"У собак определённо есть то, что мы называем душой"

5 Октября, 2020 | 11:13
"У собак определённо есть то, что мы называем душой"
Самоедская лайка.


Слова, вынесенные в название статьи, принадлежат известному полярному исследователю Руалю Амундсену, человеку, который прекрасно знал цену каждой собаке в упряжке.

Когда речь заходит о ездовых собаках, нам сразу же представляется ледяная пустыня, по которой бодро несётся упряжка необычайно добрых маленьких «меховых лошадок» с радостными мордочками. Однако, нужно помнить, что эти собаки специально выведены для жизни в суровых условиях Крайнего Севера, их судьба связана с тяжёлым физическим трудом, выживанием в экстремальных ситуациях, потому они должны быть сильными, выносливыми, отличаться доверием и любовью к человеку.

Собака – древнейшее из домашних животных. На Крайнем Севере в течение многих веков собака была единственным домашним животным и использовалась как при охоте, так и в транспортных перевозках. Домашний северный олень появился значительно позже, когда материальная культура северных народов стояла уже на достаточно высокой ступени развития.

Древним центром возникновения ездового собаководства было побережье северо-восточной Азии: районы Камчатки, Чукотки, Якутии, а также Северной Америки. Из этих районов культура ездового собаководства распространилась по всей полярной области.

В тундрах арктической зоны иметь возможность двигаться – значит иметь возможность существовать. Кто лишён возможности двигаться -- тот обречён на смерть. Ездовое собаководство – самобытное достижение культуры народов Севера, созданное ими в борьбе с суровой арктической природой, в процессе проникновения из таёжных районов в тундровые и на арктическое побережье. Огромная протяжённость пространств Крайнего Севера, малочисленность и разбросанность населения, зависимость успеха промыслов зверя и рыбы, а следовательно, самого существования человека от возможности преодоления этих пространств, покрытых снегом и льдом.

Неудивительно что в мифологии и фольклоре северных народов собака имеет большое значение, являясь в ряде случаев священным животным: а в быту она расценивалась и расценивается весьма высоко и нередко приравнивалась к ценности человеческой жизни. Этнограф Кнуд Расмуссен, описывая быт североамериканских эскимосов, отмечал у них наличие огнестрельного оружия, биноклей, консервов, и иногда даже патефонов, записывал и истории следующего содержания: «Он давно остался бы одиноким, так как его первая жена умерла много лет назад, но он женился на своей приёмной дочери и выменял себе ребёнка на одну из своих собак».

Изучая историю исследовательских экспедиций в Арктику и Антарктику за XVIII – первую половину ХХ веков, легко убедиться, что успех многих из них был результатом широкого и умелого применения ездовых собак как главного средства передвижения по суше и по льду. И наоборот, неудача и даже гибель ряда экспедиций была следствием пренебрежения этим испытанным полярным транспортом. Исследователи XVIII века, совершившие величайшие географические открытия в полярной зоне, опирались на собачий транспорт. Стерлегов, Челюскин, Прончищев, братья Лаптевы и многие другие широко использовали ездовых собак. Благодаря этим экспедициям были нанесены на карту северные берега нашего материка. Совершённая позже экспедиция Врангеля использовала в своей работе несколько сотен ездовых собак.

Фритьоф Нансен, подготовливая свою знаменитую экспедицию, учёл богатейший опыт русских полярников и обеспечил себя ездовыми собаками из низовьев Оби и Енисея. А немного позже, 6 апреля 1909 года собачьи упряжки донесли полярного исследователя Роберта Пири до Северного полюса.

Нельзя не отметить многочисленные экспедиции датского полярного исследователя Кнуда Расмуссена, основанные в основном на применении собачьих упряжек. В своей замечательной книге «Великий санный путь» он пишет: 

«Медленно пробирались мы вперёд непроложенными путями и всюду пополняли свои знания… И я от всего сердца возблагодарил судьбу, позволившую мне родиться, когда полярные экспедиции на санях с собачьей упряжкой ещё не считаются отжившими свой век… Я вновь отчётливо увидел перед собой узкий след санных полозьев на белом снегу. И меня охватывает горячее чувство благодарности нашим терпеливым, неприхотливым собакам».

Происхождение современных пород ездовых собак уходит в глубокую древность, к заре каменного века. Их непосредственным предком учёные считают ископаемую форму древней домашней собаки, так называемую собаку Иностранцева, останки которой впервые были обнаружены в районе Ладожского озера. Происхождение ездовых собак от древних северных волков в значительной степени объясняет их высокую приспосабливаемость к арктическим условиям.

В настоящее время выделяется несколько пород северных ездовых собак. Согласно единому классификатору пород собак, принятому Международной федерацией кинологов (FCI), ездовые псы относятся к списку северных и примитивных (аборигенных). Породное разнообразие, утверждённое этой организацией, не является исчерпывающим, так как из ныне существующих разновидностей ездовых собак официально признаны не все. К числу животных, учтённых FCI, относятся:

·        Аляскинский маламут:

Аляскинский маламут.jpg

·        Гренландсхунд (Гренландская ездовая собака):

Гренландская ездовая собака.jpg

·        Сибирский хаски:

Сибирский хаски.jpg

·        Самоедская лайка (см. фото заставки).

Наиболее интересны в нашем случае две последние породы, так как появились они на территории нашей страны. И если у народов Восточной Сибири собачьи упряжки предшествовали оленьим, то на Западе ситуация была прямо противоположной. В конце XIX века собачьими упряжками пользовалась небольшая часть ненцев на Новой земле, острове Вайгач, в Большеземельской тундре (главным образом в районе Югорского Шара) и старожильческое русское население.

Собачьим транспортом пользовались в основном безоленные ненцы – охотники, промышленники морского зверя и рыбаки. Ненцы-оленеводы использовали в качестве транспорта только оленей.

Для ненцев была характерна запряжка собак веером. Нарты, в которые запрягались собаки, по конструкции однотипны с оленьими нартами (сиденье, укреплённое на трёх-четырёх косо поставленных копыльях, высоко загнутый полоз, скрепление частей с помощью шипов). Обычно они отличались лишь меньшими размерами, большей лёгкостью.

Упряжь, бытовавшая у ненцев, представляла собой следующее. К передку саней прикреплялся ремень, вырезанный из шкуры морского зайца. Ремень или привязывался в нескольких местах к передней перекладине, или пропускался через несколько колец, привязанных к передку саней. Каждая подобранная по силе и выносливости собака имела общую постромку, свободно ходящую в подвижной петле на ремне у саней. К концам постромки привязывались широкие кожаные лямки, надевавшиеся собаке не грудь через одно плечо. Постромка проходила вдоль левого бока правой собаки каждой пары и вдоль правого бока левой. Ввиду того, что при таком способе запряжки собака тянула одним боком, во время длинных переездов собак в парах обычно меняли местами.

Упряжь

Кроме постромок, все собаки соединялись между собой при помощи длинного ремня или цепи с привязанными к ней по числу собак ошейниками. Описанный способ запряжки обеспечивал большую подвижность собак, предохранявшую их от излишней затраты сил при поворотах и езде по неровной дороге.

Типы упряжи

Более ранним является тип упряжи, описанный в статье М.Г. Левина, при котором лямка в виде пояса одевалась собаке на брюхо, таким образом, она тянула нарты тазом. О таком способе запряжки писал А. Миддендорф

«В Западной Сибири всех неприятно поражает способ упряжки. Собаки тянут там сани не грудью, как на восток от Лены, а тазом, то есть перед подвздошной костью через спину протянут мягкий в виде хомута пояс, который идёт через подвздохи и на животе смыкается в хомутное кольцо, а между задними ногами проходит бечёвка, которая в этом месте обматывается чем-нибудь мягким, чтобы не растирать ног».

На корм собакам шли продукты морского зверобойного промысла, вяленая рыба, иногда специально приготавливаемая болтушка из муки. Зимой они получали до 1,5 кг мяса в день. Летом кормёжка бывала обычно крайне нерегулярной.

Основное назначение ездовой собаки во всех районах её распространения – тянуть по зимнему снежному пути нарту с грузом. При этом ездовая собака в большинстве случаев работает при сравнительно глубоком снежном покрове, часто на льду, в условиях сурового арктического климата, при низких температурах, доходящих иногда до -60, при сильных пронизывающих ветрах, часто при наличии под снегом воды.

В этих тяжёлых условиях собака должна нести большую нагрузку. Средняя нагрузка на одну собаку в нарте при перевозке грузов определяется в 40 – 50 килограмм при скорости движения 6 – 7 километров в час и при общем дневном пробеге 70 – 80 километров на расстояния часто в 300 – 500 километров без длительного отдыха.

При лёгкой скоростной езде собака может пройти до 150 – 200 километров за сутки.

Таким образом, основные требования, предъявляемые к ездовой собаке: физическая (тягловая) сила, выносливость, скорость бега и высокая степень приспосабливаемости к арктическим условиям -- то есть способность легко переносить климат Крайнего Севера, хорошо работать при низких температурах и сильных ветрах; сохранять работоспособность при кормлении один раз в сутки, при недостаточном питании и даже голодании; высокий процент усвояемости корма; способность быстро восстанавливать тело после голодовок; питание мороженым кормом и т.д.


«Воспользовавшись сутолокой, воцарившейся при смене упряжек, они оставили позади добрую половину гонщиков. Когда нарты вынесли их на широкую грудь Юкона, впереди шло не более тридцати упряжек. Здесь можно было помериться силами». 

Так Джек Лондон в рассказе «Дочь северного сияния» описал гонки на собачьих упряжках.

Далеко не каждый вид кинологического спорта имеет такое напряжение, как гонки на собачьих упряжках. Появившись в Северной Америке в качестве развлечения в среде профессиональных погонщиков (каюров), такие состязания сегодня собирают миллионы поклонников.

Впервые гонки на собачьих упряжках были упомянуты в 1850 году – путешественники состязались на дороге между городами Сент-Пол (США) и Виннипег (Канада). Другое зафиксированное свидетельство о подобных соревнованиях относится к 1886 году, когда они были проведены в рамках Зимнего Карнавала в том же Сент-Поле.

Однако подлинное зарождение ездового спорта произошло во времена «золотой лихорадки» на канадском Юконе и американской Аляске. Тысячи искателей наводнили регион в поисках драгоценного металла, и на заснеженных просторах собачьи упряжки стали наиболее эффективным средством передвижения на большие расстояния. Сформировался класс профессиональных погонщиков (каюров), доставлявших припасы на отдалённые прииски. Конкуренция между искателями также способствовала росту соревновательного духа.

Центром развития гонок на собачьих упряжках стал американский город Ном на Аляске. Именно здесь в 1907 году прошли первые полноценные спортивные соревнования по ездовому спорту под названием All Alaska Sweepstakes (Всеаляскинский тотализатор). В организации состязаний большую роль сыграл каюр шотландского происхождения Александр Аллан, известный также как Скотти Аллан. Другим известным погонщиком в Номе станет Леонард Сеппала – впоследствии серебряный призёр гонок, прошедших в рамках III Зимней Олимпиады в Лейк-Плейсиде в 1932 году.

Популяризации ездового спорта во многом способствовала история Балто – вожака упряжки, которая доставила сыворотку от дифтерии в поражённый эпидемией Ном в 1925 году. История пса-хаски, который помог каюру Гуннара Каасена найти путь в снежной метели, получила огромный резонанс в СМИ. Упряжка совершила несколько турне по всему США, а сам Балто стал национальным героем – в Нью-Йорке ему был установлен памятник. В память об этой Гонке милосердия в Номе стали регулярно проводиться состязания, привлекающие множество поклонников как ездового спорта вообще, так и истории о героическом псе в частности. [Малоизвестно, что в действительности большую часть пути упряжка проделала с другим вожаком -- псом Того.]

Хотя первоначально ездовой спорт на собачьих упряжках был популярен в Северной Америке, со временем он стал завоёвывать поклонников и в других странах. Первым из европейских государств, где появились свои профессиональные состязания, стала Норвегия. На прошедших в 1952 году Олимпийских Играх в Осло ездовой спорт был представлен в виде демонстрационных состязаний. Постепенно свои соревнования стали проводиться в Австрии, Франции, Швейцарии и других европейских странах. Уже в 70-х годах ХХ века практически по всей Европе были зарегистрированы клубы любителей гонок на собачьих упряжках.

Важным этапом стало создание в 1983 году Европейской ассоциации ездового спорта (ESDRA), под эгидой которой сегодня проходят Чемпионат и Кубок Европы среди 22 стран. В 1992-м году национальные федерации ездового спорта со всех пяти континентов объединились в Международную федерацию (IFSS), проводящую Кубок и Чемпионат мира, а также представляющую гонки на упряжках в Олимпийском комитете. Сейчас ездовой спорт объединяет более 5000 спортсменов по всему миру, от США и Канады до ЮАР, Японии, Южной Кореи и Австралии.

С глубокой древности и до наших времён ездовые собаки были незаменимыми помощниками жителям Крайнего Севера. Их место так и не смогли полноценно занять олени, лошади и техника.

В современной жизни многие ездовые собаки становятся собаками-компаньонами. Это связано, в-первую очередь, с особенностями их выведения. Такие собаки должны были одинаково хорошо слушаться не только хозяина, но и разных каюров, порой совершенно незнакомых людей. На протяжении многих столетий отбирались собаки, не проявляющие агрессии к человеку. Во-вторых, природное изобилие энергии и любознательности требует от такой собаки постоянной деятельности, игры.

Во многих странах открываются фермы, клубы и другие организации, посетив которые, можно пообщаться с этими замечательными животными. Часто ездовых собак, благодаря их характеру и внешним данным, берут в качестве домашних животных. Однако, жизнь с такой собакой дома -- нелёгкий труд и требует значительной дисциплинированности, ответственности и терпения. Но если удаётся сделать жизнь собаки комфортной, то она дарит множество незабываемых эмоций.

Собачья упряжка.jpg

Автор: Д.С. Вишняков, историк.   


Источники:

Ездовой спорт / URL: https://dogtricks.ru/sport/ezdovoj-sport

Ездовые собаки / URL: https://pets-expert.ru/ezdovye-sobaki/#i-16

Историко-этнографический атлас Сибири. – М. – Л.: Издательство АН СССР, 1961.

Лондон Дж. Любовь к жизни: рассказы. – СПб., Азбука, 2018.

Расмуссен К. Великий санный путь. – Иркутск, 1987.

Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. – М. – Л.: «Наука», 1966.

Шерешевский Э.И., Петряев П.А., Голубев В.Г. Ездовое собаководство. – М. – Л.: Издательство Главсевморпути, 1946.

 

 

 

далее в рубрике