Время, назад: Севморпуть расширяет границы навигации

Северный морской путь Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
13 Июля, 2020, 05:40
Время, назад: Севморпуть расширяет границы навигации
Фото: Николай Гернет, GeoPhoto

Первая отправка сжиженного газа из порта Сабетта в восточном направлении в этом году состоялась как никогда рано – 18 мая. Традиционно навигация стартует в середине – конце июля. Ранний выход газовозов в северные моря позволит получше изучить арктический маршрут и даст шанс на то, чтобы в этом году увеличить объемы перевозок газа по Севморпути. И хотя сроки поставок остаются непредсказуемыми, а выпуск судов ледового класса в теплые моря – экономически невыгоден, уже в скором времени эти вопросы должны разрешиться.

Первым в этом году газ с завода «Ямал СПГ» в Китай по Севморпути повез газовоз ледового класса Arc7 «Кристоф де Маржери», принадлежащий ПАО «Совкомфлот». В арктических льдах его сопровождал атомный ледокол «Ямал». Караван следовал мимо архипелага Норденшёльда, через пролив Бориса Вилькицкого, море Лаптевых, севернее архипелага Новосибирские острова, через Восточно-Сибирское море, севернее острова Врангеля и далее в сторону Берингова пролива. В общей сложности проход по Северному морскому пути у газовоза «Кристоф де Маржери» занял 12 суток, за время рейса судно прошло 2 563 морские мили.

«Танкерный рейс состоялся до начала летнего навигационного сезона в условиях средней сезонной ледовой обстановки, максимальная толщина льда на маршруте достигала 1,3 метра. Ранее транспортировка СПГ с использованием восточного маршрута СМП в мае, являющемся одним из наиболее тяжелых месяцев для навигации, не осуществлялась», — заявили по итогам рейса в «Новатэке».

Первоначально речь шла о том, что груз последует в китайский порт Таншань, но 9 июня газовоз прибыл в другую точку – в порт Цзянсу. Чтобы преодолеть путь от Сабетты до места назначения, судну потребовалось чуть более 21 суток.

 

Порт Сабетта. Фото: Полар транс

 

Менее чем через неделю после первой отправки, 24 мая, из порта Сабетта вышел второй газовоз – «Владимир Воронин». Это судно на первой части пути сопровождал атомный ледокол «50 лет Победы», а затем – ледокол «Ямал», проводивший до конца СМП «Кристоф де Маржери». «Владимир Воронин» оказался быстрее предшественника: чтобы преодолеть льды Арктики ему потребовалось 9 дней – 3 июня судно пересекло восточную границу Северного морского пути.

Время прохода по СМП продолжило сокращаться и дальше. Третьим в очереди оказался «Георгий Ушаков», судно вышло из порта Сабетта 15 июня. На прохождение расстояния от Обской губы до мыса Дежнева газовозу потребовалось около 7 дней и 20 часов. За столько же, примерно за неделю, данное расстояние прошел газовоз «Владимир Русанов», который вышел из порта Сабетта 29 июня, а также газовоз «Георгий Брусилов».

Танкеры-газовозы продолжают курсировать между Сабеттой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и сейчас. Позднее партию СПГ на Восток повез «Федор Литке», «Кристоф де Маржери», вернувшийся после первого рейса, и другие.

 


Танкер «Кристоф де Маржери». Фото: Министерство транспорта РФ

 

Запуск навигации в мае и как первый рейс «Кристоф де Маржери», так и рейсы других газовозов, дают возможность выявить и проанализировать особенности работы танкеров, ледоколов, их совместного прохождения по СМП, сделать хотя бы небольшой шаг к расширению периода навигации, а также нарастить объемы грузов, проходящих северным маршрутом.

Для сравнения, в 2019 году «Ямал СПГ» отправил 17 рейсов в восточном направлении, суммарный объем поставок – 1,2 млн тонн, и это за период с конца июня по начало октября. Запустив навигацию более чем на месяц раньше, чем в прошлом году, «Новатэк» может нарастить поставки как минимум на треть от прошлогоднего показателя. Что касается производства, компания намерена произвести в этом году около 19,6 млн тонн СПГ, на 5% больше, чем в 2019 году.

Среди вопросов, которые пока остаются нерешенными: сроки доставки груза по Севморпути, а также отправка газовозов ледового класса Arc7 в теплые воды. Что касается сроков, из-за сложной ледовой обстановки, особенно в весенний период, точно предсказать, в какой день груз прибудет до места назначения, невозможно. Как показал опыт – один газовоз может идти более 10 дней, другой – неделю. С одной стороны, более скорая поставка газа танкерами «Владимир Воронин», «Георгий Ушаков» и других объясняется тем, что они вышли в акваторию СМП позднее, чем «Кристоф де Маржери». Но, с другой стороны, погодные условия в Арктике быстро меняются и в летний период, так что задержек поставок вряд ли удастся избежать полностью, даже с учетом использования ледокольного флота.

Что касается выхода газовозов ледового класса Arc7 в южные моря, перевалка СПГ с танкера ледового класса на обычный, по сравнению с прямой доставкой СПГ в Азию, как ранее сообщали в «Новатэке», может снизить стоимость перевозки газа на $0,2/MBTU. Но данная проблема с переплатой в скором времени должна быть решена – компания планирует создать перевалочный терминал для СПГ на Камчатке. Цель проекта состоит как раз в том, чтобы оптимизировать логистику и транспортные затраты при поставках СПГ с Ямала в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. То есть газ с завода «Ямал СПГ», а позднее и с «Арктик СПГ-2» будет транспортироваться до терминала танкерами-газовоза высокого ледового класса, а затем будет перегружаться на обычные суда для дальнейшей перевозки. Главным вопросом остается срок реализации данного проекта, а также сроки начала эксплуатации новых ледоколов.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic


далее в рубрике