Сейчас в Архангельске

18:17 2 ˚С Погода
18+

Инновации для полета на Северный полюс: паралёт Федора Конюхова создан российскими конструкторами из новых материалов

6-7 июля путешественник Федор Конюхов и пилот Игорь Потапкин планируют установить мировой рекорд по дальности полета на двухместном мотопараплане (паралёте) в высоких широтах

Северный полюс Путешественники Фёдор Конюхов
Анна Щетинина
26 июня, 2024, 11:08

Инновации для полета на Северный полюс: паралёт Федора Конюхова создан российскими конструкторами из новых материалов

Паралёт с обтекателем. Фото из тг-канала Федора Конюхова @konyukhovfedor. Источник: rossaprimavera.ru


Композитный дивизион госкорпорации «Росатом» разработал ткани из стекла и углерода для обтекателя нового двухместного мотопараплана (паралёта), на котором российский путешественник Федор Конюхов и пилот Игорь Потапкин планируют перелететь на Северный полюс и установить новый мировой рекорд, передает ТАСС сообщение пресс-службы Международного центра путешествий Конюхова. Разработчиком и производителем сверхлегкого мотопараплана является российская компания ПарААвис. Обтекатель спроектирован специалистами инженерной школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета. GoArctic много писал о Федоре Конюхове – о предстоящей экспедиции, о его выставках, о посвященном ему фильме.




Конструкция мотопараплана/паралёта с сайта Федора Конюхова, здесь – без обтекателя. Источник: konyukhov.ru


Конструкция паралёта

Команде инженеров школы «Цифровой инжиниринг» Санкт-Петербургского политехнического университета была поставлена задача создать прочную и легкую конструкцию, позволяющую защитить пилотов от переохлаждения, а также снизить расход топлива. Полученные в результате создания новой конструкции обтекателя из созданных «Росатомом» тканей аэродинамические параметры паралёта, по мнению инженеров, позволят увеличить максимальную дальность полета с 900 до 1200 км за 8-14 часов, однако итоговая протяженность полета и затраченное время во многом будут зависеть от погоды и направления ветра.

Конструктивно обтекатель состоит из нескольких отдельных элементов: нижняя часть имеет форму лодки, передняя напоминает капот, а боковые панели скрывают расположенные по бортам топливные баки объемом 75 л. каждый. Баки весом всего по 2 кг оснащены внутренними перегородками для исключения резкого перетекания топлива в полете. Изнутри и снаружи поверхность баков дополнительно покрыта специальными клеевыми составами для минимизации негативного воздействия топлива на стенки емкостей. Общий вес конструкции составил всего 23 кг, что вызвало немалый интерес в профессиональной среде

«Обтекатель паралета был изготовлен по технологии вакуумной инфузии с использованием таких композитных материалов как однонаправленная и мультиаксиальная углеродная ткань и двунаправленная стеклоткань. Начальный этап производства предполагает создание специальных матриц, выточенных из многослойных МДФ панелей на фрезеровочном станке по заданной компьютером программе. Затем поверхность получившихся ложементов шлифуется вручную и покрывается специальным воском, препятствующим слипание материалов. Далее на матрицы послойно и разнонаправленно укладывается углеволокно и стеклоткань для создания ребер жесткости на особо напряженных участках корпуса обтекателя. Полученный “пирог” накрывается специальным мешком с одновременной откачкой воздуха и закачкой полимерной смолы, заполняющей все имеющиеся в материале пустоты. Материал отвердевает в течение 24 часов, после чего полученные элементы корпуса обтекателя проходят заключительную ручную обработку перед покраской», – описали конструкторы процесс создания обтекателя новой конструкции.


Испытания

Серия летных испытаний проводилась на аэродроме «Кречевицы» в Новгородской области и будет продолжаться на аэродроме базирования «Турово» в Истринском районе Московской области вплоть до момента отправки паралёта в Мурманск для погрузки на ледокол. К отправной точке нового рекорда – архипелагу Земля Франца-Иосифа спортсменов доставит экспедиция Клуба полярных путешествий. Оттуда путешественники 6-7 июля начнут свой рекордный полет в сторону точки географического Северного полюса – 90 градусов северной широты. Место старта будет определено исходя из фактической ледовой обстановки и погодных условий. Экспедиция Клуба пройдет атомном ледоколе «50 лет Победы».



Паралёт в полете. Фото: Евгений Сафронов / konyukhov.ru


Экспедиция

Напомним, что за экспедиция предстоит Федору Конюхову. Для путешествия подготовлен летательный аппарат – двухместный мотопараплан/паралёт особой конструкции. Важнейшей его частью является специальная двухместная «тележка», снабженная двигателем, который вращает толкающий винт, и дополненная обтекателем, о котором шла речь – он защищает ноги пилота и помогает аэродинамическим качествам паралёта. Встроенные топливные баки вмещают около 150 литров бензина, этого запаса топлива паралёту может хватить примерно на тысячу километров. К тележке крепится тканевое «крыло»-парашют площадью 42 квадратных метра.

Руководитель экспедиционного штаба Оскар Конюхов рассказал, что экипаж мотопараплана и члены команды технического сопровождения выйдут из Мурманска к Земле Франца-Иосифа на борту атомного ледокола «50 лет Победы», совершающего очередное арктическое круизное плавание. Старт воздушного путешествия состоится на 85 градусе северной широты: в районе острова Рудольфа – самой ближней к полюсу точки этого архипелага, где начинаются паковые льды. Именно со льдины, которую еще предстоит выбрать, и отправятся в полет Федор Конюхов и Игорь Потапкин. На преодоление пути до Северного полюса планируется потратить от 10 до 16 часов. После приземления (точнее – приледнения) в этой «нулевой точке» пилоты мотопараплана разобьют там временный лагерь и будут дожидаться, когда до них доберется ледокол.

«”Сидеть” им придется, по нашим расчетам, около двух суток», - уточнил Оскар Конюхов. – «Предусмотрены необходимые средства для этого. Из крыла паралёта построят подобие палатки, кроме того, с собой берут продукты, даже ружье – на случай появления белых медведей».

Достигнув Северного полюса, «50 лет Победы» заберет Игоря Потапкина и мотопараплан, а Федор Конюхов останется на льдине. Ему доставят сборный домик для жилья, запас продовольствия, топлива, необходимое оборудование, и на протяжении последующих трех с лишним недель он будет дрейфовать в Северном Ледовитом океане со своей одиночной полярной станцией и проводить научные исследования. Одно из них – экологическое: изучение загрязненности океана в районе Северного полюса микрочастицами пластика. Обитатель дрейфующей станции будет брать пробы воды, которые затем отправятся для изучения их специалистами в Институт океанологии имени П. Ширшова РАН.

В общей сложности арктическое путешествие-приключение-исследование Федора Конюхова должно продлиться чуть более месяца.


Федор Конюхов – путешественник, художник, писатель; первый в мире человек, который достиг пяти полюсов планеты: Северного географического, Южного географического, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвереста (полюс высоты), Мыса Горн (полюс яхтсменов). Кроме того, он первым в России достиг Северного и Южного полюса на лыжах в одиночку, первым совершил одиночное кругосветное плавание, первым выполнил программу «Семь Вершин». Конюхов первым пересек Южный океан на весельной лодке, первым совершил кругосветный полет на воздушном шаре и стал первым человеком, который смог пересечь Тихий океан в обоих направлениях (с востока на запад и с запада на восток).



далее в рубрике