Первые шведские арктические экспедиции
Шведские учёные, проложившие дорогу на север Адольфу Норденшёльду.
Полярные исследования середины XVI века, осуществляемые Англией и Голландией, ставили своей целью найти морские пути на Дальний Восток через северные побережья Азии и Северной Америки, чтобы избежать угроз со стороны Испании и Португалии, господствовавших в то время в водах, омывающих южные окраины Африки и Южной Америки. Тогда цели не были достигнуты. Однако участникам экспедиций удалось собрать ценные данные об арктических регионах. Эти ранние попытки освоить северные полярные территории привели к интенсивному развитию китобойной промышленности у берегов Шпицбергена и Гренландии.
Поиски Северо-Восточного и Северо-Западного проходов являлись одной из главных задач полярных экспедиций на протяжении более трёхсот лет. Ведущей страной в этих исследованиях была Англия. Но и Голландия продолжала составлять ей конкуренцию. Остальные страны подключились к исследованиям позже. Присутствие шведских полярников в Арктике принято отсчитывать от экспедиции Адольфа Норденшёльда в 1878 году. Однако Швеция начала активно проявлять себя ещё в середине XVIII века. Китобойный промысел у берегов Шпицбергена шведскими мореплавателями осуществлялся в довольно скромных масштабах. Корабли отправлялись на север, как правило, из Гётеборга и Стокгольма, в то время как китобойный промысел в этих водах шёл на убыль.
Освоение Швецией северных полярных территорий осуществлялось не только посредством китобойного промысла, но и благодаря отважным исследователям, ставившим перед собой цель приоткрыть завесу тайны над этими малоизученными территориями.
В 1732 году шведский учёный Карл Линней обратился к Упсальскому научному обществу с проектом путешествия в Лапландию. Предполагалось преодолеть маршрут протяжённостью более 2000 километров и попутно изучить животных, растения и минералы, равно как и коренных жителей – лопарей, их быт, питание и лечебные средства.
Карл Линней
Также одним из мотивов необходимости путешествия Линней считал то, что «хотя Лапландия и является частью Швеции, страны культурной, в отношении естественной истории она настолько неизвестна, что кажется наиболее варварской во всём свете, причём сомневаются в том, есть ли какое-нибудь место на земле, кроме Лапландии, где собиралось бы такое множество пород птиц в летние месяцы, для того чтобы снести яйца и вывести птенцов».
Проект получил одобрение во многом благодаря тому, что отвечал интересам научного сообщества. Ещё в 1695 году другой шведский учёный Улоф Рудбек осуществил путешествие в Лапландию, которое можно было назвать первой научной экспедицией Швеции. Однако полученные во время путешествия коллекции и отчётные материалы почти полностью были уничтожены в городском пожаре в 1702 году. С тех пор умы шведских учёных не покидала мысль о новом путешествии на Север.
Улоф Рудбек
Возможное путешествие Линнея в Лапландию воспринималось в научном мире с некоторой долей тревоги, так как Лапландия в то время казалась совершенно неизвестной дикой страной, путешествие по которой, вероятно, должно было сопровождаться чередой трудностей и опасностей.
Путешествие, продлившееся четыре месяца, потребовало от Линнея терпения и упорства в преодолении трудностей пути по бездорожью среди горных лесов и равнинных тундр, по топким болотам и быстрым рекам, при почти полном безлюдье страны.
В дневнике путешественник описывал как посещённые места, так и население с его уникальным бытом. Значение путешествия Линнея для Швеции не уступало, вероятно, тому, какое имели экспедиции Академии наук в России. Существовало мнение, что с точки зрения результатов путешествие Карла Линнея было важнейшим из всех, которые были предприняты в стране ранее.
Как результат был подготовлен отчёт, состоящий из двухсот шести наблюдений и замечаний, касающихся животного, растительного и минерального царств, а также практических хозяйственных вопросов (так, например, было описано, как саамы готовили оленье молоко восемнадцатью различными способами).
Позже многие из учеников Карла Линнея стали известными учёными в области естествознания. Многих из них Линней отправлял в разные страны для изучения растительного и животного мира. Позднее этих учеников стали называть «апостолами Линнея». Одним из таких «апостолов» был Антон Роландссон Мартин.
Антон Роландссон Мартин родился в 1729 году в Эстонии. В 1743 году он стал студентом академии Або, а в 1756 году приехал в Упсальский университет, в котором одним из преподавателей был великий шведский натуралист Карл Линней.
Спустя два года Линней предложил Мартину принять участие в путешествии на Шпицберген на борту судна шведского китобойного общества Гренландской компании. Эта компания была основана в середине XVIII века, а в 1755 году в Арктику был отправлен первый корабль. Именно один из членов компании Петер Багге этой экспедицией положил начало ранним шведским полярным исследованиям, а Антон Мартин, благодаря Линнею, стал первым шведским полярным учёным.
Антон Ролландсон Мартин
Мартин получил грант от Шведской королевской академии наук, а компания предоставила бесплатное питание и проживание на корабле. Среди одолженных инструментов при нём были термометр, азимутальный компас и квадрант.
17 апреля 1758 года китобойное судно отправилось из Гётеборга в своё первое арктическое путешествие. В тот же день Мартин начал метеорологические наблюдения, которые проводились три раза в день. Он фиксировал температуру воздуха, направление ветра, а также погоду, которая преобладала или была наиболее характерной в течение дня. Во время своих наблюдений Мартин закономерно задавался вопросом, пытался ли кто-то до него проводить климатические измерения так далеко на севере с помощью таких точных инструментов, какие были у него.
Отчёты о путешествии характеризуют Мартина как внимательного наблюдателя за жизнью на море и за окружающей природой. Он описывал жизнь на борту, а также процесс охоты на китов. Но главную ценность представляли его наблюдения в области зоологии и ботаники. В отчётах содержалась информация, помимо прочего, об истории Шпицбергена и о китобойном промысле на этом острове. За четыре месяца в путешествии на Шпицбергене команда провела лишь несколько часов.
Была проведена большая работа по изучению китов: у Мартина было много возможностей наблюдать за жизнью животных в открытом море, посещать иностранные китобойные суда и регистрировать состояние льдов. Также Мартин первым описал птицу глупыша.
Перед тем как экспедиция покинула воды Шпицбергена, на 76ᐤ северной широты Мартин определил температуру воды на глубине 14 метров и обнаружил, что она составляет +3ᐤС. Кроме того, он взял пробу воды для определения её солености на глубине 32 метра. В первом случае показания получались путём опускания на глубину ведра, наполненного песком, и помещённого в него термометра. Образец воды был получен также опусканием в воду закупоренной пустой банки и её откупориванием на глубине.
Команда вернулась в Гётеборг 29 июля. После путешествия Мартин написал отчёт об экспедиции и передал все собранные материалы в Шведскую королевскую академию наук.
Прошло семьдесят лет, прежде чем шведскими учёными была организована следующая экспедиция в Арктику. В 1837 году молодой зоолог Свен Людвиг Ловен самостоятельно спланировал и осуществил путешествие на Шпицберген, при том что у него не было ни опыта полярных экспедиций, ни каких-либо связей с людьми, занимавшимися исследованиями подобного рода.
В июне 1836 года Ловен взошёл на борт корабля и отправился к устью реки Везера. Целью был город Хаммерфест на севере Норвегии в провинции Финнмарк. В этом районе учёный пробыл год, исследуя и собирая образцы морской фауны. Ловен исследовал не только зоологический мир арктических территорий, но также познакомился с коренным населением и его образом жизни.
Преодолевая расстояния на лодке и на санях, запряжённых оленями, Ловен исследовал практически неизученные территории от Вардо и Вадсё на северо-востоке до Лофотенов и шведского Каресуандо на юге.
В конце весны 1837 года Свен Ловен начал подготовку к путешествию по Шпицбергену, оплатив все расходы из собственного кармана. Он приобрёл небольшую шхуну и набрал команду из шести человек.
Экспедиция покинула Хаммерфест 19 июня 1837 года. 7 июля с борта корабля команда разглядела побережье Земли Принца Карла. На Шпицбергене команда провела около месяца. В это время Ловен чередовал научную деятельность с охотой на моржей и оленей. Также за время исследований на острове были обнаружены могилы голландских китобоев, несколько русских крестов и хижина, принадлежавшая охотнику из Хаммерфеста. Были проведены геологические и географические наблюдения, получены новые знания об Арктике и северной морской фауне. Ловен первым обнаружил на Шпицбергене окаменелости животных каменноугольного и юрского периодов, что в дальнейшем способствовало изучению климата тех эпох.
Свен Ловен
8 ноября 1837 года команда вернулась в Швецию. Коллекции, привезённые из экспедиции Ловеном, представляли большую ценность для шведских музеев. Экспедиция 1837 года стала первым и последним путешествием Ловена в Арктику. Однако в будущем он продолжал интересоваться шведскими полярными исследованиями, вдохновляя и поощряя к ним молодых учёных.
Первые шведские вклады в исследование Арктики состояли из частных инициатив, за которыми новые экспедиции, направленные на систематическое изучение Арктики, последовали не сразу. Полномасштабные исследования начались только во второй половине 1850-х годов. И начало им положил Отто Мартин Торелль.
Торелля по праву считают «отцом шведских полярных исследований». Более того, некоторыми специалистам он считается инициатором научных полярных исследований в целом.
Интерес Отто Торелля к морской фауне проявился довольно рано. В шестнадцать лет он поступил в Лундский университет. Решающим фактором стало его знакомство со Свеном Ловеном в 1848 году, который позднее и стал руководить исследовательской работой Торреля.
Одной из тем исследований Торелля было изучение ледников и внутриводных льдов, а также их образования в различных географических регионах. Исследования он начал со Швейцарии, переключившись затем на Скандинавию, Исландию, Шпицберген и Гренландию.
В период с 1856 по 1859 год Торелль организовал несколько небольших экспедиций, направленных как на изучение ледников и морской зоологии, так и на подготовку к будущему большому полярному путешествию.
В 1858 году состоялась экспедиция на Шпицберген. В состав команды вошли будущий известный полярный исследователь Адольф Норденшёльд, молодой зоолог Август Кеннерштедт и помощник Торелля Андерс Якобсон. Тогда было обследовано западное побережье Шпицбергена. В результате были собраны коллекции растений и животных с суши и моря.
Норденшёльду Шпицберген казался идеальной землей с многочисленными слоями из разных геологических периодов. А найденные окаменелости могли быть использованы для датировки слоёв и для определения растительной и животной жизни, а также климатических условий в более раннее время. Все это было ещё неизвестно науке. Норденшёльд стремился вернуться на остров.
Для Торелля же экспедиция была лишь частью исследований ледников и ледникового периода. Такие мелкие экспедиции рассматривались учёным лишь как подготовка к новому, более масштабному арктическому исследованию.
В 1860 году Торелль организовал новую экспедицию на Шпицберген. Её целью было междисциплинарное изучение архипелага и прилегающих к нему морей, поэтому в состав команды вошли опытные учёные. Большую часть экипажа составляли норвежцы. Экипаж корабля «Эол» насчитывал пятнадцать человек, «Магдалины» -- одиннадцать.
Судно "Эол" из экспедиции Торелля (из книги A history of Swedish polar travels and research).
10 мая 1861 года два корабля покинули Норвегию. «Магдалина» исследовала северное и западное побережье Шпицбергена, в то время как «Эол» находился в северо-западной части острова Нордёустланнет. Большая часть научной работы была проделана во время исследований на лодках. Лодки использовались как для передвижения, так и для ночлега. В последнем случае над лодкой устанавливалась палатка, что обеспечивать защиту от сквозняка и дождя. На дне лодки лежал непромокаемый брезент, сверху раскладывались войлочные спальные мешки. Как правило, ночью лодки использовались для передвижения, а днём для ночлега.
Использование лодок в экспедиции Торелля (из книги A history of Swedish polar travels and research).
С 10 по 23 июля проводились географо-геологические исследования, во время которых были обнаружены китовые кости и раковины довольно высоко над уровнем моря, что указывало на то, что за последнее время земля поднималась.
9 сентября два корабля воссоединились после десяти недель разлуки, 12 сентября команда отправилась домой. «Эол» прибыл в Тромсё 23 сентября, спустя четыре дня вернулась и «Магдалина».
Экспедиция Торелля оказалась весьма успешной. Особо ценными были коллекции фауны с глубин до 2500 м, почти неизвестной науке в те времена. Карта северного Шпицбергена теперь стала более подробной и точной. Коллекции минералов давали представление о геологическом строении северного Шпицбергена.
Это была первая междисциплинарная полярная экспедиция, проведённая профессиональными учёными. Не будет преувеличением сказать, что это предприятие положило начало научным полярным исследованиям, а Торреля можно справедливо считать не только отцом шведских полярных исследований, но и основателем научных полярных исследований в целом.
Отто Торрель
Карл Линней, Антон Мартин, Свен Ловен и Отто Торелль заложили основу для следующего этапа шведских заполярных экспедиций, получившего название «Эпоха Норденшёльда».
Автор: Дорофеева Оксана Владимировна, научный сотрудник РГМАА.