Сейчас в Арктике:
Ледоход

Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 3

Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 3
15 Января, 2020, 11:19
Комментарии
Поделиться в соцсетях
Чтобы вырваться вперед в арктической гонке Архангельску, Мурманску и другим портам северных регионов нужно прорабатывать грузовую базу, продвигать новые проекты, искать инвесторов для их реализации. С портом Сабетта всё ровно до наоборот – он изначально построен под многообещающее развивающееся промышленное предприятие. Сабетту уже сейчас нередко называют главным портом Арктики, ей пророчат новые рекорды по перевалке грузов. Но на практике будущее Сабетты до конца так и не определено, и то, какое место порт Ямала займет среди всех арктических гаваней, по-прежнему зависит от множества факторов. 

Порт Сабетта располагается на западном берегу Обской губы в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Инфраструктура создавалась для проекта «Ямал СПГ» по добыче, сжижению природного газа, добываемого на Южно-Тамбейском месторождении. Оператором «Ямал СПГ» выступает совместное предприятие ОАО «Новатэка» (50,1%), концерна TOTAL (20%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%). Собственником портового терминала является «Новатэк», при этом при строительстве порта не обошлось без государственного участия – около 75% проекта (71 млрд из 96 млрд рублей) было профинансировано из казны. 

Сегодня Сабетта является самым молодым морским портом России, и одним из самых активно развивающихся. Строительные работы в поселке Сабетта были запущены в 2012 году, а 2015 год стал первым годом работы многостороннего пункта пропуска – тогда через Сабетту прошло около 500 тыс. тонн грузов. В 2016 году грузооборот Сабетты уже в составил 2,8 млн тонн, а в 2017 году, после начала первый отгрузок сжиженного газа с «Ямал СПГ», показатель вырос на 280,7%, до 7,9 млн тонн, что позволило Сабетте стать лидером по росту грузооборота среди морских портов России. 

С увеличением грузовой базы, с каждым годом темпы роста стали сокращаться. В 2018 году, когда все строительные работы в порту были официально завершены, грузооборот увеличился в 2,3 раза и составил до 17,4 млн тонн. В 2019 году «Ямал СПГ» принял в эксплуатацию газовоз «Яков Гаккель», который стал заключительным, пятнадцатым СПГ-танкером ледового класса Arc7, построенным для проекта. По итогам года экспортный терминал на Ямале сумел нарастить грузооборот на 58,7%, до рекордных 27,7 млн тонн. В этом году Сабетта должна достичь отметки в 30 млн тонн, и наращивать грузооборота планируется и дальше. 

Весной 2019 года российское правительство одобрило включение терминала «Утренний» (расположен на полуострове Гыдан, на противоположной стороне от Сабетты) в границы существующего порта. На этом терминале будет осуществляться отгрузка сжиженного газа и конденсата в рамках второго проекта по сжижению газа «Новатэка» — «Арктик СПГ», который планируется запустить в работу в 2023 году. На полную мощность – 19,8 млн тонн в год – второй проект «Новатэка» заработает к концу 2024 года. В общей сложности через четыре года объем грузов компании, перевозимых по Севморпути, должен вырасти до 46,5 млн тонн в год, что окажет существенный вклад в достижение заветных 80 млн тонн грузооборота СМП, прописанных в майском указе президента России Владимира Путина. 

Но ставка только на вывоз газа с существующих заводов может стать тупиковым путем развития для порта, и дальнейшие перспективы зависят не только от активности «Новатэка», но также от доступа Сабетты к грузам из близлежащих месторождений и других регионов. Выходом видится строительство новой 700 километровой железной дороги – Северного широтного хода, который буквально соединит Ямал с остальной частью России. Дорога позволит упростить разработку месторождений (а именно Восточно-Мессояхского, Новопортовского Южно-Тамбейского, Ярудейского), разрабатывать новые месторождения (всего в зоне СШХ более 19 месторождений), а также даст возможность удвоить суммарные провозные возможности транспортной инфраструктуры ЯНАО. 

Старт строительства СШХ был дан весной 2018 года – первым и одним из основных участков является мост через Обь между Салехардом и Лабытнангами. Также в рамках проекта будут построены железнодорожная линия Салехард—Надым и железнодорожная часть мостового перехода через реку Надым, а также будут реконструированы железнодорожный участок Надым—Пангоды, Пангоды — Новый Уренгой—Коротчаево, Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги, в том числе станция Обская. Стоимость проекта оценивается в 260 млрд рублей, причем новые объекты строятся по федеральному концессионному соглашению, а реконструкция будет вестись за счет денег РЖД, «Газпрома» и правительства ЯНАО. Уже в 2023 году СШХ должен быть стан в эксплуатацию. 

Но кроме непосредственно Северного широтного хода, особое значение для Сабетты несет продолжение дороги до выхода в море – участок Бованенково – Сабетта протяженностью 170 км. СШХ и участок до Сабетты рассчитывают соединить при помощи уже имеющейся между ними линии Обская — Бованенково — Карская (создана для проекта «Ямал» компании «Газпром»). «Несмотря на все усилия, которые мы предпринимаем, без строительства железной дороги с выходом к Северному морскому пути прорыва не получится», — заявил в 2017 году тогда глава ЯНАО, ныне министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. 

Еще в 2015 году был проведен конкурс на строительство участка, который выиграла группа ВИС, но соглашение с ней было заморожено из-за изменений конфигурации проекта. Но по-прежнему в экспертных кругах именно этот железнодорожный проект, так называемый СШХ-2, считают одним из наиболее жизнеспособных. «Учитывая перспективы развития до 2030 года правильнее было бы проложить ветку до Сабетты, поскольку именно в этих временных параметрах будет начато освоение Тамбейского месторождения, где есть очень большие запасы газа. А освоение Тамбейского месторождения невозможно без железнодорожной инфраструктуры. Соответственно, если заложить сейчас железнодорожную основу под Сабетту, то в дальнейшем получим мультипликативный эффект,» – заявил в интервью Portnews заместитель директора дирекции – директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. 

Сегодня СШХ-2 остается в подвешенном состоянии, и многое будет зависеть как от активности региональных и федеральных властей, так и позиции «Газпрома», так как компания рассматривает возможность проложить железнодорожную ветку либо до Сабетты, либо до Харасавэя.

Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 1
Порты Арктики: борьба за лидерство на Севморпути. Часть 2 

***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic
Комментарии