Порты Арктики достигли потолка: грузооборот уходит в «минус»

Транспорт и логистика Северный морской путь
Виктория Бабаева
16 Июля, 2020, 05:00
Порты Арктики достигли потолка: грузооборот уходит в «минус»
Фото: Вадим Кантор


Российские порты Арктического бассейна продолжают терять объёмы грузооборота, несмотря на ранний запуск поставок газа в восточном направлении из Сабетты и постепенное восстановление экономики после карантинных весенних месяцев. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) сообщила, что стивидоры, работающие в портах Арктики, за первые шесть месяцев 2020 года обработали 46,8 млн тонн грузов – это на 9,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

В большей степени падение коснулось объёмов перевалки сухих грузов – показатель снизился на 12,2% и составил 13,1 млн тонн. По наливным грузам также фиксируется отрицательная динамика, но не столь существенная – на 8,1%, до 33,7 млн тонн. Всё логично: снижаются показатели по нефти – в Варандее, спад на 23,1%, и по углю – в Мурманске, спад на 11,3%.

Крупнейший арктический порт России – Мурманск – оказался жертвой обстоятельств. В начале июня мост через реку Кола, по которому проходила единственная железнодорожная ветка, соединяющая Мурманскую область с другими регионами России, обрушился (подробнее см. в материале GoArctic).

Около 2,5 недель шли работы по налаживанию перевозок и пассажиров, и грузов по обходному пути. В это время грузовладельцы начали подыскивать альтернативные варианты для транспортировки своих товаров.

«В связи с тем, что поставка грузов ж/д сообщением считается ключевой для Мурманского морского торгового порта, в настоящий момент специалистами предприятия и АО «СУЭК» прорабатывается альтернативные логистические решения по сохранению грузопотока и выполнению обязательств перед нашими клиентами», – заявил генеральный директор АО «ММТП» Алексей Рыкованов ещё 9 июня.

Мурманск_MG_0241.jpg

Фото: Вадим Кантор


Движение поездов по обходному пути было запущено 19 июня.

«Мы выходим на размеры 16 грузовых пар поездов и два пассажирских в ежесуточном режиме», — заявил в тот день начальник октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.

Длина обходного пути составляет 5,7 км, время пути увеличилось примерно на 18 минут. Первоначально по временному участку Выходной — Мурмаши — Кола было разрешено движение всех грузов, кроме каменного угля, направляющегося в сторону станции «Мурманск» — из-за слишком большого количества составов.

Приоритет был отдан поездам с продуктами питания, медицинскими товарами и другой продукцией, важной для населения области. Поставки угля были возобновлены позже, чем поставки других товаров, к тому же в меньших объемах, по сравнению со стандартным объёмом поставок груза в мурманский порт. Всё это, безусловно, и повлияло на объемы перевалки угля в Мурманске.

Кроме этого, на отрицательную динамику по углю влияет и то, что спрос на товар на Западе (именно туда уголь отправляется из Мурманска) остаётся низким, хотя цены на уголь временно показывали рост, причиной чему стала авария с мостом, но затем ситуация стабилизировалась.

Как заявляют власти Мурманской области, возвести новый мост через реку Кола планируется лишь к началу октября. До этого времени система продолжит функционировать в нынешнем режиме – грузы будут ехать по обходному пути и в ограниченном объёме. Так что, вероятно, падение показателей перевалки грузов в порту Мурманска предстоит наблюдать вплоть до осени, и то, если новый мост будет построен в срок.


Романова Людмила_rolu212080544.jpg

Фото: Людмила Романова, GeoPhoto


Среди тех, кто ещё держится в «плюсе» — порт Архангельск, нарастивший объёмы на 12,2% до 1,4 млн тонн, и порт Сабетта. За полгода через порт в Ямало-Ненецком автономном округе прошло 14,1 млн тонн грузов, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ранее порт показывал более стремительный рост показателей, что объяснялось низкой базой предшествующих лет. Позднее рост стал замедляться: в 2018 году грузооборот вырос в 2,3 раза, до 17,4 млн тонн, в 2019 году — уже на 58,7%, до 27,7 млн тонн. Планируется, что в этом году в Сабетте будет перевалено 30 млн тонн грузов, и цифры за первое полугодие пока не дают повода сомневаться, что целевой показатель будет достигнут. Стремительного роста грузооборота в Сабетте стоит ожидать вновь через несколько лет – после реализации проекта «Арктик СПГ 2». Планируется, что терминал «Утренний» (входит в проект «Арктик СПГ 2») будет построен уже к 2022 году.

Именно на нефтяные и газовые проекты делается основная ставка – за счёт этих грузов планируется нарастить как грузооборот портов Арктики, так и грузопоток, проходящий по Северному морскому пути. По итогам 2024 года показатель должен составить не менее 80 млн тонн. По последним данным, с начала года объём перевозок по СМП показал рост всего на 1,1%. За январь-июнь по Севморпути прошло 14,8 млн тонн грузов, сообщили в Федеральном агентстве морского и речного флота (Росморречфлот). Задач для выполнения более чем достаточно, главное, как и с Мурманским мостом – уложиться в срок.


***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике