Упорные поиски Земли Джиллиса

Наука
Маргарита Емелина
25 Сентября, 2020 | 11:14
Упорные поиски Земли Джиллиса
«Красин» в 1928 г. С картины худ. В. Чикина.


«Земли Виллиса нет. Уже много лет она значилась на карте. Учёный мир сильно сомневался в её существовании. Наш ледокол “Красин” обследовал этот район, и оказалось – эта земля действительно не существует, на её месте океан имеет глубину в 328 метров», – эту заметку прочитали юные читатели журнала «Знание – сила» в ноябре 1928 г.[1] В это время все ещё говорили об успешном завершении похода ледокола «Красин» и ледокольного парохода «Малыгин» в район Шпицбергена – похода, в результате которого были спасены участники воздушной экспедиции к Северному полюсу под руководством У. Нобиле. Это научное достижение плавания советского судна осталось почти незамеченным.

О какой же земле шла речь в заметке? В ней говорилось о Земле Джиллиса (Gilles Land). В 1707 г. к северу от Шпицбергена были замечены высокие обрывистые берега большого неизвестного острова. Мореплаватели из-за льдов не могли подойти близко и высадиться на берег, но землю нанесли на карту. Автором открытия стал английский капитан Джиллис, имя которого и отразилось в названии географической находки. Однако другие путешественники так не смогли обнаружить этот остров. Тем не менее, его очертания продолжали указывать на картах. Так, советские полярные исследователи Н.Н. Зубов и К.С. Бадигин отмечали: 

«Ещё на карте Английского адмиралтейства 1928 года № 2282 на 81°30' с. ш. и 36" в. д. эта Земля была показана пунктиром и около неё было написано “Cогласно капитану Джиллису 1707 г.”»[2]

В том же 1707 г.к северу от Шпицбергена голландский китобой Корнелий Гилес также обнаружил остров (Gillis Land), ныне известный как о. Белый. Созвучие имён мореплавателей привело к путанице. Например, историк З.М. Каневский признавался в своей книге: «Мы будем всё-таки называть её Землей Джиллиса, поскольку в подавляющем большинстве публикаций её именуют именно так»[3]. Между тем, о. Белый достаточно известен. Он получил своё название в 1876 г., стал отправной точкой полюсной экспедиции С. Андрэ на воздушном шаре. Полярный исследователь Р.Л. Самойлович ещё в середине 1930-х гг. отмечал, что реальную землю не стоит смешивать с ненайденной[4]. Н.Н. Зубов указывал, что Земля Джиллеса находится на 80°–80° 10ʹ ш. и 31°–32° д., а Земля Джиллиса на 81° 30ʹ ш. и 36° д.[5] Так была ли найдена эта земля?

Район близ Шпицбергена был труднодоступным, удалённым от тех маршрутов, которые прокладывали первопроходцы Северного морского пути и мореплаватели, стремившиеся приблизиться к полюсу. На протяжении XVIII–XIX вв. его по-прежнему посещали китобои, неподалёку пролегали маршруты экспедиций под руководством капитана К. Фиппса (1773 г.) и капитана Д. Бьюкена (1818 г.). Земля Джиллиса обозначалась на английских картах пунктиром.

В середине XIX в. известный географ и составитель карт арктических областей, один из организаторов первых немецких полярных экспедиций Август Петерман занимался изучением дневников У. Баффина. Английский мореплаватель, по мнению А. Петермана, за 95 лет до Джиллиса предполагал, что на северо-востоке от Шпицбергена существует земля[6]. Но её поиски начались только в конце XIX в.

В ходе экспедиции Ф. Джексона к архипелагу Земля Франца-Иосифа (1894–1897 гг.) изучались пространства Арктики к западу от него. И Ф. Джексон пришёл к выводу, что Земли Джиллиса не существует.

В 1899 г. в данном районе пролегал маршрут похода первого арктического ледокола «Ермак». Степан Осипович Макаров, руководитель экспедиции, полагал, что во время плавания была обнаружена новая земля: 

«2(14) августа астрономом Кудрявцевым замечен был гористый берег. Как только остановились, то взяли пеленги его и стали зарисовывать, но оказалось, что форма гор меняется <...>. В 1 час ночи выходил смотреть открытый вечером берег. Видели ли мы действительно землю? Думаю, что да, но поручиться за это невозможно. <...> Если такой берег существует, то это не Земля Гилли, которая отстоит в 160 милях по более южному направлению, и не Земля Франца-Иосифа, отстоящая в 260 милях. Это должно быть новая, ещё никем не виданная земля, которая ждёт своего исследователя. Не странно ли открывать новую землю вблизи Шпицбергена, посещаемого промышленниками в течение многих столетий? Дело, однако, в том, что ни один корабль не отваживается входить во льды, и в то время, когда “Ермак” свободно прогуливался по льдам к северу от Семи островов, экспедиция для измерения градуса меридиана у Шпицбергена не могла дойти до них»[7].

В 1925 г. английский капитан Ф. Уорсли на парусном судне «Айлэнд» предпринял путешествие к Земле Франца-Иосифа. Он полагал, что видел Землю Джиллиса.

Во время экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Италия» итальянские аэронавты вели поиски земель к северу и северо-востоку от Шпицбергена. 15 мая 1928 г. состоялся второй вылет воздушного судна. Руководитель экспедиции У. Нобиле впоследствии писал о нём так: 

«Второй полёт, несмотря на неблагоприятную погоду, оказался более успешным. Это был один из самых важных наших полётов в полярных районах <…> в основном в неисследованных до тех пор местах между Землей Франца-Иосифа и Северной Землёй <…> Во время этого полёта было доказано, что Земли Джиллиса, указанной на многих географических картах того времени, на самом деле не существует»[8]

Это произошло 15 мая 1928 г.

Ледокол «Красин» в ходе поисков «группы Алессандрини» – участников экспедиции У. Нобиле, унесённых в неизвестном направлении оболочкой дирижабля «Италия», 19 сентября 1928 г. оказался там, где на картах обозначалась неуловимая и неисследованная земля. Руководитель спасательного похода Р.Л. Самойлович писал: 

«…я и решил подойти к ней вплотную <…> Были учреждены непрерывные вахты на марсе, на верхнем и на капитанском мостиках <…> Мы были уже в десяти милях от места, где должна была быть Земля Джиллиса, видимость достигала 15–20 миль, и всё же Земли не было заметно, да и глубины, определявшиеся при гидрологических работах, были велики <…> В 18 часов 20 минут счислимое место “Красина” было 81° 40ʹ сев. широты и 36° 00ʹ восточн. долготы от Гринвича, т.е. мы были именно на том месте, где на карте пунктиром положена Земля Джиллиса. Взятая глубина дала 200 метров. Видимость в это время была не менее 20 миль, и всё же суши не было видно. Таким образом, следует сделать заключение, что Земля Джиллиса не существует»[9]

В 1928 г. в газетах и журналах много писали о ходе экспедиции «Красина». В обзорных статьях можно было увидеть и карты похода ледокола. Но только на одной из них, опубликованной в «Красной газете», был отмечен маршрут плавания «Красина» через обозначенную штриховкой Землю Джиллиса. А сама Земля была названа «предполагавшейся»[10].



В 1931 г. опубликовали результаты научных исследований, выполненных в ходе плавания ледокола «Красин» в 1928 г. В сборник материалов вошли и данные о поиске Земли Джиллиса[11]. Но, в отличие от руководителя экспедиции, другой участник научной группы гидрометеоролог Вл. А. Берёзкин высказался осторожнее: 

«Поэтому о Земле Джиллиса можно с уверенностью сказать лишь то, что в том районе, где она указана и где мы делали промеры – её нет. Делать же общее заключение, отрицая вовсе её существование, пока не следует. Возможно, что далее на север или северо-восток и окажутся какие-либо острова и земли, увидеть которые нам из-за плохой видимости не удалось»[12].

Категорически не был согласен с Р.Л. Самойловичем океанолог Н.Н. Зубов. Он считал, что красинцы искали землю восточнее её истинного месторасположения. В сентябре 1930 г. на научно-исследовательском судне «Книпович» он стремился пройти в высокие широты Баренцева моря между Шпицбергеном и Землёй Франца-Иосифа, окончательно разрешить вопрос о Земле Джиллиса. Море было свободным ото льда. И после остановки на о. Белый плавание продолжилось. Экспедиции удалось дойти до 81° 20ʹ с. ш. и 34° 06ʹ в. д. Льды вскоре преградили путь моторно-парусному судну, которое не смогло продолжать путь выше и направилось к бухте Тихой о. Гукера, а оттуда -- к Земле Короля Карла[13]. Земля Джиллиса не была найдена, но и весь район Баренцева моря ещё не был обследован. В августе 1932 г. начался новый рейс «Книповича» в высокие широты. Главная задача экспедиции под руководством Н.Н. Зубова – обойти вокруг Земли Франца-Иосифа. Так как плавание начиналось с похода к Шпицбергену, Н.Н. Зубов стремился использовать эту возможность для решения вопроса Земли Джиллиса. И снова льды преградили путь исследователям. Летом 1934 г. в ходе плавания экспедиционного судна «Персей» в Гренландском и Баренцевом морях Н.Н. Зубову удалось обойти о. Западный Шпицберген. Когда судно было на северо-востоке от Шпицбергенского архипелага, сотрудники экспедиции заметили землю. Н.Н. Зубов писал: 

«Многие уверяли меня, что видели землю, но ручаться за это, конечно, нельзя. В 1935 году на “Садко” мы пытались найти эту землю и кораблём и самолётом, но в направлении на неё держались льды и стоял сплошной стеной туман, так что мы ничего не могли увидеть»[14].


Ледокольный пароход "Садко".


Следует сказать несколько слов об экспедиции «Садко» 1935 г. Основная задача – научные исследования в водах Гренландского моря, изучение «белых пятен» Баренцева моря к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Поэтому на судне было оборудовано пять хорошо оснащённых научно-исследовательских лабораторий. Ещё одна задача – обеспечение сводками погоды перелёта С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку (воздушная экспедиция была прервана по техническим причинам). Экспедицию возглавил Г.А. Ушаков, его заместителем стал Н.Н. Зубов. На «Садко» базировалась самолёты-амфибии «Ш-2» (СССР Н-91, пилот М.С. Бабушкин) и «КР-1» (СССР Н-133, лётчик Г.П. Власов). Когда судно пересекло 81-ю параллель, начались поиски Земли Джиллиса с воздуха. Было совершено несколько полётов, но воздушная разведка не увенчалась успехом.


Журналисты Э. Виленский и М. Черненко в своей книге о плавании «Садко» сумели рассказать об атмосфере, царившей на борту:

«Разговоры о Земле Джиллиса не прекращаются ни на минуту. Книги, содержащие сведения об истории этой земли, путешествуют из каюты в каюту. Завязываются яростные споры. Все почему-то верят, что земля есть, что мы её увидим, нанесём на карту и прекратим затянувшийся двухсотлетний спор.
Данных, свидетельствующих о близости земли, немало. <…>
- Идёт самолёт!
Крик звучит как тревога. Сразу на палубу высыпали все свободные от работы. Словно поддразнивая нас, быстро отступил туман. Все с нетерпением ждут:
«Есть» или «нет»? <…>
Закончив подъём самолета, мы гурьбой вваливаемся в кают-компанию. Здесь Ушаков, Зубов, Николаев...
Власов докладывает. Осмотрев площадь радиусом в двадцать пять километров, пролетая иногда в ста – двухстах метрах над острыми шпилями ропаков, он тщетно всматривался в плотную пелену тумана.
Земля не обнаружена!
По решению командования экспедиция останется в районе белого пятна ещё день – два, чтобы использовать любую возможность для глубокой авиаразведки к северу. <…>
Решено ждать. Лучше потерять два-три дня, но попытаться ликвидировать загадку. <…>
Горькое разочарование принесла разведка. Земли нет. Может быть она скрыта где-нибудь в туманной дали. Но мы спешим дальше на восток. Время не ждёт»[15].


Карта плаваний «Садко» в 1934 и 1935 гг.


Радиограммы от 11 и 12 августа, рассказывавшие о полётах, были напечатаны в центральных газетах[16]. Тем не менее, Н.Н. Зубов считал, что «по многим признакам, перечислять которые нужно в отдельной статье», земля «всё же существует», «если в благоприятный год пошлём в этот район небольшой бот со специальной задачей, то эту землю можно будет найти»; проблема Земли Джиллиса оставалась среди трёх географических проблем, которые экспедиция на «Садко» так и не смогла разрешить[17]. Н.Н. Зубов в своей книге 1948 г. описал своеобразный «сектор недоступности» к северо-востоку от Шпицбергена, куда ещё не подходило ни одно судно. Обнаружение небольших глубин по краям данного района позволяло, по его мнению, надеяться на находку. В то же время он писал: «…лично я иногда думаю, что Земли Джиллиса никогда не существовало, и, возможно, капитан Джиллис видел один из островов Земли Франца-Иосифа»[18].


Контр-адмирал океанолог Н.Н. Зубов.


Полёты самолётов ледовой разведки, выполненные в данном районе в 1950-х гг., доказали, что Земли Джиллиса не существует[19]. Географическая загадка была разрешена. Остались сомнения относительно того, что видел английский мореплаватель в 1707 г., некоторые наблюдатели в конце XIX – начале ХХ вв. Это могли быть ледяные острова, нагромождения торосов и т.д. Возможно, что и для истории каждого наблюдения Земли Джиллиса ответ со временем будет найден.


Автор: М.А. Емелина, кандидат истор. наук, ведущий научный сотрудник ВИЦ СЗФО, старший научный сотрудник ААНИИ (Санкт-Петербург). 



[1] Обо всем понемногу // Знание – сила. 1928. № 11. С. 300.

[2] Зубов Н.Н., Бадигин К.С. Разгадка тайны Земли Андреева // Природа. 1952. № 2. С. 89.

[3] Каневский З. М. Загадки и трагедии Арктики. М., 1991. С. 122.

[4] Самойлович Р.Л. Белые пятна Арктики // Техника – молодёжи. 1935. № 12. С. 13.

[5] Зубов Н.Н. В центре Арктики. М.–Л., 1948. С. 165.

[6] Виленский Э., Черненко М. Высокие широты: 1-я высокоширотная экспедиция на ледоколе «Садко» 1935 г. Л., 1939. С. 111.

[7] Макаров С. О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901. С. 287–288.

[8] Нобиле У. Крылья над полюсом. М., 1984. Гл. 8: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9D/nobile-umberto/kriljya-nad-polyusom

[9] Самойлович Р.Л. S.O.S. в Арктике. Экспедиция «Красина». Берлин, 1930. С. 228–229.

[10] Красная газета. 1928. 5 октября. С. 4.

[11] Труды Института по изучению Севера. 1931. Вып. 50. Научные работы экспедиции на «Красине» в 1928 году. С. 14, 22, 36, 83–84.

[12] Берёзкин Вл. Гидрологические, метеорологические и ледовые наблюдения на л/к «Красин» за время плавания у берегов Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа летом 1928 года // Там же. С. 84–85.

[13] Зубов Н.Н. 20 дней на Ледовом море (Баренцево море). М., 1932.

[14] Зубов Н.Н. Экспедиция на «Садко» // Советская Арктика. 1936. № 1. С. 42.

[15] Виленский Э., Черненко М. Высокие широты: 1-я высокоширотная экспедиция на ледоколе «Садко» 1935 г. Л., 1939. С. 117–118, 122.

[16] Правда. 1935. 13 августа; Известия. 1935. 17 августа.

[17] Зубов Н.Н. Экспедиция на «Садко» // Советская Арктика. 1936. № 1. С. 42, 50.

[18] Зубов Н.Н. В центре Арктики. М.–Л., 1948. С. 168, 174.

[19] Трёшников А.Ф. Их именами названы корабли науки. Профессор Визе. Профессор Зубов. Михаил Сомов. Л., 1978. С. 100.


далее в рубрике