Севморпуть сдаёт позиции: реальность не дотягивает до амбиций

Северный морской путь Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
15 Ноября, 2020 | 06:31
Севморпуть сдаёт позиции: реальность не дотягивает до амбиций
Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto

 

Период взрывного роста грузоперевозок по Севморпути, объёмов перевалки грузов в портах Арктического бассейна завершился. Грузооборот портов падает в сравнении с прошлым годом, прирост объёмов перевезённых грузов по северной морской магистрали стал символическим. До конца 2020 года, как прогнозируют эксперты, ситуация вряд ли изменится, но виной всему вовсе не пандемия.

 

Оправданное отставание

За десять месяцев 2020 года грузооборот морских портов Арктического бассейна упал на 8,5%, достигнув отметки 79,96 млн тонн. Такие данные представили в пресс-службе Федерального агентства морского и речного флота. Объём перевалки сухих грузов сократился на 4,9%, до 25,02 млн тонн, падение по перевалке наливных грузов оказалось ещё больше – на 10,1% до 54,94 млн тонн.

В прежние годы порты Арктики показывали двузначный рост. Например, ещё в 2017 году рост грузооборота портов составил 49,1%. Завод «Ямал СПГ» уже вышел на полную мощность, и порт Сабетта такого прироста больше не даёт.

На данный момент, на общий показатель грузооборота больше остальных влияет крупнейший порт Арктики – Мурманск, на долю которого приходится более половины от всех объёмов в регионе. В этом году стивидоры порта фиксируют падение показателей (за январь-октябрь спад на 9,8%, до 46,6 млн тонн), что во многом связано со снижением экспортных поставок угля на запад (примерно на 20%), а также сокращением перевалки наливных грузов. Также частично на работе порта сказалось обрушение моста через реку Кола. К счастью, полноценное движение по железной дороге было оперативно восстановлено, и существенный урон на работу порта ситуация с мостом не оказала.

 

 Мурманск__MG_0294.jpg

Фото: Вадим Кантор

 

Но исправить ситуацию до конца года и вернуться к росту показателей портам Арктики уже не удастся, считают эксперты. Последние два месяца года не смогут исправить статистику.

«Грузооборот портов Арктического бассейна вряд ли выйдет на положительную динамику до конца года. Это связано с сильным падением экспорта нефти через морские порты и неблагоприятной конъюнктуры по ряду грузов на западном направлении», – прогнозирует главный редактор ИАА «ПортНьюс» Виталий Чернов.

 

Непостоянство планов и реакция сверху

Рост перевозок по Севморпути, несмотря на то, что период навигации в этом году стартовал раньше, чем обычно, оказался несущественным. По данным Администрации Северного морского пути, за январь-октябрь 2020 года по маршруту прошло 26,53 млн тонн грузов, рост по сравнению с аналогичным показателем 2019 года составил 2,9%. Внушительное увеличение объёмов зафиксировано только по транзитным перевозкам – на 83%. Однако важно помнить, что доля транзитных перевозок в структуре грузоперевозок по Севморпути составляет всего 4,8%. В абсолютных цифрах это 1,28 млн тонн.

По прогнозу «Росатома», который является оператором Северного морского пути, объём грузоперевозок по магистрали по итогам 2020 года может превысить 32 млн тонн. Увеличению показателя, как считают в госкорпорации, поспособствует внедрение новых цифровых систем. Росатом в пилотном режиме запустил в работу сервис, помогающий планировать маршруты прохождения судов по Северному морскому пути с учётом ледовой обстановки и метеоданных, сообщил накануне ТАСС. Но на сколько именно система поможет увеличить объём грузоперевозок, не уточняется.

    

Фото: pwc.ru

 

Вряд ли Росатом ожидает существенного прироста по объёмам грузоперевозок, так как ещё в сентябре госкорпорация предложила Министерству транспорта поставить новую цель по грузоперевозкам по Севморпути. Была высказана идея уменьшить целевой показатель с 80 млн тонн к 2024 году, прописанных в майском указе президента России Владимира Путина, до 60 млн тонн.

Данное предложение мотивировано тем, что сразу несколько проектов, которые брались в расчёт при формировании целевого показателя, оказались сорваны либо отсрочены. В частности, это касается проекта компании «Востокуголь», а также изменения планов «Новатэка». На данный момент решение по изменению целевого показателя не принято (или не озвучено). Неизвестно, одобрит ли новую цифру Министерство транспорта, что важно – с новым главой (10 ноября новым главой Минтранса был назначен Виталий Савельев), а также что на инициативу «Росатома» скажет Администрация Президента.

«Вопрос целевых показателей всегда был больным вопросом пропаганды: что 80 млн тонн, что «Второй Суэц». Это очень красивые лозунги, но они не достижимы в силу объективных причин. И поднимая на пропагандистский щит эти лозунги, мы сами себя загоняли в определенную ловушку. Но таково, к сожалению, устройство чиновничьего подхода. Нужна цифра, желательно побольше, а потом мучительные объяснения, почему эту цифру нельзя достичь», – прокомментировал директор Информационно-аналитического центра Проектного офиса развития Арктики (ПОРА­) Игорь Павловский.

По его словам, если объём грузоперевозок по Севморпути не достигнет 80 млн тонн и Севморпуть не станет «Вторым Суэцем», «Арктика не будет хуже развиваться». В приоритете должны оставаться люди, живущие в регионе, и их качество жизни.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике