Сейчас в Архангельске

09:23 11 ˚С Погода
18+

Горные лыжи на Красной Горке

Появится ли в Арктике новое место отдыха, а в Пинеге — туристический кластер и новые рабочие места?

Туризм Физкультура и спорт Пинега Красная горка Горные лыжи в архангельской области
16 февраля, 2022, 16:41

Горные лыжи на Красной Горке
Вид от Красногорского монастыря на реку Пинегу зимой.


В середине января по архангельским СМИ прошла новость о том, что новый резидент АЗРФ будет реализовывать крупный туристический инвестиционный проект в Пинежском районе Архангельской области. Проект планируется в посёлке Красная Горка на северо-востоке региона. На протяжении нескольких сотен лет там была монастырская обитель, в советский период -- интернат и дом престарелых, а в девяностых предпринималась попытка создать горнолыжную базу. 

Красная Горка считается одной из самых высоких точек Поморья. Здесь в руинированном состоянии до сих пор сохранились стены храма Красногорского мужского монастыря, построенного более трёхсот лет назад. 


 Руинированный каменный храм Красногорского монастыря зимой.


Виды и пейзажи с вершины гор впечатляют. Под Красной Горкой протекает река Пинега, впадающая через реки Кулой и Северная Двина в Белое море. Когда-то гора называлась Чёрной -- ровно до тех пор, пока сюда не пришли монахи и не превратили её в одну из живописных точек страны. Красная Горка находится в трёх часах езды до Архангельска, в десяти минутах езды от Пинеги и в нескольких километрах от другого туристического проекта – парка "Голубино". В посёлке проживают несколько десятков человек, имеется ФАП и мобильная связь. Во всём остальном это удалённая от цивилизации земля, для которой путь развития может быть только один – туристический. Наш корреспондент из Пинеги встретился с генеральным директором компании ООО "Красная Горка" Вячеславом Рудалёвым и обсудил существующие проекты, планы инвестора и особенности развития арктической горнолыжки.


 Вячеслав Рудалёв


Чем хороша Красная Горка

— Вячеслав, расскажите: как зародилась идея открытия горнолыжного курорта?

— Идея появилась очень давно, мы вынашивали её на протяжении долгих лет. Были попытки сделать небольшие проекты под Архангельском, потом это переехало в Косково, но большого развития не получило. Чтобы понять, как вся система горнолыжного курорта действует изнутри, я даже целый сезон проработал в Красной Поляне, изучая детали: подготовку трасс, внутреннее взаимодействие, спасательную службу, медслужбу, работу инструкторов, организацию и проведение мероприятий, обучение детей, горнолыжную школу. Идея проекта прорастала. Изначально я планировал реализовать её через какую-нибудь горнолыжную школу в районе Архангельска, но Красная Горка -- это такое место, которое просто идеально подходит для катания: хороший склон, красивые пейзажи, интересная история. Постепенно идея переродилась в туристический центр. Горнолыжный спуск -- это будет одна из важнейших опций туркомплекса, но мы планируем развивать и другие направления туризма.

— Анализировали ли вы опыт других арктических регионов по горнолыжному туризму? Большой Вудъявр, Хибины?

— Безусловно. Турпоток из Архангельской области в Кировск, где находятся все основные склоны Мурманской области, был достаточно большим. Но в последнее время есть серьёзные проблемы по транспортной доступности. Поезда ходят в странном режиме: раньше самолёт летал, сейчас и самолёта нет. Это первый минус для жителей региона. Второе -- это вопрос погодных условий и он не локальный, а общий для всех. Горнолыжный сезон в Мурманской области начинается достаточно рано, порой и в ноябре, но полярная ночь, ветра, метели вносят свой вклад. Фанатов это не остановит, но большинство людей всё-таки хотят кататься в более комфортных условиях. А это март и апрель. То есть для массового катания Кировск доступен только пару месяцев в году. В остальное время, приехав на неделю, четыре дня можно просидеть в квартире. Ну, и ещё один факт: отсутствие цивилизованного проживания. Жильё в Кировске -- это старые бабушкины квартиры, не внушающие оптимизма, не дающие эмоций, а турист едет за эмоциями. Что же до гостиниц, то либо их надо бронировать очень заранее, либо жить в тех, что не отвечают современному запросу. Горы там, безусловно, интересные. Кировск развивается, ставятся новые подъёмники, есть хороший большой ресторан наверху, но совокупность всего вышеописанного говорит сама за себя.

— Анализировали ли вы опыт горнолыжных проектов из других северных стран? Норвегия, Финляндия?

Работая над проектом "Красная Горка", я как раз вдохновлялся финским опытом. Мы объездили очень много финских курортов от очень маленьких до самых крупных. И что удивительно: даже маленькие курорты на несколько коттеджей постоянно работают, они постоянно загружены. Люди едут туда за атмосферой, за настроением праздника. Опять же возвращаясь к Кировску -- в Кировске нет атмосферы праздника, это промышленный и рабочий город. А людям хочется на отдыхе весёлой атмосферы, что в Финляндии создаётся с успехом. Поэтому мы выбрали для нашего проекта Красную Горку и лозунг "У счастья есть конкретное место". Ну и история с приватностью на финских курортах тоже показательная. Сейчас с распространением коронавируса, с изменением общественного сознания об отдыхе, приватность будет выступать на первый план. У финнов она образцовая, такую же сделаем и мы. Отдельные домики, минимум контакта с людьми, максимум онлайн-взаимодействия.


"Пинежский туристический кластер"

— Что бы вы ещё переняли в организации туркомплекса, помимо приватности и атмосферы праздника у наших финских соседей?

— Минимализм в размещении. Это должно быть комфортно, удобно и красиво, но не обязательно помпезно. Наши небольшие домики с панорамным остеклением, с лёгкой деревянной мебелью будут полностью соответствовать критерию минимализма. Общая площадь основного размещения -- 25 квадратных метров. Мы разместим тут и спальню, и кухню, и санузлы. Весь облик туркомплекса мы хотим выстроить именно в таком скандинавском стиле. У нас не будет привычного для Русского Севера деревенского вида. Этим мы будем отличаться, и этим мы будем дополнять туристические объекты на Пинежье, которые, например, развивает парк "Голубино".

— Как вы планируете взаимодействовать с парком "Голубино"? Конкуренты ли они для вас?

— Ни в коем случае. Более того, мы будем работать, чтобы объединиться с парком в единый туристический кластер, будем создавать на Пинежье дополнительную точку притяжения и взаимно усиливать друг друга. Мы будем вместе конкурировать на региональном и федеральном уровне. Это будет пинежский туристический кластер с привязкой к Пинеге. Из последней поездки в Голубино, пообщавшись с людьми, пообщавшись с экскурсоводами, я понял, что у жителей есть некая обида, некая боль от того, что районный центр в советское время перенесли в Карпогоры и Пинежский район объединили с Карпогорским, хотя веками до этого административный центр был в Пинеге. Создание туристического кластера даст Пинеге статус туристической столицы. Объединившись в туристический кластер с Голубином, мы можем помочь друг другу, помочь Пинеге стать более сильной точкой притяжения туристов не только из Архангельска, но и из других регионов. 

Возвращаясь к финскому опыту: там есть такая система, когда человек покупает единый ски-пасс (билет) сразу на два горнолыжных курорта: Рука и Пюхя. По этому билету туристы могут воспользоваться трассами обоих туркомплексов. Так же и мы с Голубином можем продавать какие-то совместные туры, где люди, которые едут в Голубино, могут покататься у нас, а те, кто едет к нам кататься, могут посетить турмаршруты Голубина.

— Каким вы видите вашего будущего клиента, кто это? Откуда?

— Я прогнозирую, что большинство -- это будут столичные жители из Москвы и Санкт-Петербурга, приезжающие на недельный тур или выходные. Это 60-70%. Остальные – жители Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, нашей региональной агломерации. Это будут семьи с детьми, молодые пары, дружные компании. В перспективе мы планируем организовывать соревнования, концерты живой музыки, фестивали, разные активности для молодежи. Ставим для себя цель – наполнить это место жизнью. Социальной составляющей нашего проекта станет открытие регионального центра «Лига Мечты» -- это всероссийская программа эффективной реабилитации и социализации людей с детским церебральным параличом, аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями зрения и другими ограниченными возможностями здоровья. Социализация и реабилитация происходит за счёт занятия горными лыжами, роллер-спортом и командными играми.


Время и деньги

— Чем вам приглянулась именно Красная Горка? Ведь здесь достаточно короткий склон и не очень большое время катания, если сравнивать с другими арктическими регионами. В прошлом году, например, уже в апреле снег сошёл.

— Сейчас длина склона, который мы уже можем использовать, -- это 380 метров. При этом у него очень большая ширина, начиная от территории РПЦ и далее на протяжении всей горы. Можно сделать несколько трасс. К тому же рельеф позволяет увеличить общую длину склона до километра. Что же до таяния снега, то существуют технологии по его накоплению, уплотнению на склонах, чтобы продлевать катание, даже когда на улице положительные температуры. Вообще, наш проект не ориентируется исключительно на горнолыжный спуск. Это первая и основная его часть. Но далее мы будем развиваться как по линии катания с гор, так и по другим направлениям.


  Красная Горка, апрель 2021 года. Снег почти сошёл.


— Расскажите, как и в какие сроки будет строиться туркомплекс? Что в нём будет?

— Первый этап реализации проекта рассчитан на три года. Строить мы будем поэтапно, в летнее время. Первая фаза начинается в текущем году -- это монтаж линий подъёмников в тестовом режиме, подготовка трасс, профилирование склона, установка пятнадцати четырёхместных индивидуальных домов для туристов, административного здания, монтаж сетей, коммуникаций, электрического отопления. В конце года мы планируем уже запустить работу. В следующем году ставим дополнительные дома для размещения, строим банный комплекс, общий хостел для более экономичного проживания и остальные общественные и административные здания. Всего на первом этапе будет создано более полутораста мест для размещения туристов. В нашем проекте используется концепция чистого горизонта. Все дома будут расположены в шахматном порядке на склоне, чтобы не перекрывать вид из окна, у всех индивидуальных мест размещения будет панорамный обзор. Коммуникации мы будем прокладывать под землей.

— Какой объём инвестиций вы планируете привлечь для реализации столь масштабного проекта? Это будут деньги инвесторов или заёмные средства?

— На первый этап потребуется порядка двухсот миллионов рублей. Это техника, строительство, закупка оборудования, здания, снаряжение для проката. Стоимость одного модульного дома из первых пятнадцати у нас выходит около 1,25 миллиона рублей. Около 19% от всех вложений -- это деньги инвесторов, 44,1% -- это заёмные средства, остальные 36,7% -- это свободный денежный поток после запуска курорта.

Нам выгодно использовать кредитные деньги, поскольку мы являемся резидентом Арктической зоны. Резидентам субсидируется процентная ставка на заёмные средства в размере 1,5 ключевой ставки, устанавливаемой Центральным банком России. На сегодня ключевая ставка ЦБ 8,5%, следовательно, мы можем получить от Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики субсидию на 12,75% от той ключевой ставки, которую нам предлагает банк. Максимально мы можем для себя её снизить до двух процентов.

— Насколько такой проект может быть финансово успешен? Есть ли у вас пессимистический сценарий? Считали ли вы финансовую модель?

— Финансовая модель – это первое, с чего мы начали работу по проекту. Нет никакого смысла заходить в проект, если мы не знаем, когда он начнёт приносить прибыль своим инвесторам. Срок окупаемости проекта -- четыре с половиной года. Чистая прибыль с 2025 года будет составлять более 60 миллионов в год. И это пессимистический сценарий, без учёта дополнительных источников получения прибыли, не учтённых в финансовой модели.

— Что вам дал статус резидента Арктической зоны? Какие льготы и преференции?

— В первую очередь, это льготы по налогообложению и снижению ставок по кредитам. Мы можем без всяких серых схем нанимать сотрудников по постоянному трудовому договору. По соглашению с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, мы должны создать, минимум, тридцать рабочих мест. Также нам предоставляется земля, Размещение объектов планируется на территории общей площадью около четырнадцати гектаров, как на заявленных резидентом Арктической зоны земельных участках, предоставляемых без торгов, так и на соседних участках – уже предоставленных в безвозмездное пользование по программе "Арктический гектар". Нам очень важно, чтобы все земельные участки были полностью официально оформлены и находились у нас, чтобы у инвесторов была уверенность в отсутствии каких-либо обременений. По нашим подсчётам, доля возврата инвестиций за счёт статуса резидента АЗРФ составит 26%, а это 52,5 миллиона рублей. Поэтому это значимый фактор, без которого, возможно, мы бы не решились на реализацию такого проекта.


Проблемы и риски

— Какие риски вы видите при реализации вашей масштабной задумки?

— Основные риски -- это дорога, это погодные условия. Когда начинается паводок, дорога закрывается, это может быть две недели. (Примечание: обычно дорога закрывается на срок около месяца, а иногда и дольше. - А.П.). Ну и, конечно же, мы учитываем ещё один основной риск -- это пандемия. Более того, мы его не просто учитываем, а используем. Наша концепция строится на сведении к минимуму личных контактов между гостями и персоналом. Люди бронируют всё онлайн, приезжают, у них в номере уже всё, что они заказали.

— В Арктике, увы, порой случаются сильные метели, перепады температур и обрывы линий. Сможете ли вы противостоять таким ситуациям, если на электрическую инфраструктуру, помимо освещения, работы систем подачи воды, онлайн-ресурсов, ещё ляжет электрическое отопление?

— Да, мы просчитывали этот фактор. Кроме того, мы планируем модернизацию электрических сетей в районе Красной Горки, а также в перспективе строительство котельной и перевод отопления всех домов на котельную.

— Чем туркомплекс будет привлекать туристов в то время, пока нет снега?

— Неважно, в какое время года приедут гости на Красную Горку – здесь всегда найдётся, что посмотреть и чем заняться! Это место знаменито своей уникальной природой. В лесах можно встретить редкие виды птиц и растений, диких животных. Туристический курорт даст возможность гостям посетить оленеводческий стан, питомник ездовых собак хаски. Здесь можно будет покататься на оленях и собаках. Они будут доступны круглогодично.

Лето на Красной Горке будет богато на активный отдых: рыбалка, сплав на рафтах и байдарках, пешие походы по заповедным местам, прогулки на горных велосипедах, походы на квадроциклах. Мы планируем разработать разнообразные программы, подходящие как для компании взрослых, так и для семей с маленькими детьми.


 Красная Горка, июль.


Кроме этого, мы хотим включиться в общероссийский тренд, когда команды IT-специалистов, работающих на удалёнке над общим проектом, раз или несколько раз в год выезжают для совместной деятельности в какое-то место. Работают, ведут мозговой штурм, общаются, обмениваются опытом. Для них выгоднее арендовать многофункциональное пространство где-то вдали от столиц, но со всей инфраструктурой, с интернетом. Таких проектов много, например, на Розе Хутор, где основным резидентом был Мегафон. Мы тоже сделаем что-то похожее.

— С кем бы из крупных IT-гигантов вы бы хотели войти в партнерство для реализации такого проекта?

— Ну, нам нужна хорошая связь (смеётся), поэтому кто-то из операторов МТС, Теле2, Мегафон, может быть, Ростелеком.

— Как вы планируете выстраивать взаимоотношения с местными жителями? Не ожидаете ли вы каких-либо сложностей, конфликтов, которые иногда случаются при развитии таких проектов?

— Наша цель – по максимуму привлекать местных жителей. Мы будем делать это, как трудоустраивая их, так и закупая продукцию местного производства, привлекая для туристических услуг и услуг проводников. Общественное пространство туркомплекса будет открытым, у нас будут детская и спортивная площадка, веревочный парк, доступный для всех желающих. Объекты для проживания туристов будут расположены на удалении от общественных пространств, и это не создаст дискомфорта для отдыха туристов. Мы планируем разработать программу льгот и скидок для местных жителей, которые захотят воспользоваться услугами комплекса. В будущем мы также планируем открыть горнолыжную школу для пинежских детей, чтобы готовить будущих спортсменов, которые, возможно, будут возвращаться на малую родину, чтобы в дальнейшем работать на нашем курорте.

— Вячеслав, это прекрасные идеи и начинания, желаем вам успеха в реализации проекта. Будет замечательно, если в Арктике появится ещё один успешный туристический проект.

— Спасибо за внимание к нашей работе!


Беседовал Алексей Павлов.

Фотографии Алисы Павловой (кроме фото В. Рудалёва).



далее в рубрике