ли это как-то развитию нашей внутренней авиации и сети аэропортов? Нет. Они просто с выгодой для себя летят над нами.

Занимайтесь на здоровье СМП, отрабатывайте практики, но не надо говорить о сверхприбыльной коммерции, которая вот-вот затмит Большой Суэцкий трек. Не затмит. Суэц планомерно строит параллельный канал, как и турки. Отроют такой канал и в качестве альтернативы Панамскому, не сомневайтесь. 

Давайте решать проблему развития территорий Заполярья комплексно. Начинать нужно с точек промышленного роста на суше — вот с чего начинается развитие. Со своих точек роста, а не с мифических пассажиров из жарких стран. Тогда и поисков грузов со стороны будет поменьше. Если уж что и привезёт нам гарантированно деньги китайцев да европейцев -- так это Северный широтный ход, сухопутный и железный. И ни санкциями его не закрыть, ни льдами.

 

Автор: Вадим Денисов, Норильск, 2021 г.



далее в рубрике