Сейчас в Мурманске

05:13 1 ˚С Погода
18+

Импортозамещение для "Полярного Сияния". Часть II

Вопросы выживания в конкурентной борьбе в российской Арктике.

Полезные ископаемые Технологии Роснефть Импортозамещение Приразломная
27 июля, 2022 | 15:13

Импортозамещение для "Полярного Сияния". Часть II
Продолжение. Начало здесь.


Импортозамещение на буровой

По данным Союза нефтегазопромышленников России, до введения антироссийских санкций порядка 80% используемого в РФ бурового оборудования экспортировалось зарубежными поставщиками. Самый яркий пример – единственная в России буровая платформа, предназначенная для работы на шельфе Арктики, – «Приразломная». Платформа на 90% состоит из импортного оборудования и когда американская National Oilwell Varco прекратила поставлять для неё комплектующие, «Газпром флот» начал срочно искать альтернативных поставщиков.

В частности, китайские производители также выпускают буровое оборудование, но при этом его качество гораздо хуже американского. Это характерно практически для всей сложной продукции из КНР. Наши «восточные партнёры» научились хорошо копировать западные разработки, но при этом стали и сплавы, используемые при изготовлении техники и оборудования, оставляют желать лучшего, что не может не отражаться на сроках их межсервисной эксплуатации. Нет в Китае и специалистов, которые могли бы организовать проведение полного цикла буровых работ.

Серьёзной проблемой импортозамещения в производстве бурового оборудования является и то, что в данной сфере используются не только отдельные детали зарубежного производства, но целые технологические узлы от иностранных поставщиков. Речь идёт, преимущественно, о системах верхнего силового привода. Данные системы используются для безаварийной проводки горизонтальных и сложных скважин с применением тяжёлых обсадных и бурильных труб. Хотя российские производители уже наладили выпуск таких систем, основная часть рынка до сих пор контролируется западными производителями. Ещё хуже дело обстоит с выпуском автоматизированных буровых ключей. После того как иностранные образцы появились на российском рынке в середине 2000-х годов, выпуск этих компонентов в РФ прекратился по причине неконкурентности. Какие-либо перспективные российские разработки в данном направлении сегодня отсутствуют, а предлагаемые варианты являются лишь модернизацией старых разработок. Нет пока замены и японскому трубоукладчику Komatsu арктического класса, способному работать при -50°С. Также не приходится говорить о конкурентоспособности оборудования, предназначенного для очистки бурового раствора, включая центрифуги, сито-гидроциклонные установки и вибросита. Эта проблема возникла не сегодня – она существует со времён СССР. Системы российского производства, в том числе линейные вибросита, центрифуги, устройства для отделения песка и ила выпускаются малосерийными партиями, а их характеристики не отвечают современным требованиям. В середине 2000-х годов российские производители так и не смогли наладить выпуск регулируемых приводов переменного тока. В РФ производились только рассчитанные на постоянный ток устройства. В результате до сегодняшнего дня практически всё оборудование электросилового сегмента, оснащённое функцией частотного регулирования, поставлялось из-за рубежа.

По данным консалтинговой компании RusEnergy, зарубежные инвесторы неоднократно пытались найти российские компании, способные производить технологическое оборудование высокой степени сложности, в том числе для проведения работ на морском шельфе. Однако выяснилось, что российские производственники не обладают необходимыми компетенциями, в том числе и по причине отсутствия у них высококвалифицированного, а следовательно, дорогостоящего персонала. Российская инструментальная база также недостаточна, нет всех необходимых станков и комплектующих для производства высокотехнологичного оборудования. Сложность импортозамещения в нефтесервисе, включая обслуживание бурового оборудования, состоит и в том, что большинство российских компаний нефтегазового сектора отказались от собственных бурильных и ремонтных подразделений. Российские нефтяники (читай – «владельцы нефтегазовых активов»), в своё время, предпочли другой путь – найм иностранных нефтесервисных компаний. После введения санкций неплохо себя чувствуют только те российские нефтяные компании, которые сохранили модель работы, предполагающую наличие собственных нефтесервисных подразделений. К таким компаниям относится и «Роснефть». Она провела реорганизацию своей структуры «РН-бурение», присоединив к ней «Оренбургскую буровую компанию» и буровые активы компании Weatherford в России.

Помимо «Роснефти», среди российских потребителей есть и другие, ориентирующиеся, преимущественно, на российского производителя. Например, «Сургутнефтегаз» в меньшей мере пострадал от санкций, поскольку изначально отдавал предпочтение российскому. В настоящее время между компанией и российскими разработчиками оборудования заключены несколько десятков контрактов, включая на создание оборудования для добычи. Тем не менее, большинство российских предприятий оказались крайне зависимы от импорта. Огромное количество техники закупалось за рубежом, при этом не использовались внутренние возможности в сфере производства оборудования и обслуживания скважин. Минусом для всех без исключения российских производителей нефтегазового оборудования являются менее привлекательные условия оплаты за их продукцию. В отличие от тех же компаний из КНР, российские производители не в состоянии предложить заказчиками трёхлетнюю рассрочку под 3% годовых, как это делают их китайские коллеги, поскольку отечественные кредитно-финансовые учреждения попросту не предоставляют таких условий финансирования. Более того, большинство отечественных производителей требует чуть ли не стопроцентную предоплату, поскольку у них попросту не хватает оборотных средств для исполнения заказа.     

Тем не менее, как считают в СНГПР, существует целый ряд российских предприятий, которые могут выступить в роли поставщиков в рамках импортозамещения:

  • ГОЗ «Обуховский завод»
  • Группа «Генерация»
  • Группа «ГМС»
  • Группа «Уралмаш-Ижора»
  • ЗАО «НПФ ЦКБА»
  • НПО «Винт»
  • ОАО «Баррикады»
  • ОАО «Катайский насосный завод»
  • ОАО «Машпром»
  • ОАО «НИИТФА»
  • ОАО «НИКИМТ-Атомстрой»
  • ОАО «Новая эра»
  • ОАО «Пролетарский завод»
  • ОАО «Силовые машины»
  • ОАО «Технорос»
  • ОАО «Уралвагонзавод»
  • ООО «Уралмаш НГО Холдинг»
  • ООО «Электротяжмаш-привод»
  • ФГУП СПО «Аналитприбор»

Уже сегодня работа по организации производства буровых установок на отечественных предприятиях ведётся весьма интенсивно. Например, на «Кунгурском машиностроительном заводе» в Пермском крае, восстановлены производственные мощности и уже выведена на тестирование первая из девяти заказанных буровых установок мобильного типа. До прекращения их выпуска в 2008 году вследствие накопившихся задолженностей перед банками, было произведено 44 установки, обеспечивающих бурение скважин глубиной до трёх километров. В Волгореченске Костромской области в 2015 году был открыт завод «НОВ Кострома» по производству буровых установок. В запуск предприятия было вложено около 6 млрд рублей. Но проблема в том, что «НОВ» — это аббревиатура от вышеупомянутой американской National Oilwell Varco. В октябре 2016 года в Томской области была запущена первая очередь предприятия «НПО «РеаСиб», который, в том числе, выпускает реагенты для буровых растворов, включая смазочные добавки, а также эмульгаторы, предназначенные для обратных эмульсий. Мощности позволяют производить до 30 тонн продукции в сутки. Это второе предприятие в Росси такого профиля, до его запуска реагенты для буровых растворов производились лишь на ООО «Велес» в Кемеровской области. «Завод бурового оборудования» в Оренбурге также активно работает над реализацией программы импортозамещения. Начат выпуск высокоскоростного вращателя с проходным шпинделем для установки собственной разработки ZBO S15. До начала его производства закупались аналогичные иностранные комплекты стоимостью около трёх миллионов рублей. Буровые комплексы, выпускаемые на заводе до взятия курса на импортозамещение, на 70% состояли из импортных деталей.


Ближайшие перспективы

Мнения ключевых игроков реального сектора по поводу технологического суверенитета разделились. Например, специалисты «Магнитогорского металлургического комбината» считают, что максимальный показатель локализации производства буровых систем, которого можно добиться в России в настоящее время, не превышает 80%. В то время как в «Уралмаш НГО Холдинге» считают, что в ближайшей перспективе импортные поставки можно будет заместить полностью.  Сегодня предприятие создаёт буровую установку, которая на 95% будет состоять из отечественных компонентов, в том числе автоматизированной системы управления (АСУ). Она разрабатываются с привлечением специалистов НПО «Автоматика». В холдинге подчеркнули, что видят возможность отказаться от всех импортных комплектующих, в том числе от контроллеров программируемого типа. Такие контроллеры используются, в том числе, в качестве элементной базы для автоматизированных АСУ буровых комплексов. Российские компании уже освоили выпуск электродвигателей переменного тока мощностью до 1,2 тыс. кВт. В серию пошла система верхнего привода, грузоподъёмностью 320 тонн. Испытываются аналоги американского оборудования, предназначенного для очистки бурового раствора. Раньше комплектовать буровые иностранными системами просили практически все заказчики продукции «Уралмаш НГО Холдинга». Они обосновывали свои просьбы хорошо налаженным сервисом, организованной системой поставок комплектующих и своевременным обслуживанием систем квалифицированными иностранными специалистами. Начиная с 2017 года буровые установки комплектуются отечественной очистной системой. На предприятии придерживаются мнения о том, что российские производители способны конкурировать как с западными, так и с азиатскими поставщиками. Не секрет, что в своё время иностранные производители позаимствовали ряд российских и советских технологий, в том числе предназначенные для кустового бурения эшелонные установки. Такие установки китайского и немецкого производства стали поставляться на рынок России в 2000-х. Любопытна история с поставкой в ЯНАО китайской буровой установки, способной работать в условиях низких температур, в то время как ещё за несколько лет до этого события прообраз этой установки с символичным наименованием «Арктика» был создан силами «Уралмаш НГО Холдинга».


В компании «ТНН», учреждённой «Транснефтью», привели пример развития собственных технологий в условиях прекращения иностранных поставок. После того как начался кризис в российско-украинских отношениях и особенно с началом СВО, появилась необходимость заместить насосы украинского производства. С этой целью было создано специальное конструкторское бюро, силами которого разработаны инновационные технологии, не применявшиеся до этого. Предприятие пока не полностью освоило методику шлифовки, но даже при существующих наработках удалось наладить выпуск продукции со сроком службы в 50 лет, что на 20 лет превышает срок эксплуатации украинских установок.

В комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Ассоциации молодых предпринимателей России заявили, что в правительстве уже работают над вопросом создания отечественных структур, которые займутся нефтесервисными услугами, в том числе, было озвучено предложение о создании национальной нефтесервисной корпорации на базе «Росгеологии». Наряду с этим изучается вопрос создания консорциума российских предприятий, занятых в нефтесервисном сегменте, а также единого банка технологий в данной сфере. Для наращивания темпов работы, в частности, для налаживания производства отдельных компонентов технологического оборудования на базе имеющихся в России производственных мощностей, планируется привлечь китайских партнёров, а также участников из некоторых латиноамериканских и арабских стран. Согласно оптимистическим расчётам экспертов, задачи по импортозамещению буровых систем можно будет выполнить уже в краткосрочной перспективе. При этом доля российских поставщиков составит не менее 70%. В среднесрочной перспективе можно будет полностью заместить зарубежные поставки. В Минэнерго высказали надежду на то, что импортозамещение в нефтегазовой сфере удастся провести в течение 3-5 лет.  Всего правительством определенно 18 приоритетных направлений, среди которых производство оборудования для сжижения природного газа, создание флота ГРП и разработка роторных управляемых систем, технологии для добычи на шельфе и морской геологоразведки, создание катализаторов для нефтехимии. Важно, что в составлении техзаданий участвуют вертикально-интегрированные нефтегазовые компании, такие как «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл». Ожидается, что в части создания флота ГРП (здесь «флот» употребляется в значении «комплекс») серийное производство начнётся в 2024 году. Заметим при этом, что несмотря на экономическую эффективность технологии гидроразрыва пласта, последствия влияния ГРП на природу до конца не изучены. Неоднократно СМИ демонстрировали кадры, на которых в домохозяйствах, расположенных поблизости от мест добычи сланцевого газа, «горит» вода из водопроводного крана. Реальной проблемой сегодня является цементаж и сохранение целостности таких скважин.   


Освободившиеся ниши

К сожалению, добиться молниеносного импортозамещения вряд ли удастся. В том числе и по причине того, что в некоторых сферах придётся начинать с нуля. Большое внимание должно быть уделено реверс-инжинирингу [1]. Нужно постараться в кратчайшее время освоить выпуск аналогов зарубежных узлов и агрегатов, прежде всего, для нужд плановой и/или экстренной замены во время техобслуживания оборудования и техники. Создавать централизованные структуры для решения таких задач или нет – это большой вопрос. Особенно при наличии госфинансирования. К сожалению, предыдущая практика показывает, что часть выделенных средств может быть «оприходована» топ-менеджерами создаваемых структур. Целесообразнее развивать данный сегмент на конкурентной основе. Тем более что освободились новые ниши, до этого занятые западными игроками. По мнению ключевых участников нефтегазовой отрасли, импортозамещение должно начинаться с создания технических регламентов и стандартов. Президент СНГПР обращает внимание на то, что сегодня эти стандарты корпоративные, а должны быть национальные. Специалисты подсчитали, что на государственном уровне необходимо принять порядка четырёхсот стандартов. Однако если необходимость «централизованной» стандартизации вопросов, по большому счёту, не вызывает, то посыл председателя Союза разработчиков ПО для ТЭК заставляет задуматься. Он считает, что необходимо искусственно создать отечественного IT-гиганта, сопоставимого по возможностям с Emerson, Schlumberger и Siemens. Но тот же Siemens развивался постепенно и, можно сказать, гармонично, начиная с частной узкоспециализированной компании, созданной инженерами Вернером фон Сименсом и его партнёром Иоганном Гальске. А тут предлагается создать корпорацию за государственный счёт, да ещё и обеспечить её централизованными заказами. Интересно, какую роль отводит себе в этом гиганте уважаемый председатель?        

«Полярное Сияние», как и другие компании нефтегазовой отрасли РФ нуждается в импортозамещении. Производственные активы проектировались американским участником СП ConocoPhillips по западным стандартам и оснащались преимущественно иностранным технологическим оборудованием. Это была обычная практика для эпохи процветания СП. Тогда российский участник владел месторождением, а управлялось оно, включая нефтесервис, иностранной компанией из числа "развитых стран". Это частично объясняется и тем, что российские участники укрупнялись, вели борьбу за новые лицензионные участки, и им было некогда вникать в нюансы операционной деятельности. В случае с «Полярным Сиянием» управление было доверено российскому АО «Русь-Ойл». Символично, что с началом СВО на Украине против данного юрлица были поданы два иска о банкротстве, а его отчётность не подаётся в ФНС с 2020 года. Вместе с тем, изначальное наличие иностранного партнёра в СП имело свои плюсы. Во всяком случае, для хрупкой экосистемы Крайнего Севера. Американцы спроектировали в российской тундре подобие автономного острова, который соединён с «материковой» частью трубопроводом длиной 65 км. Такое решение позволяет рекультивировать тундру после истощения запасов, придать ей первозданный вид:

   

   Но прошло время, возникла необходимость плановой или экстренной замены вышедшего из строя оборудования и вопрос импортозамещения узлов, агрегатов и деталей, а также необходимых расходных материалов стал для «Полярного Сияния» весьма актуален, особенно с учётом планов дальнейшей разведки и добычи на лицензионном участке площадью 2,5 тыс. км². Это вопрос выживания в конкурентной борьбе с сопоставимым по масштабу нефтегазовыми компаниями, ведущими добычу в российской Арктике. Даже если у компании смениться собственник и она, по примеру «Сахалин Энерджи», лишится офшорной надстройки, необходимость в закупках новых, уже отечественных оборудовании и технике, не отпадёт. Нынешний или новый собственник рано или поздно приступят к интенсивной разведке на перспективном участке и будут стараться максимизировать добычу в соответствии с тремя другими имеющимися лицензиями. Поэтому «Полярное Сияние» может быть заинтересовано в следующих российских решениях:

Продукция / Услуга

Производитель / Поставщик

Буровые установки и их комплектующие

«Уралмаш НГО Холдинг»
«Урало-Сибирская промышленная компания»
«Кунгурский машиностроительный завод»

2D и 3D сейсмика  

«Тюменская сервисная геофизическая компания»
«Газпром георесурс»
«ГЕОТЕК Сейсморазведка»

Насосное оборудование  

«Волгограднефтемаш»
«Транснефть»
«Ливгидромаш»
«Турбонасос»
«Гидромаш-холдинг»

Оборудование для ремонта скважин

«РГМ-Нефть-Газ-Сервис»

Запорная арматура

«Промышленные технологии»
«Фобос»
«Улпром»
НПО «Сатурн»

КИПиА, АСУ

НПО «Автоматика»
«Кипкам»

Силовые агрегаты и приводы

«Электромеханика»
«Уралмаш НГО Холдинг»
«Тулаэлектропривод»

Роторные управляемые системы

«Электроприбор»
«Буринтех»

Буровые растворы и технологические жидкости

«РеаСиб»
«Велес»
«Химпром»

Что касается нефтесервисных работ, то компания может пользоваться услугами партнёров из «Роснефти», поскольку создавать самостоятельное подразделение для сравнительно небольшой нефтяной компании может оказаться накладно. Также можно получить лицензию на необходимое ПО, разработанное специалистами «Роснефти».


Автор: Владимир Тишак



[1] Реверс-инжиниринг — он же обратное проектирование, — процесс разработки конструкторской документации на основе данных, полученных в виде готового образца изделия.




далее в рубрике