Сауна: дым, жар, пар, смех, страх, раскаянье и очищение в Финляндии и не только

Культура и искусство
Валерий Кондаков
3 Мая, 2021 | 06:18
Сауна: дым, жар, пар, смех, страх, раскаянье и очищение в Финляндии и не только
Сауна. 1804 год. Гравюра. Художник Джузеппе Ачерби.

Если формулой северной русской идиллии (с легкой руки Александра Шаганова) считается: «баня, водка, гармонь и лосось», то у финских народов на первом месте будет сауна. Именно она представляет Финляндию в Списке нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. В сауне не просто парились и мылись, коптили мясо и готовили солод для пива, но также рожали и омывали покойников, поэтому это не только место для проведения гигиенических процедур, но и сакральная территория общения и очищения.


В сауне. 1925 год. Художник Пекка Халонен. Источник: Wikimedia Commons

Сауна как повседневное

У славян, особенно живущих на севере, важнейшее место в жизни занимает баня, у северных германцев – басту, а у финских народов – сауна. До XX в. (в некоторых северных деревнях и до настоящего времени) большинство саун и бань топили по-черному, когда дым расходился по помещению, нагревая его, а потом уходил через специальное отверстие или дверь. Разницы между русской баней, сауной и басту практически не было, в отличие от восточных хаммама и фурако. Бани (сауны) по-белому (с дымоходом, когда дым не попадает внутрь) появились на Севере около XVIII в. и постепенно практически вытеснили бани (сауны) по-черному.


Сауна по-черному без дымохода и предбанника. Источник: SM / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

Важнейшей частью сауны (как и бани, и басту) является каменка, на которую льют воду для образования пара, и в зависимости от способа нагрева камней, сауны делятся на дровяные, газовые, электрические и прочие. В русской бане, как правило, каменка закрыта и нужно открыть дверцу, чтобы плеснуть воды, поэтому пар получается «легким», а эффект – более длительным. В сауне, как правило, каменка открыта и ее поливают водой, которая моментально испаряется, давая быстрый эффект, при этом мало увлажняя воздух.

Постепенно наряду с семейными саунами, построенными возле домохозяйств, стали появляться общественные: например, на территории Российской империи в 1904 году в Свеаборге была построена сауна, которая и сейчас остается самой большой из отапливаемых дровами.


mhpshmpqy.jpeg

Сауна в Хельсинки в 1913 году. Источник: Wikimedia Commons

В современной русской традиции парения считается, что в банной парилке тело подвергается воздействию высокой температуры и большой влажности, а в финской сауне – только сухого горячего воздуха. В России не рекомендуют каменку финской сауны поливать водой и хлестать распаренные тела вениками из веток березы, дуба или другого дерева. Для всего этого есть русская баня. Однако в самой Финляндии и в других частях мира (со своими локальными особенностями) понятия сауны и бани практически тождественны.


SAUNA-HISTORY-768x496.jpg

В сауне. Источник: el-directorio.org

Сауна как сакральное

Традиционно помещение сауны использовали не только для омовения тела. Жар помогал коже восстановиться от низких температур и воздействия насекомых, убивал микробов, поэтому в этом стерильном помещении происходили важнейшие события: рождение, омовение перед свадьбой и похоронами, заключение договоров.


25_big_13515763948.jpeg

Нечистая (или уже чистая) сила в парилке. Из открытых источников

Сам ритуал очищения тела был составной частью различных обрядов инициации: пар и вода очищали не только тело, но и душу. Часто в фильмах о Средневековье посещение сауны (басту, бани) является важнейшим событием, объединяющим как в «Хагбарде и Сигне» или разделяющем как в «Тени ворона» и «Девичьем источнике» (1960 год, режиссер Ингмар Бергман) героев.

Перед посещением сауны часто снимали нательные кресты, там гадали и заговаривали, там жил эльф сауны (фин. – Saunatonttu) – в основном, доброе существо, которое, впрочем, могло разозлиться, если не соблюдать определённые правила. По русским поверьям, в бане живет банник, который обжигает кипятком, кидается камнями, а может и запарить до смерти тех, кто нарушает запреты.


unnamed.jpg

Русский и швед на финских землях. Кадр из фильма «Сауна».


Сауна как чистилище

Такая важная часть жизни финнов, как сауна, не могла не найти отражение в национальном кинематографе. В 2008 году в прокат вышел фильм «Сауна» режиссера Антти-Юсси Аннила, который уже был известен кинокартиной в жанре евроуся «Воин Севера». По сюжету фильма в 1595 году закончилась очередная русско-шведская война, и представители двух стран занимаются размежеванием территории и переприсягой местных жителей при установке новой границы. Два брата Эрик и Кнут – финляндские шведы представляют Швецию, а Семенский, Рогозин (иногда Рогожин) и капитан Муско – Русское царство.


Братья. Кадр из фильма «Сауна».

Эрик воюет с 16-ти лет, на его совести 73 смерти, Кнут, напротив, мирный географ, которому уже предложили место в шведском университете. Обезумевший от крови Эрик ненавидит местных карелов, считая их предателями: он убивает их, если находит православные иконы или догадывается, что их спрятали. В начале фильма Эрик закалывает православного карела, а его дочь оставляет в подвале, и с этого момента пробуждается древний дух.


Сауна. Кадр из фильма «Сауна».

Русские и шведы, следуя по границе, находят в центре огромного болота деревню, построенную возле древней сауны. Местные жители пришли сюда, убегая от войны, и нашли древний православный монастырь без монахов. Из найденных книг стало известно, что монахи нашли сауну и построили возле нее монастырь и что она сводит людей с ума, медленно забирая их одного за другим. При этом, по легенде, забирая жизни, сауна очищает, дарует отпущение грехов.


Кадр из фильма «Сауна».

Фильм полон анахронизмов (военная форма и русские книги значительно более поздних времен) и «клюквы» в виде печатки с православным крестом и рассказа о том, как Иван Рогозин донес на свою мать-ведьму. Тем не менее, отлично нагнетаемая атмосфера страха на фоне чудовищно-прекрасных северных болот делает этот фильм ужасов с элементами фолк-хоррора зрелищным и увлекательным.

Деревня посередине болота служит аллегорией Финляндии, которую постоянно пытались поделить Швеция и Россия; а сауна – это местный портал в потусторонний мир. В итоге сауна поглощает членов русско-шведской комиссии, и они не завершают свою миссию, да и в реальности Тявзинский мирный договор 1595 года не был ратифицирован русской стороной до заключения в 1609 году в Выборге нового соглашения между Швецией и Россией. Притеснения шведами местного населения, показанные в фильме, привели к Дубинной войне – антифеодальному, антишведскому восстанию.


Постер фильма «В парилке жизни». Из открытых источников

Сауна как исповедальня

В 2010 году в прокат вышел фильм «В парилке жизни» (фин. – «Miesten vuoro», англ. – «Steam of Life»; режиссеры Йонас Бергхалл и Мика Хотакайнен). Он представляет собой множество разрозненных сцен, в которых мужчины парятся с вениками, моются, пьют пиво и, главное, рефлексируют над своим прошлым. В парилке не спеша, оставив нательные кресты и мобильные телефоны, финны вспоминают важнейшие события своей жизни: как сидели в тюрьме, служили в армии, присутствовали при рождении своих детей. Многие финские мужчины сожалеют о разводах, вернее о том, что бывшие жены не дают им проводить время с детьми.


Кадр из фильма «В парилке жизни». Финская «Ирония судьбы».


Именно в парилке под воздействием пара и алкоголя мужчины исповедуются друг другу, рассказывают то, о чем не принято говорить: о домашнем насилии, с которым они сталкивались. Некоторые мужчины относятся к жизненным трудностям с юмором, многодетный отец говорит: «Раньше у меня были только пустые карманы, а сейчас семья… и пустые карманы». Особенно забавна сцена, в которой мужик пытается попарить медведя, который живет у него.


Мобильная сауна в телефонной будке.

В фильме показаны совершенно разные типы саун: общественные и частные, мобильные (в машинах и комбайнах) и стационарные, огромные и сауны-телефонные будки. Сцены в саунах перемежаются показом финской природы и урбанистических видов.

Несмотря на то, что фильм, по сути, является документальным, он был номинирован от Финляндии на получение «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».



Кадр из фильма «В парилке жизни».

Сауна занимает важнейшее место в жизни финских народов. Раньше в ней рождались и омывали покойников, коптили мясо и готовили солод для пива, гадали и проводили обряды, да и сейчас в саунах не столько моются, сколько рефлексируют, общаются и всячески очищаются.


***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

далее в рубрике