Специфическая роль городов в Арктике – часть вторая
Были выделены три основных группы функций, выполняемых опорными населёнными пунктами Арктики
Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto
Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в наши обширные арктические архивы.
Сегодня предлагаем вашему вниманию вторую часть статьи про специфическую роль арктических городов, опубликованную в ноябре 2021, где рассказывается о влиянии видов экономической деятельности на территорию, «специфических активах» и принципах выделения опорных населённых пунктов.
Продолжение. Начало здесь.
Проведена работа по выявлению спектра видов деятельности (по ОКВЭД), зарегистрированных в крупнейших арктических населенных пунктах [1]. Анализ позволил составить практически исчерпывающий перечень видов экономической деятельности, представленных в населённых пунктах Арктической зоны Российской Федерации, и уже на его основе виды деятельности были сгруппированы и проведена оценка степени их влияния на окружающую территорию.
В итоге, разработана следующая система опорных населённых пунктов (ОНП):
1. ОНП обеспечения внешней безопасности России;
2. ОНП обеспечения внутренней безопасности России;
3. ОНП в сфере социально-экономического развития;
3А. ОНП с уникальными и доминирующими производствами в сфере обрабатывающей промышленности;
3Б. Транспортно-логистические ОНП;
3В. ОНП социокультурного обеспечения населения Арктики;
3Г. ОНП в сфере инновационного и информационного обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации;
3Д. ОНП административно-организационного и сервисного обеспечения добывающей промышленности.
Выдающаяся роль хотя бы в одном из данных направлений была критерием отнесения населённого пункта к числу опорных в соответствующей категории и получения соответствующей профильной поддержки.
Для определения функций опорных населённых пунктов был проведён детальный анализ 256 населённых пунктов (не только городов, но и посёлков – всех населённых пунктов Арктики с населением более 500 человек) по 57 критериям.
Но даже и при таком детальном анализе остался ряд направлений деятельности, которые нельзя оценить «из Москвы» директивно: в первую очередь, это касается так называемых «вето-отраслей». Для их оценки предлагается применять заявительный принцип выделения опорных населённых пунктов: на основе заявок – подобно тому, как определялась система мер поддержки монопрофильных населённых пунктов. Только в случае опорных пунктов предлагается, напротив, собрать доказательства перспективности города как центра инновационных исследований на основе представления результатов деятельности, например, предприятий и организаций в сфере НИОКР.
Рассмотрим, например, подкатегорию «3А. ОНП с уникальными и доминирующими производствами в сфере обрабатывающей промышленности». Речь идёт о производстве продукции, не производимой более нигде на территории России, причём перенос производства данного вида продукции в другие населённые пункты невозможен или экономически нецелесообразен. Как правило, размещение таких предприятий обрабатывающей промышленности в пределах АЗРФ обусловлено наличием недвижимых так называемых «специфических активов» (уникальное месторождение, а также ранее созданная производственная инфраструктура и трудовые коллективы), эффективный перенос которых на другое место или невозможен, или крайне неэффективен. Доминирующим производством можно признать размещённое в населённом пункте АЗРФ предприятие, обеспечивающее не менее 1/3 продукции соответствующей отрасли, причем, аналогично, перенос производства данного вида продукции в другие населённые пункты невозможен или экономически нецелесообразен.
Критерий невозможности/нецелесообразности переноса предприятия за пределы РФ страхует от рисков нецелесообразных затрат на сохранение предприятий, размещённых на территории АЗРФ в ныне неактуальных экономических условиях (например, предприятия швейной промышленности, создававшиеся для обеспечения занятости «вторых членов семьи», то есть жён мужчин, занятых в добывающей промышленности [2]).
Примеры уникальных и/или доминирующих производств в сфере обрабатывающей промышленности:
-
предприятия ГМК «Норильский Никель» в Норильске: производство никелевого концентрата, обусловленное привязкой к месту добычи,
-
предприятия ГМК «Норильский Никель» в Мончегорске: крупнейшее в мире и единственное в России производство электролитного никеля, привязанное к сложившемуся комплексу инфраструктуры и трудовых кадров,
-
предприятия «Звездочка» и «Севмаш» в Северодвинске, привязанные с специфическому расположению в пределах акватории Белого моря, благоприятному для осуществляемой деятельности,
-
строящийся Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманске (Белокаменка), привязанный к инфраструктуре города Мурманска и особенностям акватории Кольского залива.
В итоге, была предложена смешанная система выделения опорных населённых пунктов на основе двух принципов:
-
универсальный, на основе имеющихся общефедеральных баз данных,
-
заявительный, на основе заявки от местной администрации и/или других заинтересованных сторон.
С учётом универсальных и заявительных критериев для выделенных категорий опорных населённых пунктов были предложены отдельные их виды.
***
Для примера рассмотрим подкатегорию «ОНП в сфере инновационного и информационного обеспечения социально-экономического развития АЗРФ».В данной категории в качестве ключевого признака выбран показатель, часто используемый в исследованиях инновационного потенциала региона: наличие университета (в условиях России – учреждения высшего образования, а также организации, входящей в систему Российской Академии наук). Кроме того, с учётом специфики Арктики, принято решение о включении в число критериев ОНП второго порядка также данных о размещении средних специальных учебных заведений.
Данные о размещении организаций образования на территории АЗРФ. Материалы АНО «ИРК»
Однако за пределами данных критериев остаются многие ведомственные, частные, а также региональные предприятия и организации, действующие в сфере НИОКР. Для их учёта предлагается использовать заявительные критерии – и таким образом внутри подкатегории «ОНП в сфере инновационного и информационного обеспечения социально-экономического развития АЗРФ» получаются следующие виды опорных населённых пунктов, выделяемые по специфическим критериям.
Вид ОНП – центры инновационного и информационного обеспечения I порядка:
- Наличие высшего учебного заведения (головное подразделение) и/или учреждения в структуре РАН (головное подразделение и филиалы).
Вид ОНП – центры инновационного и информационного обеспечения II порядка:
- Наличие высшего учебного заведения (филиалы) и/или среднего специального учебного заведения.
Вид ОНП – центры профильных НИОКР (заявительный критерий):
- Наличие предприятий и организаций частной, региональной и муниципальной формы собственности, ведущих деятельность в сфере научных исследований и опытно-конструкторских разработок (или их обособленных подразделений [код ОКВЭД 72]) – при условии выполнения ими критериев интенсивности деятельности в сфере НИОКР [3].
Вид ОНП – центры обеспечения ГРР (заявительный):
- Наличие предприятий в сфере ГРР (код ОКВЭД 71.12.3. Работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы), обеспеченных необходимым минимумом инфраструктуры: парк вездеходной техники, штат сотрудников, кернохранилище и/или камнехранилище определённой площади [4]
Вид ОНП – центры обеспечения специализированной информацией (заявительный):
- Наличие предприятий, действующих в сфере геодезии и картографии, гидрографии, экологии и природопользования, геофизических и гелиофизических работ, архитектуры (коды ОКВЭД: 71.11, 71.12.4., 71.12.5),
Вид ОНП – центры внедрения экспериментальных технологий (заявительный):
-
Наличие источников генерации энергии мощностью более 100 кВт [5], использующих альтернативные виды топлива;
-
Наличие лабораторий и полигонов, специализирующихся в сфере испытаний инновационной техники и/или технологий.
Перечень опорных населённых пунктов АЗРФ, которые могут быть выделены по универсальным критериям, дан ниже. На карте для примера представлены опорные населённые пункты разного уровня значимости в подкатегории «транспортно-логистические»:
Пример одной из подкатегорий опорных населённых пунктов – транспортно-логистические (с разбивкой по видам и значимости) опорные населённые пункты – показывает удивительное разнообразие функций арктических городов и посёлков. Картография Б.В. Никитина
Такой функциональный подход позволяет оптимизировать систему господдержки через чёткую, адресную привязку пакетов мер к определённой категории. Например, для транспортно-логистических опорных населённых пунктов предлагается пакет мер, включающий обеспечение безопасной и высококачественной связью, поддержку организации системы мультимодальных перевозок, плановое расширение пропускной способности транспортных узлов, ремонта и строительства дополнительных взлётно-посадочных полос, дополнительных пересадочных узлов и др.
Управленческие и сервисные пункты развития минерально-сырьевых центров могут претендовать на содействие созданию новых организаций высшего и среднего специального образования, содействие размещению экспериментальных площадок и испытательных лабораторий, специализированных центров сбора и обработки данных.
В то же время, система категорий опорных населённых пунктов предполагает возможность «перекрытий»: один и тот же город может входить в несколько категорий и, соответственно, претендовать на получение пакетов господдержки, например, как транспортной системы, так и системы образования.
Специфика Арктики проявляется в том, что многие населённые пункты в удалённых районах выполняют, несмотря на небольшой размер, именно комплексные функции (и соответственно входят в несколько категорий опорных населённых пунктов, что тождественно праву на получение нескольких специализированных пакетов поддержки).
Так, например, Норильск является одновременно опорным в сфере обеспечения внутренней безопасности грузопассажирским авиаузлом (вид транспортно-логистических ОНП), важным социокультурным центром (включая функции оказания медпомощи), опорным в сфере инновационного и информационного обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, а также центром обеспечения добывающей промышленности; кроме того, Норильск может претендовать на статус ОНП с уникальными и доминирующими предприятиями. Певек важен и с точки зрения обеспечения внутренней безопасности, так и как многофункциональный транспортный узел. Диксон – с точки зрения не только внутренней, но и внешней безопасности (погранзона), как монофункциональный транспортный узел. Воркута (в отношении которой в последнее время сложился стереотип как об исключительно монопрофильном городе) является важным центром оказания медпомощи, в сфере инновационного и информационного обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, это мультимодальный грузопассажирский узел (обслуживающий, в числе прочего, восточный район Ненецкого автономного округа), а также центр обеспечения внутренней безопасности (благодаря расположению крупных баз МЧС России).
Абсолютными лидерами по числу выполняемых функций оказались Архангельск, Мурманск, Надым, Нарьян-Мар, Норильск, Ноябрьск, Новый Уренгой и Тарко-Сале. Много разнообразных функций выполняют также Анадырь, Воркута, Дудинка, Лабытнанги, Туруханск. Соответственно, данные населённые пункты могут претендовать на самый широкий спектр мер поддержки.
Так, на основе исследования предлагается выделить 131 опорный населённый пункт Арктической зоны Российской Федерации (Приложение 1), включая четыре вахтовых посёлка (Сабетта, Варандей, Бованенково и Ямбург).
Результаты исследования носят рекомендательный (необязательный) характер для разработки системы опорных населённых пунктов АЗРФ, и далее – системы мер государственной поддержки в отношении опорных населённых пунктов Арктической зоны Российской Федерации, а также предлагают альтернативную пространственную модель развития Российской Арктики.
***
М.А. Данькин, инициатор исследования, заместитель директора по вопросам регионального развития АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики»;
Н.Ю. Замятина, руководитель рабочей группы по проведению исследования, кандидат географических наук, заместитель генерального директора АНО «Институт регионального консалтинга», доцент географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, специально для GoArctic
1. Стратегические ОНП
1А. ЗАТО (наличие у населенного пункта статуса ЗАТО): Оленья Губа, Видяево, Сафоново, Полярный, Островной, Гаджиево, Североморск, Снежногорск (Мурманская область), Североморск-3, Заозёрск;
1Б. ОНП погранзоны (факт расположения данного населенного пункта в пределах пограничной зоны РФ): Белушья Губа, Ома, Усть-Кара, Хатанга, Караул, Диксон, Сеяха, Находка, Несь, Ныда, Амдерма, Каменка, Антипаюта, Нижняя Пеша, Мезень, Новый Порт, Мыс-Каменный, Тазовский, Гыда, Каратайка, Долгощелье, Индига, Новорыбная.
2. ОНП обеспечения внутренней безопасности
2А. ОНП обеспечения внутренней безопасности I порядка (наличие статуса административного центра субъекта РФ / наличие статуса городского округа или административного центра муниципального района в сочетании с наличием многофункционального центра предоставления госуслуг и подразделения МЧС России): Кировск, Черский, Архангельск, Костомукша, Мурманск, Мончегорск, Дудинка, Надым, Воркута, Ноябрьск, Тура, Норильск, Муравленко, Лабытнанги, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Нарьян-Мар, Сегежа, Апатиты, Губкинский, Искателей, Салехард, Анадырь, Северодвинск;
2Б. ОНП обеспечения внутренней безопасности II порядка (наличие статуса городского округа или административного центра муниципального района и/или наличие организации одного из следующих типов: многофункциональный центр предоставления госуслуг, подразделение МЧС России): Провидения, Депутатский, Белушья Губа, Видяево, Яр-Сале, Эгвекинот, Красноселькуп, Кемь, Среднеколымск, Островной, Инта, Кола, Гаджиево, Аксарка, Умба, Оленек, Беломорск, Никель, Карпогоры, Калевала, Лешуконское, Саскылах, Лоухи, Хонуу, Североморск, Мужи, Чокурдах, Полярные Зори, Мезень, Ловозеро, Туруханск, Усть-Цильма, Тазовский, Тикси, Лаврентия, Жиганск, Кандалакша, Оленегорск, Батагай-Алыта, Усинск, Заозерск, Билибино, Ковдор, Батагай, Белая Гора, Онега, Певек, Зырянка, Полярный, Пангоды, Харп, Новодвинск, Газ-Сале, Уренгой, Ревда, Ханымей, Пурпе, Игарка, Снежногорск (Красноярский край), Хатанга, Караул, Диксон, Северный, Валдай, Угольные Копи, Носок, Амдерма, Надвоицы, Ворогово, Бор, Воргашор, Верхнеимбатск, Зотино.
3. ОНП обеспечения социально-экономического развития
3Б. Транспортно-логистические ОНП:
3Б.1. Полифункциональные транспортно-логистические центры I порядка:
3Б.1a. «Входные ворота» – ключевые мультимодальные грузопассажирские узлы: Архангельск, Мурманск, Новый Уренгой, Салехард;
3Б.1б. «Входные ворота» – региональные мультимодальные грузопассажирские узлы: Дудинка, Норильск, Нарьян-Мар, Усинск, Воркута, Угольные Копи, Надым, Ноябрьск;
3Б.1в. Полифункциональные транспортно-логистические центры бездорожной зоны: Батагай, Белая Гора, Зырянка, Нижнеянск, Среднеколымск, Анадырь, Провидения;
3Б.1г. Морские порты СМП – грузовые авиаузлы: Хатанга, Певек;
3Б.2. Полифункциональные транспортно-логистические центры II порядка:
3Б.2а. Мультимодальные пассажирские узел: Апатиты;
3Б.2б. Грузопассажирский авиаузел: Игарка;
3Б.2в. Железнодорожный узел: Лабытнанги;
3Б.3. Монофункциональные транспортно-логистические центры II порядка:
3Б.3а. Монофукнциональные порты Северного морского пути и смежных акваторий: Каменка, Мезень, Онега, Диксон, Белое Море, Кандалакша, Амдерма, Тикси, Беринговский, Эгвекинот, Мыс-Каменный;
3Б.3б. II порядка – другие морские порты: Соловецкий;
3Б.3в. II порядка – речные порты: Надвоицы, Сегежа;
3Б.3г. II порядка – грузовые авиаузлы: Туруханск, Тазовский, Уренгой;
3Б.3д. II порядка – складские центры в бездорожной зоне: Тура, Жиганск, Усть-Куйга, Черский, Чокурдах, Анюйск, Рыткучи, Красноселькуп, Лонгъюган, Приозерный, Ягельный;
3Б.4. Транспортно-логистические центры в вахтовых посёлках:
3Б.4а. I порядка: Варандей, Сабетта;
3Б.4б. II порядка: Бованенково, Ямбург;
3В. ОНП социокультурного обеспечения населения Арктической зоны Российской Федерации:
3В.1. ОНП – центры оказания медицинской помощи:
3В.1а. I порядка (для освоенной и бездорожной подзон АЗРФ, наличие государственных медицинских учреждений с лицензией на оказание медицинской помощи): Черский, Архангельск, Костомукша, Мурманск, Хатанга, Северный, Дудинка, Надым, Воркута, Ноябрьск, Тура, Туруханск, Норильск, Муравленко, Лабытнанги, Игарка, Тарко-Сале, Нарьян-Мар, Сегежа, Губкинский, Воргашор, Билибино, Искателей, Салехард, Анадырь, Северодвинск;
3В.1б. II порядка (для бездорожной подзоны АЗРФ, наличие любых частных и государственных медицинских организаций (включая фармакологические и санаторно-курортные): Угольные Копи;
3В.2. ОНП с объектами природного и культурного наследия II порядка (для освоенной и бездорожной подзон АЗРФ, наличие объектов природного и культурного наследия федерального значения): Архангельск, Мурманск, Туруханск, Северодвинск;
3Г. ОНП – центры инновационного и информационного обеспечения:
3Г.1. I порядка (наличие высшего учебного заведения (головное подразделение) и/или учреждения в структуре РАН (головное подразделение и филиалы): Архангельск, Кировск, Мурманск, Апатиты, Игарка, Лабытнанги, Норильск;
3Г.2. II порядка (наличие высшего учебного заведения (филиалы) и/или среднего специального учебного заведения): Воркута, Северодвинск, Анадырь, Ноябрьск, Салехард, Черский, Костомукша, Мончегорск, Дудинка, Надым, Тура, Муравленко, Тарко-Сале, Нарьян-Мар, Сегежа, Губкинский, Билибино;
3Д. ОНП – центры обеспечения добывающей промышленности
3Д.1. I порядка (наличие головного офиса компании, входящей в число крупнейших 20 производителей Арктической зоны Российской Федерации в соответствующей группе отраслей добывающей промышленности (или головного офиса ее обособленного подразделения или дочерней компании)[6] – при соблюдении условия оценочной обеспеченности запасами на лицензионных участках распределенного фонда недр, лицензии на пользование которыми принадлежит данной компании, на срок не менее 20 лет):
3Д.1а. Добыча газа: Яр-Сале, Красноселькуп, Надым, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Нарьян-Мар, Салехард;
3Д.1б. Добыча нефти: Ноябрьск, Туруханск, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Нарьян-Мар, Салехард;
3Д.1в. Добыча прочих твердых полезных ископаемых (кроме алмазов и золото-платиновых руд): Кировск, Коашва (Кировск), Норильск, Ковдор;
3Д.2. II порядка (предварительный перечень)[7]:
3Д.2а. Добыча газа: Пуровск, Яр-Сале, Красноселькуп, Пангоды, Сеяха, Находка, Ягельный, Угольные Копи, Инта, Ныда, Надым, Нельмин Нос, Газ-Сале, Канчалан, Уренгой, Красное, Толька, Ханымей, Новый Порт, Мыс-Каменный, Пурпе, Тазовский, Тельвиска, Заполярный, Харампур, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Нарьян-Мар, Халясавэй, Верхняя Инта, Губкинский, Кутопьюган, Искателей, Правохеттинский, Анадырь, Самбург;
3Д.2б. Добыча нефти: Хорей-Вер, Пуровск, Яр-Сале, Красноселькуп, Пангоды, Находка, Ягельный, Инта, Ныда, Волочанка, Дудинка, Надым, Носок, Газ-Сале, Тухард, Уренгой, Антипаюта, Ноябрьск, Ханымей, Новый Порт, Мыс-Каменный, Пурпе, Тазовский, Заполярный, Харампур, Тарко-Сале, Новый Уренгой, Халясавэй, Верхняя Инта, Губкинский, Правохеттинский, Самбург;
3Д.2в. Добыча золото-платиновых руд: Волочанка, Дудинка, Белое Море, Нивский, Норильск, Кандалакша, Зеленоборский, Снежногорск;
3Д.2г. Добыча прочих твердых полезных ископаемых (кроме алмазов и золото-платиновых руд): Волочанка, Дудинка, Умба, Ловозеро, Норильск, Зеленоборский, Снежногорск.
[1] По материалам базы СПАРК о предприятиях и организациях, зарегистрированных в крупнейших арктических городах (всего 33 города, 36 828 действующих предприятий и организаций; 1 140 видов деятельности по классификации ОКВЭД (до пятого знака включительно).
[2] Такая фабрика действует в Воркуте. Вопрос её сохранения важен для обеспечения диверсификации экономики и гендерного баланса на рынке занятости Воркуты – однако её нельзя признать основанием для обеспечения Воркуте статуса опорного населённого пункта.
[3] Например, обеспечившие за последние 3 года регистрацию не менее 2 патентов и иных свидетельств о регистрации собственности и/или не менее 5 научных публикаций в международных базах научного цитирования WoS или Scopus.
[4] Параметры должны быть уточнены в ходе специального исследования – например, на основе анализа критериев, применяемых в системе госзакупок в соответствующей сфере.
[5] Требуется уточнение в ходе консультации с профильными специалистами.
[6] Примеры: ООО «Газпром добыча Надым», Кольский дивизион ПАО «ГМК «Норильский никель»
[7] Данная категория выделяется по заявительному критерию: «Оценочная обеспеченность запасами полезных ископаемых в отдельной группе отраслей добывающей промышленности на лицензионных участках распределенного фонда недр, расположенных в пределах 150 км от данного населенного пункта, превышает срок 20 лет, средний базисный прирост за 5 предыдущих лет добычи полезных ископаемых той же группы отраслей на лицензионных участках в пределах 150 км от населенного пункта, превышает 0,1, а также соблюдается условие расположения в данном населенном пункте сервисных предприятий и организаций, технологически обеспечивающих добычу полезных ископаемых – по совместной заявке органов муниципального самоуправления, в ведомстве которых находится данный населенный пункт, и компании (группы компаний), ведущих добычу полезных ископаемых на лицензионных участках в пределах 150 км от данного населенного пункта – на основе информации о пакете лицензий на добычу полезных ископаемых и отчетов о текущей добыче компании или группы компаний, ведущих добычу полезных ископаемых на лицензионных участках в пределах 150 км от данного населенного пункта (заявительный критерий), и данных о сервисных предприятиях, технологически связанных с добычей полезных ископаемых». Однако в целях предварительной оценки совокупности населенных пунктов, которые могут претендовать на включение в данную категорию, был выбран перечень населенных пунктов, отвечающих следующему критерию: «Оценочная обеспеченность запасами полезных ископаемых в отдельной группе отраслей добывающей промышленности на лицензионных участках распределенного фонда недр, расположенных в пределах 150 км от данного населенного пункта, превышает срок 20 лет, средний базисный прирост за 5 предыдущих лет добычи полезных ископаемых той же группы отраслей на лицензионных участках в пределах 150 км от населенного пункта, превышает 0,1». При наличии в данных населенных пунктах сервисных предприятий, технологически связанных с добычей полезных ископаемых, они могут претендовать на включение в число ОНП II категории.