Анна Шишигина: «Главное – не заблудиться в асинхронности и прочих дивных вещах»
Должна проводиться увязка законодательных актов по стратегическому планированию с национальными проектами и мастер-планами, считает эксперт ПОРА
Обновленный вектор развития страны, утвержденный указом президента России о национальных целях развития, детализирует фокус внимания государственного управления на ключевых вопросах социально-экономического развития: обеспечении устойчивой и динамичной экономики на основе технологического лидерства с сохранением экологического благополучия. Своим взглядом делится Анна Шишигина, ведущий научный сотрудник Арктического научно-исследовательского центра Республики Саха (Якутия).
«Когда внедряли безбарьерную среду, то за федеральные средства пандус к зданию нельзя было построить, на них его можно было только купить. И теперь главное – не заблудиться в асинхронности и прочих дивных вещах. Пока что мы не видим увязки законодательных актов по стратегическому планированию с национальными проектами, мастер-планами.
Стратегическое планирование на уровне муниципальных районов наиболее проблематично, поскольку цели и задачи, как правило, выходят за пределы муниципальных полномочий, а вопросы прогнозирования показателей непременно сталкиваются с отсутствием статистической пространственной детализации по целому ряду показателей достижения национальных целей до уровня муниципалитетов.
При этом стратегическое планирование призвано базироваться на ряде принципов, в том числе единства и целостности, разграничения полномочий, и, что особенно важно, на принципе измеряемости, то есть должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей социально-экономического развития с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе стратегического планирования.
В арктических районах Республики Саха (Якутия) основная причина сокращения численности населения – миграционная убыль. По данным опросов, отток, главным образом, происходит по причинам напряженности на рынке труда, неразвитости социальной инфраструктуры и изменений жизненных предпочтений населения. Побуждают к переменам места жительства вопросы, связанные с образованием детей, желанием иметь более высокое качество жизни.
Практически все проблемы в региональной арктической зоне связаны с неразвитостью транспортной инфраструктуры, отсутствием круглогодичного соединения с центральной Якутией: арктические районы не имеют внутрирайонных и межрайонных круглогодичных наземных автодорог. Между тем, экспертные оценки демонстрируют в целом позитивный настрой жителей и, несмотря на наличие острейших проблем, большинство связывает устойчивое социально-экономическое развитие арктических районов, в первую очередь, с развитием традиционных видов деятельности – оленеводством, охотой, рыболовством, а также развитием промышленности, строительством новых социальных и инфраструктурных объектов».
Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:
- Сахамин Афанасьев – о реализации нацпроекта «Экология» в Якутии
- Елена Воронина: нацпроекты нужно увязывать с региональными программами социально-экономического развития
- Сергей Никоноров – о достижении национальной цели «Экологическое благополучие» применительно к АЗРФ
- Анна Ридигер – необходимо расширить площади ООПТ в Арктической зоне
- Вероника Тарбаева – о предложениях в области обращения с отходами в АЗРФ
- Сергей Тяглов – о «зеленой» экономике в контексте реализации нацпроекта «Экология»
Читайте также:
- Национальные проекты в Арктике: успехи и сложности. На заседании дискуссионного клуба ПОРА эксперты обсудили реализацию нацпроектов в Арктической зоне
- Николай Доронин: директоры заповедников предложили разработать федеральную целевую программу по развитию ООПТ в Арктике