Упорные поиски Земли Джиллиса
"Земля к северу от Шпицбергена". Её "заметили" в XVIII веке и искали до 1950-х.
«Земли Виллиса нет. Уже много лет она значилась на карте. Учёный мир сильно сомневался в её существовании. Наш ледокол “Красин” обследовал этот район, и оказалось – эта земля действительно не существует, на её месте океан имеет глубину в 328 метров», – эту заметку прочитали юные читатели журнала «Знание – сила» в ноябре 1928 г.[1] В это время все ещё говорили об успешном завершении похода ледокола «Красин» и ледокольного парохода «Малыгин» в район Шпицбергена – похода, в результате которого были спасены участники воздушной экспедиции к Северному полюсу под руководством У. Нобиле. Это научное достижение плавания советского судна осталось почти незамеченным.
О какой же земле шла речь в заметке? В ней говорилось о Земле Джиллиса (Gilles Land). В 1707 г. к северу от Шпицбергена были замечены высокие обрывистые берега большого неизвестного острова. Мореплаватели из-за льдов не могли подойти близко и высадиться на берег, но землю нанесли на карту. Автором открытия стал английский капитан Джиллис, имя которого и отразилось в названии географической находки. Однако другие путешественники так не смогли обнаружить этот остров. Тем не менее, его очертания продолжали указывать на картах. Так, советские полярные исследователи Н.Н. Зубов и К.С. Бадигин отмечали:
В том же 1707 г.к северу от Шпицбергена голландский китобой Корнелий Гилес также обнаружил остров (Gillis Land), ныне известный как о. Белый. Созвучие имён мореплавателей привело к путанице. Например, историк З.М. Каневский признавался в своей книге: «Мы будем всё-таки называть её Землей Джиллиса, поскольку в подавляющем большинстве публикаций её именуют именно так»[3]. Между тем, о. Белый достаточно известен. Он получил своё название в 1876 г., стал отправной точкой полюсной экспедиции С. Андрэ на воздушном шаре. Полярный исследователь Р.Л. Самойлович ещё в середине 1930-х гг. отмечал, что реальную землю не стоит смешивать с ненайденной[4]. Н.Н. Зубов указывал, что Земля Джиллеса находится на 80°–80° 10ʹ ш. и 31°–32° д., а Земля Джиллиса на 81° 30ʹ ш. и 36° д.[5] Так была ли найдена эта земля?
Район близ Шпицбергена был труднодоступным, удалённым от тех маршрутов, которые прокладывали первопроходцы Северного морского пути и мореплаватели, стремившиеся приблизиться к полюсу. На протяжении XVIII–XIX вв. его по-прежнему посещали китобои, неподалёку пролегали маршруты экспедиций под руководством капитана К. Фиппса (1773 г.) и капитана Д. Бьюкена (1818 г.). Земля Джиллиса обозначалась на английских картах пунктиром.
В середине XIX в. известный географ и составитель карт арктических областей, один из организаторов первых немецких полярных экспедиций Август Петерман занимался изучением дневников У. Баффина. Английский мореплаватель, по мнению А. Петермана, за 95 лет до Джиллиса предполагал, что на северо-востоке от Шпицбергена существует земля[6]. Но её поиски начались только в конце XIX в.
В ходе экспедиции Ф. Джексона к архипелагу Земля Франца-Иосифа (1894–1897 гг.) изучались пространства Арктики к западу от него. И Ф. Джексон пришёл к выводу, что Земли Джиллиса не существует.
В 1899 г. в данном районе пролегал маршрут похода первого арктического ледокола «Ермак». Степан Осипович Макаров, руководитель экспедиции, полагал, что во время плавания была обнаружена новая земля:
В 1925 г. английский капитан Ф. Уорсли на парусном судне «Айлэнд» предпринял путешествие к Земле Франца-Иосифа. Он полагал, что видел Землю Джиллиса.
Во время экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Италия» итальянские аэронавты вели поиски земель к северу и северо-востоку от Шпицбергена. 15 мая 1928 г. состоялся второй вылет воздушного судна. Руководитель экспедиции У. Нобиле впоследствии писал о нём так:
Это произошло 15 мая 1928 г.
Ледокол «Красин» в ходе поисков «группы Алессандрини» – участников экспедиции У. Нобиле, унесённых в неизвестном направлении оболочкой дирижабля «Италия», 19 сентября 1928 г. оказался там, где на картах обозначалась неуловимая и неисследованная земля. Руководитель спасательного похода Р.Л. Самойлович писал:
В 1928 г. в газетах и журналах много писали о ходе экспедиции «Красина». В обзорных статьях можно было увидеть и карты похода ледокола. Но только на одной из них, опубликованной в «Красной газете», был отмечен маршрут плавания «Красина» через обозначенную штриховкой Землю Джиллиса. А сама Земля была названа «предполагавшейся»[10].
В 1931 г. опубликовали результаты научных исследований, выполненных в ходе плавания ледокола «Красин» в 1928 г. В сборник материалов вошли и данные о поиске Земли Джиллиса[11]. Но, в отличие от руководителя экспедиции, другой участник научной группы гидрометеоролог Вл. А. Берёзкин высказался осторожнее:
Категорически не был согласен с Р.Л. Самойловичем океанолог Н.Н. Зубов. Он считал, что красинцы искали землю восточнее её истинного месторасположения. В сентябре 1930 г. на научно-исследовательском судне «Книпович» он стремился пройти в высокие широты Баренцева моря между Шпицбергеном и Землёй Франца-Иосифа, окончательно разрешить вопрос о Земле Джиллиса. Море было свободным ото льда. И после остановки на о. Белый плавание продолжилось. Экспедиции удалось дойти до 81° 20ʹ с. ш. и 34° 06ʹ в. д. Льды вскоре преградили путь моторно-парусному судну, которое не смогло продолжать путь выше и направилось к бухте Тихой о. Гукера, а оттуда -- к Земле Короля Карла[13]. Земля Джиллиса не была найдена, но и весь район Баренцева моря ещё не был обследован. В августе 1932 г. начался новый рейс «Книповича» в высокие широты. Главная задача экспедиции под руководством Н.Н. Зубова – обойти вокруг Земли Франца-Иосифа. Так как плавание начиналось с похода к Шпицбергену, Н.Н. Зубов стремился использовать эту возможность для решения вопроса Земли Джиллиса. И снова льды преградили путь исследователям. Летом 1934 г. в ходе плавания экспедиционного судна «Персей» в Гренландском и Баренцевом морях Н.Н. Зубову удалось обойти о. Западный Шпицберген. Когда судно было на северо-востоке от Шпицбергенского архипелага, сотрудники экспедиции заметили землю. Н.Н. Зубов писал:
Ледокольный пароход "Садко".
Следует сказать несколько слов об экспедиции «Садко» 1935 г. Основная задача – научные исследования в водах Гренландского моря, изучение «белых пятен» Баренцева моря к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Поэтому на судне было оборудовано пять хорошо оснащённых научно-исследовательских лабораторий. Ещё одна задача – обеспечение сводками погоды перелёта С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку (воздушная экспедиция была прервана по техническим причинам). Экспедицию возглавил Г.А. Ушаков, его заместителем стал Н.Н. Зубов. На «Садко» базировалась самолёты-амфибии «Ш-2» (СССР Н-91, пилот М.С. Бабушкин) и «КР-1» (СССР Н-133, лётчик Г.П. Власов). Когда судно пересекло 81-ю параллель, начались поиски Земли Джиллиса с воздуха. Было совершено несколько полётов, но воздушная разведка не увенчалась успехом.
Журналисты Э. Виленский и М. Черненко в своей книге о плавании «Садко» сумели рассказать об атмосфере, царившей на борту:
Карта плаваний «Садко» в 1934 и 1935 гг.
Радиограммы от 11 и 12 августа, рассказывавшие о полётах, были напечатаны в центральных газетах[16]. Тем не менее, Н.Н. Зубов считал, что «по многим признакам, перечислять которые нужно в отдельной статье», земля «всё же существует», «если в благоприятный год пошлём в этот район небольшой бот со специальной задачей, то эту землю можно будет найти»; проблема Земли Джиллиса оставалась среди трёх географических проблем, которые экспедиция на «Садко» так и не смогла разрешить[17]. Н.Н. Зубов в своей книге 1948 г. описал своеобразный «сектор недоступности» к северо-востоку от Шпицбергена, куда ещё не подходило ни одно судно. Обнаружение небольших глубин по краям данного района позволяло, по его мнению, надеяться на находку. В то же время он писал: «…лично я иногда думаю, что Земли Джиллиса никогда не существовало, и, возможно, капитан Джиллис видел один из островов Земли Франца-Иосифа»[18].
Контр-адмирал океанолог Н.Н. Зубов.
Полёты самолётов ледовой разведки, выполненные в данном районе в 1950-х гг., доказали, что Земли Джиллиса не существует[19]. Географическая загадка была разрешена. Остались сомнения относительно того, что видел английский мореплаватель в 1707 г., некоторые наблюдатели в конце XIX – начале ХХ вв. Это могли быть ледяные острова, нагромождения торосов и т.д. Возможно, что и для истории каждого наблюдения Земли Джиллиса ответ со временем будет найден.
[1] Обо всем понемногу // Знание – сила. 1928. № 11. С. 300.
[2] Зубов Н.Н., Бадигин К.С. Разгадка тайны Земли Андреева // Природа. 1952. № 2. С. 89.
[3] Каневский З. М. Загадки и трагедии Арктики. М., 1991. С. 122.
[4] Самойлович Р.Л. Белые пятна Арктики // Техника – молодёжи. 1935. № 12. С. 13.
[5] Зубов Н.Н. В центре Арктики. М.–Л., 1948. С. 165.
[6] Виленский Э., Черненко М. Высокие широты: 1-я высокоширотная экспедиция на ледоколе «Садко» 1935 г. Л., 1939. С. 111.
[7] Макаров С. О. «Ермак» во льдах. СПб., 1901. С. 287–288.
[8] Нобиле У. Крылья над полюсом. М., 1984. Гл. 8: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%9D/nobile-umberto/kriljya-nad-polyusom
[9] Самойлович Р.Л. S.O.S. в Арктике. Экспедиция «Красина». Берлин, 1930. С. 228–229.
[10] Красная газета. 1928. 5 октября. С. 4.
[11] Труды Института по изучению Севера. 1931. Вып. 50. Научные работы экспедиции на «Красине» в 1928 году. С. 14, 22, 36, 83–84.
[12] Берёзкин Вл. Гидрологические, метеорологические и ледовые наблюдения на л/к «Красин» за время плавания у берегов Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа летом 1928 года // Там же. С. 84–85.
[13] Зубов Н.Н. 20 дней на Ледовом море (Баренцево море). М., 1932.
[14] Зубов Н.Н. Экспедиция на «Садко» // Советская Арктика. 1936. № 1. С. 42.
[15] Виленский Э., Черненко М. Высокие широты: 1-я высокоширотная экспедиция на ледоколе «Садко» 1935 г. Л., 1939. С. 117–118, 122.
[16] Правда. 1935. 13 августа; Известия. 1935. 17 августа.
[17] Зубов Н.Н. Экспедиция на «Садко» // Советская Арктика. 1936. № 1. С. 42, 50.
[18] Зубов Н.Н. В центре Арктики. М.–Л., 1948. С. 168, 174.
[19] Трёшников А.Ф. Их именами названы корабли науки. Профессор Визе. Профессор Зубов. Михаил Сомов. Л., 1978. С. 100.