Белый медведь в жизни народов Чукотки

6 Октября, 2020 | 11:08
Белый медведь в жизни народов Чукотки
Автор фото Сергей Горшков, GeoPhoto.ru


Добыча млекопитающих на просторах Крайнего севера – распространённое и привычное явление для народов, проживающих в этой части планеты. Но существует ряд ограничений, которые они старались соблюдать. В данной статье речь пойдёт о белом медведе, о его добыче коренными жителями Чукотки, когда охота на зверя была разрешена. С давних времён они добывали себе белых медведей для пропитания и жизни: мясо, жир, иногда кровь использовали в пищу, а шкуры, черепа и зубы – в быту и на изготовление художественных изделий. При этом существовало много традиций и легенд, связанных с добычей животного. О них подробно написал в изданной в 2017 г. книге талантливый морской охотник из села Ванкарем Владилен Кавры (1966-2016 гг.). В книгу вошли легенды, сказки, фольклор, обряды и ритуалы, связанные с белым медведем, традиционные меры предосторожности при встрече человека со зверем. О них в разное время рассказывали ему старожилы Чукотки. Ниже упомянуты только некоторые из них.

Добывать не более одного белого медведя за два года разрешалось с позволения старшего в семье или в семейном клане, относящемся к медвежьему роду. Учитывались различные факторы: использование духов-хранителей семьи, традиционные нужды, сны, поведение медведя, наличие в семье больных родственников или беременных женщин, маленьких детей. В основном, добывать мог охотник, достигший 25 лет, и только после создания семьи и рождения детей, которым на момент охоты могло исполниться 5-6 лет. Если добыча велась коллективно, то туша отходила тому, кто первый заметил медведя или его берлогу.

Среди коренных народов Чукотки имеются также семьи, которые не относятся к медвежьему роду. У них существуют несколько другие правила. Так, например, в таких семьях предпочитали добывать только убегающих медведей, в то время как семьи, относящихся к медвежьему роду, могли добывать медведей, пришедших к жилищу или спящих возле него. Таким образом, члены таких семей старались не только добыть себе пищу, но и уберечься от нападения хищников. Приведенные ниже отдельные ритуалы призваны показать, как коренные жители Чукотки издавна старались поддерживать традиции по отношению к белому медведю.

Момент добычи хищника. При добыче применялось особое копьё, и действия должны были быть быстрые и ловкие. От того, где были нанесены ранения и в какую сторону падал медведь при смерти, зависели дальнейшие ритуалы над животным. Считалось, что в покойном животном мог быть дух родственника или человека из другого клана.

Ритуал на месте добычи. Охотники не должны были показывать радость. Поблагодарив животное, предварительно надев на левую руку правую рукавицу, приступали к разделке туши, при этом надо было отобрать кусочки разных органов, которыми следовало покормить духов и воронов в знак благодарности. Затем забирали всё необходимое и уезжали в своё поселение, оставив на месте только печень – она не пригодна для пищи.

Ритуалы в поселении. В поселении также не должны были показывать радость. В начале проводили ритуалы-опросы, выясняя, чья душа воплотилась в теле данного медведя. Затем проводился членами семьи, из которой мог быть дух, ритуал успокоения души, после которого дух медведя становился духом-хранителем семьи.

Захоронение черепа белого медведя. На третий день съезжались родственники и всем кланом и поселением ехали на захоронение черепа. Везли на нартах, запряжённых оленем. Оленя впоследствии закалывали. Малолетние дети не участвовали в ритуале захоронения, их привязывали к жилищу во избежание переселения духа в их тела. Перед уходом с места захоронения проводили ритуал, отрезающий духу дорогу назад, и ритуал очищения. После этого следовал завершающий ритуал на случай, если дух медведя всё-таки прицепился к человеку.

Период ожидания переселения духа-хранителя к белому медведю или человеку. Считалось, что дух охранял семейный клан в течение 2-3 лет. За это время хранитель должен был очиститься от негатива перед следующим воплощением. Он воплощался при рождении ребёнка или при тяжёлой болезни члена семьи. Если дух-хранитель не использовался, то перерождался в родившегося дальнего родственника или медвежонка. Члены семьи периодически угощали духа мясом, птицей и др.

Коренные народы Чукотки используют шкуру, мясо и жир добытого белого медведя только в традиционных нуждах. Первые три дня после добычи мясо и жир активно поедались, а после захоронения черепа оставшееся раздавалось жителям поселения. Жир также использовался как средство от обморожения и давал свет. Впрок никогда не заготавливали, так как мясо и жир быстро окислялись. Из шкуры медведя шили одежду, обувь, использовали для изготовления нарт, так как она была наиболее ноской. Также кусочки шкур могли использовать в различных ритуалах. Традиции соблюдались в течение многих веков. Тем не менее, со временем потребовались некоторые ограничения, так как популяция белых медведей начала сокращаться.

До введения в России запрета на добычу белых медведей (1956 г.) сокращение их численности повсеместно отмечалось в регионах, где зверь раньше регулярно и в значительном числе наблюдался. Это произошло потому, что белых медведей добывали не только коренные жители, но и на промысловых судах, занимающихся добычей морских млекопитающих. Пресс добычи зверя особенно заметно возрос в первой половине двадцатого века. Медведей добывали на метеостанциях, рыбопромысловых базах, в лагерях экспедиций. Проанализировав данные по добыче белых медведей, известный российский учёный С.М. Успенский отметил, что с начала XVIII века было убито и поймано более 150 000 белых медведей. Около 60 – 65% было добыто в западных областях Баренцева моря, включая Шпицберген, 20 – 25% - в Чукотском море, и только 10–20% в море Лаптевых, Карском, Беринговом и Восточно-Сибирском морях.

Ситуация существенно начала меняться только с середины XX века: 21 ноября 1956 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О мерах охраны животных Арктики», в соответствии с которым с 1957 г. был установлен полный запрет охоты на белого медведя в пределах Российской Федерации. Постановление распространялось и на коренное население Чукотки, которое в результате утратило право легально добывать белого медведя для своих нужд. Также в данном постановлении были введены ограничения по добыче моржей, отстрелу северных оленей, птиц на птичьих базарах и на колониях гаги.

В дальнейшем отстрелы белых медведей можно было проводить только в исключительных случаях, когда возникала угроза жизни человека. Для этого требовалось получение специального разрешения от уполномоченного государственного органа. Однако этот запрет и требования не всегда соблюдались, и те лица, кто нарушали их, предпочитали умолчать о браконьерстве во избежание уплаты штрафов. Коренным жителям Чукотки было особенно трудно следовать запрету на добычу белых медведей. Но до 1990-х гг. большой надобности в добыче белого медведя не было, так как всё чаще в прибрежных посёлках появлялись магазины с необходимыми продуктами или же заготавливалось мясо других животных.

В 1990-х гг. ситуация вновь начала меняться. В условиях дефицита продуктов питания, оружия, боеприпасов, транспортных средств и денег на их приобретение пресс нелегальной добычи белых медведей, особенно на Чукотке, заметно возрос. Из-за начавшегося сокращения ледяного покрова в арктических морях в летне-осенний период хищники стали всё чаще выходить на побережье и посещать сёла в поисках корма. Медведей отстреливали как в целях защиты жизни человека, так и для пропитания. Но нередки были и случаи, когда шкура зверя нелегально продавалась. Об этом, в частности, свидетельствовали довольно частые предложения в интернете.

В июне 2010 г. в Анкоридже (Аляска) во время заседания Российско-Американской комиссии по белому медведю, созданной в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя, было рекомендовано введение квоты на добычу белого медведя коренными народами Чукотки и Аляски. Данное Соглашение впервые за 55 лет позволяло в России легально добывать белых медведей данной популяции при условии, что добыча не наносит ей ущерба. Но рекомендации Российско-Американской комиссии по белому медведю пока не реализованы. На Аляске коренное население продолжает добывать белых медведей, согласно Закону о морских млекопитающих 1972 г., который разрешает им добывать это животное практически без каких-либо ограничений. В России пока действует мораторий на добычу белых медведей указанной популяции.

Белых медведей легально добывают коренные жители Канады, Гренландии и Аляски. Ежегодно в среднем добывается до 500-600 животных. Вместе с тем, в Канаде белого медведя может добыть и не представитель коренного населения. Для этого владелец лицензии обязан сопровождать его на собачьей упряжке.

По мнению многих экспертов по белому медведю, в текущем столетии будет происходить снижение общей численности вида, главным образом, из-за потери основной среды обитания – ледового покрова. В 2019 г. Группа специалистов по белому медведю Международного союза охраны природы отметила, что численность четырёх субпопуляций, вероятно, снижается (в южной и западной частях Гудзонова залива, южной и северной частях моря Бофорта), две субпопуляции являются устойчивыми или отчасти стабильными (бассейн Фокса, залив Бутия). Возможно, увеличилась субпопуляция канала МакКлинток: данных по двенадцати субпопляциям недостаточно, чтобы оценить их состояние. Следует отметить, что субпопуляция канала МакКлинток, как полагают, все ещё восстанавливается после активной добычи, так как ранее она была сокращена с примерно девятисот до чуть более чем трёхсот медведей.

Стратегические задачи по сохранению белого медведя определены в Циркумполярном плане действий, принятом странами ареала белого медведя в 2015 г. в Илулиссате, Гренландия. Одна из приоритетных задач – активизировать исследования и мониторинг всех субпопуляций белого медведя и предпринимать необходимые меры на национальном и региональном уровнях по защите зверя и его местообитаний, чтобы мировая популяция белых медведей сохранялась для будущих поколений. В России разработана дорожная карта по белому медведю, в которой прописан комплекс мероприятий по сохранению белого медведя; одно из важнейших – активизация Стратегии по сохранению белого медведя на период 2020-2030 гг. Если Стратегия будет успешно реализовываться, появится надежда, что сбудется пожелание Владилена Кавры потомкам, что «…природа и человек едины и должны сосуществовать как одно целое» и что белый медведь переживёт трудные времена. Нельзя не сказать и о другом его пожелании. Суть в том, что многовековой жизненный природный опыт и традиции коренных жителей Чукотки, связанные с белым медведем и другими животными, которых они почитали и рачительно использовали, постепенно уходят в прошлое. Но если люди глубоко осознают это, начнут по крохам воссоздавать и внедрять в души людей, особенно молодого поколения, традиции, дух и культуру предков, не исключено, что со временем природная вера вернётся к людям и будет им помогать.

Автор: Д.А. Чернышова.


Источники

1.     Кавры В.И. Род белого медведя. Белый медведь в культуре коренных жителей Чукотки. – СПб., 2017 – 96 с.

2.     Кочнев А., Здор Э. Добыча и использование белого медведя на Чукотке: Результаты исследований 1999–2012 гг. — М.: Пи Квадрат, 2014. — 148 с. илл.

3.     Kochnev A.A. 2006. Research on polar bear autumn aggregations on Chukotka, 1989–2004 // Pp. 157–165, In: Aars J., Lunn N.J., Derocher A.E. (eds). Polar bears Proceedings of the 14th Working Meeting of the IUCN/ SSC Polar Bear Specialist Group) — IUCN Species Surv. Comm. Occas. Pap. № 32, 2006, P. 1–189.

4.     Электронный ресурс WWF: статья «Добыча белых медведей коренными народами Чукотки». https://wwf.ru/about/positions/dobycha-belykh-medvedey-korennymi-narodami-chukotki/

5.     Стирлинг Я. Белые медведи: естественная история исчезающего вида / Ян Стирлинг [пер. англ. яз.] – Казань: Изд-во ≪Заман≫, 2016. – С. 266 – 272.

6.     A CITES risk assessment for polar bear (Ursus maritimus). Scientific Opinion of the Panel on alien organisms and trade in endangered species (CITES) of the Norwegian Scientific Committee for Food and Environment VKM Report 2020: 06.

 

 


далее в рубрике