Три часа в день корабел

Транспорт и логистика
Анжела Коляда
21 Марта, 2021, 06:36
Три часа в день корабел
Фото: Анжела Коляда


Житель карельского посёлка Пиндуши Павел Долгих в своем сарае строит копию корабля 18-19 века на основе чертежей шведского кораблестроителя Фредрика Чапмана.

Многодетный отец, опытный полицейский, корабел – Павла Долгих смело можно назвать разносторонним человеком. То, что у взрослого человека с большой семьей и сложной профессией есть отдушина, неудивительно, но поразительно, как именно в его жизнь вдруг пришло именно это хобби.

Павел считает, что поворотным моментом в его судьбе стала Кижская регата в 2016 году. Для участия в этом соревновании вместе с другом они смастерили лодку-кижанку. Казалось бы, регату проплыли, причитающиеся призы получили, на этом можно было бы и разойтись. Но нет, Павел загорелся идеей строить более основательные суда и погрузился в изучение корабельного дела.    

«Я не знаю, откуда такая тяга к кораблестроению. Может быть, это что-то на генном уровне. Смеюсь, что у каждого мужчины после 40 лет происходит какое-то озарение. Мне хватило прикосновения к старой лодке, почувствовать запах старого просмоленного дерева, чтобы почувствовать – это мое», – делится воспоминаниями Павел.

Сейчас Павел занимается строительством копии деревянной яхты 18-19 века на основе чертежей Чапмана. Он заложил её год назад, 15 марта 2020 года. Если в оригинале яхта имела длину 16 метров, то карельская копия будет 9 метров. Скрупулезную работу по изготовлению чертежей уменьшенной копии с соблюдением необходимых пропорций выполнили студенты Петрозаводского государственного университета.

«Это проект для себя, для души. Чтобы приступить к работе, я в течение полугода занимался заготовкой и закупкой материалов. Заложил яхту в марте прошлого года и планирую спустить её на воду летом 2022 года. На строительство отвожу по три часа в день – с 22 часов вечера до 1 часа ночи, ноги просто сами несут в сарай. Но больше времени выделить не получается, ведь после работы хочется быть с семьей, проводить время с любимыми», – рассказывает Павел.

Сейчас сшита – корабелы употребляют именно такой термин – половина корпуса. Павел уже поставил на киль шпангоуты и поднял корпус на метр из двух. Для далёких от кораблестроения: это означает, что яхта приобретает очертания и впечатляет своими размерами.


Павел Долгих корабль.jpg

Будущая яхта имеет водоизмещение 9 тонн и осадку около 1 метра, и Павлу Долгих потребуется построить маленькую лодку, чтобы иметь возможность сойти на берег. Фото: Павел Долгих


Павел рассказывает, что яхта будет иметь палубу, внутри разместятся каюты. Для основательных путешествий предусмотрен стационарный мотор, а при попутном ветре можно будет поставить паруса – площадь самого большого составляет 70 квадратных метров! Предметы особой гордости – стилизованная пушка и старинный якорь, поднятый со дна Белого моря.
Уже сейчас у Павла есть планы, куда именно отправиться на новой яхте. Это фестиваль деревянных судов в Кронштадте, поход по Онежскому озеру с посещением монастырей, путешествие по Северной Двине. Он признается, что сидеть на одном месте, откладывая жизнь на потом, ему просто невыносимо.

На стадии проектирования и строительства Павел Долгих много консультировался с различными специалистами, яхтсменами, моделистами. В их числе энтузиаст деревянного кораблестроения Сергей Пинаев, Владимир Тихонов, который работал на карельском судозаводе «Авангард» и участвовал в строительстве ладьи для съёмок советско-норвежской киноленты «И на камнях растут деревья», специалисты петрозаводской верфи «Варяг».

Вообще, надо сказать, с момента увлечения кораблестроением круг общения Павла стал значительно шире. Он смеётся, что если раньше в соцсетях в друзьях были чаще всего сослуживцы, то теперь – такие же любители лодок и яхт. Более того, в друзьях появились исторические реконструкторы.

Общение с реконструкторами завязалось в 2018 году, когда Павел решил построить копию Гокстадского корабля викингов XI века. Он был обнаружен на берегу норвежского Саннефьорда в 1880 году. Корабль считается одной из самых ярких археологических находок в Скандинавии, а восхищение корабелов заслужил своей грацией. Ладью, получившую имя карельского народного героя Ивана Рокаччу, Павел построил всего за полгода и совершил на ней несколько путешествий по Онежскому озеру, в том числе с участниками Российского спортивного союза инвалидов.


41.jpg

Павел ещё не определился с названием для новой яхты. Пока что рассматривает два варианта – «Осовец» и «Славянка». Фото: Анжела Коляда


Летом 2020 года Павел планировал приплыть на фестиваль исторической реконструкции «Гандвик» в Кандалакшу, но из-за пандемии коронавируса мероприятие отменили. Тем не менее, с экипажем ладьи «Варыш» из Сыктывкара он совершил поход через Беломорканал по Белому морю в Кандалакшский залив. Поход оказался успешным и увлекательным, хотя путь домой потрепал паруса и нервы – в Белом море ладьи попали под сильный ветер. Путешественникам пришлось искать укрытие на крохотном острове, где они задержались на пару суток на время непогоды. Пройденные испытания только укрепили Павла во мнении, что в море ходят сильные духом.

Позднее Павел продал ладью «Иван Рокаччу» одному из российских клубов исторической реконструкции.

Конечно, на строящейся яхте по чертежам Чапмана Павел Долгих не намерен останавливаться. Его сокровенная мечта – вместе с некоммерческой организацией Медвежьегорска, которая занимается народными ремёслами, обустроить в Пиндушах экспозицию старинных карельских лодок и открыть мастерскую для всех желающих изучить корабельное дело. Павел всерьёз обеспокоен, что сейчас уходит поколение тех, кто умеет мастерить традиционные карельские лодки, и потому считает особенно важным вдохновить современников освоить и сохранить это ремесло.


***

Анжела Коляда, специально для GoArctic

далее в рубрике