Сейчас в Мурманске

08:41 ˚С
18+

Порт Мурманск: отправная точка или часть Севморпути

Несмотря на то, что Мурманский порт официально не входит в границы Севморпути, значение крупнейшего порта Арктики как в транзите грузов, так и в целом в развитии морских перевозок со временем может стать ещё более существенным

Северный морской путь Транспорт и логистика Мурманский порт Китай
Виктория Бабаева
19 августа, 2020 | 09:31

Порт Мурманск: отправная точка или часть Севморпути
Фото: Атле Столесен, thebarentsobserver.com


Из Мурманского порта 14 августа в сторону Китая отправился балкер «GOLDEN STRENGTH». Судно везёт на Восток по Северному морскому пути 70 000 тонн железорудного концентрата. Эти объёмы в годовой статистике войдут в графу «транзитные перевозки по Севморпути». В прошлом году на транзит пришлось 697,2 тыс. тонн – немного, но всё же на 41,9% больше, чем в 2018 году.

В целом объем перевозок по СМП в этом году должен достичь отметки 30 млн тонн, заявил в июне генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. Для сравнения, в 2019 году показатель составлял 31,5 млн тонн. Экономику подкосил коронавирус, и, судя по заявлению главы оператора СМП, не спасут ситуацию даже расширенные сроки навигации по северной морской магистрали.

Основную долю грузов уже традиционно обеспечивает порт Сабетта – за счёт сжиженного газа с Ямала. И в ближайшие годы ожидается наращивание объёмов благодаря запуску новых проектов компании «Новатэк» (в частности, «Арктик СПГ-2» в 2023 году). Но, тем не менее, отраслевые эксперты уже неоднократно заявляли о том, что достичь 80 млн тонн к 2024 году вряд ли удастся. Алексей Лихачев в разговоре с президентом России Владимиром Путиным недавно назвал целевой показатель «очень амбициозной цифрой», а вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Арктику, даже допустил изменение целевого показателя в меньшую сторону. Но финальное решение остаётся за президентом, и пока о корректировках объявлено не было.

Вне зависимости от планов, несмотря на то, что порт официально не входит в границы Севморпути, роль Мурманского порта как в транзите грузов, так и в целом в развитии морских перевозок в Арктике остаётся одной из ключевых. И значение крупнейшего порта Арктики со временем может стать ещё более существенным.

 

Балкер «GOLDEN STRENGTH». Фото: Егор Журавлёв, flickr.com

 

Взгляд на Восток

Перспективы роста перевозок грузов из Мурманска в восточном направлении существуют и увеличиваются с усилением спроса на ряд товаров в Китае. В частности, речь идёт о спросе на металлургическую продукцию на азиатских рынках, и в нынешний момент фиксируется повышенный интерес со стороны горно-металлургических компаний по доставке железорудного концентрата в Китай через Мурманск на крупнотоннажных судах, рассказал заместитель генерального директора - директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский, его слова приводит пресс-служба компании.

«На сегодняшний день это самый выгодный маршрут для доставки груза из европейской части Россий в Китай, позволяющий значительно экономить на фрахте. Переход судна из Мурманска до порта выгрузки в Китае при благоприятных метеоусловиях занимает порядка 25 суток. Для сравнения – переход по «югу» составляет около 48 суток, то есть в два раза дольше», — заявил Денис Илатовский.

Вместе с тем на Востоке (в Китае и Индии) растёт спрос на уголь, в то время как в Европе использование угля сокращается, что также дает толчок для поставок груза из Мурманска в Азию, в том числе, вероятно, по СМП.

В этом году в Мурманском морском торговом порту, а также в Мурманском балкерном терминале на суда было погружено более 200 тыс. тонн груза, которые были отправлены по Севморпути в порты тихоокеанского района. Это около трети от всего объёма транзита по СМП в 2019 году. Планируется, что в конце августа – начале сентября 2020 года мурманские портовики обработают ещё одно судно, которое отправится по Северному морскому пути на Восток.

 

Никитин Ярослав_jnk02140002.jpg 

Фото: Ярослав Никитин, GeoPhoto

 

Формальность или дело

На Мурманск приходится больше половины от всего грузооборота морских портов Арктического бассейна. За январь-июль в порту было обработано 32,0 млн тонн, в других портах Арктики – 22,5 млн тонн. Не мешает сохранять за собой статус лидера даже проблемы с железнодорожным сообщением – в начале июня мост через реку Кола, по которому проходила единственная железнодорожная ветка, соединяющая регион (и порт, соответственно) с другими субъектами России, обрушился. Ожидается, что движение по мосту будет восстановлено к началу октября 2020 года, а пока поезда следуют по новому обходному маршруту.

После восстановления нормального железнодорожного сообщения в регионе, можно будет говорить о дальнейшем развитии Мурманского транспортного узла и морским портом во главе. К тому же, транспортный потенциал региона будут усиливать новые инвесторы на территории опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики». В первую очередь, речь идёт о якорных инвесторах: ООО «НОВАТЭК-Мурманск», ООО «Морской торговый порт «Лавна», ООО «Морской терминал ТУЛОМА» и АО «Корпорация развития Мурманской области». Общая сумма инвестиций составит 126,6 млрд рублей, число новых рабочих мест – 1563 единицы.

С начала работы ТОР «Столица Арктики» компания «Новатэк» уже инвестировала в регион 7 млрд рублей, сообщил ранее губернатор Мурманской области Андрей Чибис. На территории Белокаменки компания создаст Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Комплекс будет предназначен для выпуска морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата. Также в центре будет осуществляться ремонт и обслуживание морской техники и оборудования, используемых для освоения морских нефтегазоконденсатных месторождений.

«Куда более важно для Мурманска не столько вхождение в СМП, а наличие инвестиций, интересантов, которые готовы вкладываться в развитие как порта, так и всего региона. Тем более, это, скорее, Мурманск нужен Севморпути, а не Севморпуть Мурманску», — считает доктор экономики Анна Мейзер.

Обсуждения о расширении Северного морского пути до Мурманска в последнее время сошли на нет, но вопрос создания Северного морского транспортного коридора, если не в этом году, то позднее, наверняка ещё будет поднят.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике