Сейчас в Архангельске

17:36 -2 ˚С Погода
18+

5 апреля художественный музей Якутии открывает выставку «Иван Попов. Избранное», приуроченную к 150-летию со дня рождения художника

Интерес к Ивану Попову, кроме юбилея, сейчас инициирован выходом фильма «Не хороните меня без Ивана»

О науке и культуре Искусство Выставка Арктические музеи Якутия Кино
Анна Щетинина
3 апреля, 2024 | 12:22

5 апреля художественный музей Якутии открывает выставку «Иван Попов. Избранное», приуроченную к 150-летию со дня рождения художника


Иван Васильевич Попов (1874 - 1945) – первый народный и профессиональный художник Якутии (народный художник Якутской АССР, член Союза художников СССР), этнограф, фотограф, подвижник, целитель.

Вскоре представится редкая возможность увидеть по телевизору фильм «Не хороните меня без Ивана» якутского режиссера Любови Борисовой, один из героев которого – Иван Попов, – в передаче «Закрытый показ» на Первом канале 13 апреля в 23:00.

А с 5 апреля по 24 мая в Национальном художественном музее (НХМ) Якутии на выставке «Иван Попов. Избранное» в ретроспекции будут представлены избранные живописные и графические произведения художника, в том числе несомненные шедевры: «Шаман» (1926), «Теленок» (1926), «Якутск в конце ХVII столетия» (1928); архивные фотографии Ивана Попова, реквизит к фильму «Не хороните меня без Ивана».

«Иван Васильевич Попов был художником двух эпох, а его творчество – это диалог различных культурных пространств и традиций. В его произведениях сконцентрированы мировоззрение и взгляды большого мастера, который, кроме личных духовных исканий, участвовал в формировании нового профессионального искусства республики», – отметили сотрудники НХМ.



И.В. Попов, «Шаман» (1926). Национальный художественный музей Якутии


Иван Попов

(Из публикации А.Н. Ефремова в якутском журнале охотников и рыболовов «Байанай») Иван Васильевич Попов (1874-1945) родился в селе Ытык-Кюёль Таттинского улуса Якутии в семье русского сельского священника-миссионера. В 1891 году учился в Якутской духовной семинарии, потом преподавал там рисование, совмещая преподавание со службой псаломщиком в тюремной церкви. В 1902 г. на год был откомандирован в Москву и Петербург для обучения иконописи.

Но в душе художника все было не так однозначно, как требовалось по его положению. Во время обучения в семинарии его исключали за карикатуры на духовное начальство, в сюжетах его картин преобладали мертвецы, скелеты, шаманы, колорит их был мрачен: когнитивный диссонанс положения и призвания отражался в его творчестве.



И.В. Попов, «Теленок» (1926). Национальный художественный музей Якутии


В 1903 году Иван Попов отправился в Санкт-Петербург получать профессиональное художественное образование, учился в мастерской Маковского, но события 1905 года и материальные затруднения вынудили его вернуться в Якутию, где он стал заниматься сбором этнографических коллекций для музеев: делал описания местонахождений и состояний древних якутских захоронений; фотоснимки, рисунки, этюды и чертежи старинных церквей и памятников Якутской области. Открыл в Якутске первую иконописную и художественную мастерскую. Духовное смятение сблизило его с политическими ссыльными и демократической интеллигенцией Якутска – что спасло его позже от репрессий нового режима.

Еще до революции Иван Попов окончательно обосновался в родном селе Ытык-Кюёль, там работал учителем и – лечил людей народными средствами. Его жилище стало своеобразным медпунктом – он умел вправить кости, удалял зубы, принимал роды, даже владел гипнозом: недаром так увлекался эзотерическими силами шаманизма, чувствуя свое пристрастие, интерес и – силу.



И.В. Попов, «Якутск в конце ХVII столетия» (1928). Национальный художественный музей Якутии


Одним из самых теперь известных эпизодов биографии Ивана Попова стала история знакомства с якутом Степан Бересековым, впадающим в летаргический сон, – по мотивам которой снят фильм «Не хороните меня без Ивана». Считается, что художник в разное время шесть раз спасал Бересекова от погребения во время летаргического сна, что дало ему обильную пищу для изучения этого феномена. Сам якут всех предупреждал – если он «умрет» в отсутствие художника, надлежит безотлагательно сообщить об этом Ивану Попову, и ни в коем случае не хоронить. По словам автора публикации, в общей сложности Бересеков впадал в летаргический сон семь раз (один раз очнулся сам в гробу на собственном отпевании). Умер якут уже после смерти Ивана Попова.



Степан Бересеков. Автор фото: Иван Попов


При всем богатстве духовных исканий, Иван Попов в 1930-е годы писал и такие работы как: «Сталинские соколы», «Строительство школы»,  «Электро-почтовая связь», «Первый трактор», «Зверства белобандитов» и пр. Став первым серьезным исследователем якутского орнамента, в 1938 году предпринимал попытки введения его в современный обиход, создав многочисленные композиции: «Серп и Молот», «Красная Звезда», «Орнамент из одной бесконечной линии».

Как бы то ни было, И.В. Попов является знаковой фигурой в изобразительном искусстве Якутии, его называют «Якутским Леонардо». Профессионализм и вкус Попова оградили становление и развитие художественного процесса республики от самодеятельности, дилетантизма и провинциализма, что было характерно для многих республик и окраин России в 20-30-е годы прошлого столетия.

(Полностью материал А.Н. Ефремова можно прочесть здесь).


далее в рубрике