Сейчас в Мурманске

21:10 -2 ˚С Погода
18+

Севморпуть, глубоководная добыча руды в Норвегии и арктический порт на Аляске

Зарубежные СМИ об Арктике

Северный морской путь Полезные ископаемые Транспорт и логистика
Денис Ивановский
29 июня, 2023 | 17:04

Севморпуть, глубоководная добыча руды в Норвегии и арктический порт на Аляске
Фото: Атомфлот


Результаты Севморпути в 2022 году по данным Центра логистики Крайнего Севера

Международный Центр логистики Крайнего Севера представил развёрнутый отчёт об использовании Северного морского пути в 2022 году.

Основными источниками доклада стали данные информационных систем судов, работающих в Арктике, а также опубликованные отчёты российских и иностранных транспортных компаний.

Объём перевозок по Севморпути в прошлом году остался стабильно высоким. За год было перевезено 34 миллиона тонн, а всего по арктическому маршруту прошло 314 судов. Около 20 миллионов тонн из всего грузооборота составили перевозки сжиженного природного газа из российского порта Сабетта в Европу и Азию. Лидерами по приёму СПГ-танкеров из Арктики стали Франция, Бельгия, Испания и Китай.

Существенно снизились транзитные перевозки – если в 2021 году по СМП было перевезено 2 миллиона тонн транзитных грузов, то в прошлом году на них пришлось всего 41 тысяча тонн. Такая картина сильно отличает предыдущий год от всех остальных, когда через Арктику проходило несколько десятков транзитных судов между портами Европы и Азии. Кроме того, увеличивается количество рейсов в восточном направлении, тогда как раньше товаров из Азии в Европу проходило больше. Больше всего транзитом перевозили генеральные грузы, нефтепродукты и рыбную продукцию.

По сравнению с 2021 годом на 30% уменьшилось количество судов, проходящих через СМП. В 2022 году прошло 36 судов под иностранными флагами, по сравнению с 116 годом ранее. В первую очередь, ушли иностранные корпорации. Так, китайская судоходная компания COSCO, будучи крупнейшим иностранным оператором Севморпути, в 2022 году вообще прекратила перевозки по Арктике.


7 Штрик Вадим.JPG

Фото: Вадим Штрик / GeoPhoto


Норвегия готовится к глубоководной добыче руды

На фоне растущего спроса на рудные полезные ископаемые норвежское правительство прорабатывает вопрос развёртывания их добычи на морском дне в Арктике. Сейчас такой вид добычи запрещён парламентом страны.

К освоению представлен район размером с Германию, который простирается по морскому дну от прибрежного города Будё в центральной части страны и до Шпицбергена в Баренцевом море. Глубина потенциальной добычи в отдельных местах достигает четырёх километров.

Морское дно в предполагаемом районе добычи богато медью, никелем, кобальтом и другими востребованными металлами. Спрос на них кратно возрастает из-за использования в мировом производстве электрических батарей.

Сейчас правительство Норвегии готовит законодательную инициативу по открытию участков для глубоководной добычи рудных ископаемых и представит её в ближайшее время парламенту страны.

Для международной легитимации Осло ожидает от Международного органа по морскому дну, действующего под эгидой Организации Объединённых Наций, утверждение правил добычи полезных ископаемых на морском дне. Первичные положения ООН будут готовы в начале июля.

Защитники окружающей среды выступили с резкой критикой инициативы норвежского правительства. Морские глубины остаются одними из наименее исследованных зон планеты. Этот недостаток знаний не позволяет проводить всестороннюю оценку воздействия глубоководной добычи полезных ископаемых на экологию. Кроме того, Европейская академия наук в июне выпустила доклад о катастрофических последствиях глубоководной добычи полезных ископаемых и призвала ввести полный мораторий на такую деятельность. Учёные также предупреждают, что добыча приведет к выбросу большого количества отложений, нарушающих морское дно, на формирование которого ушли тысячи лет.


37030305_61e3e5f146_k.jpg

Доки города Ном, Аляска. Chris Lott / Flickr / CC BY 2.0


На Аляске появится крупнейший арктический порт

По мере таяния льдов в Арктике судна всё чаще пользуются Северо-Западным проходом (СЗП), соединяющим Тихий и Атлантический океаны. При этом средние и крупные суда, которым необходимо сделать остановку у Аляски, вынуждены вставать на якорь у берега, без должного обслуживания. Это касается как транспортных, так и туристических судов и военных кораблей.

Проблему со временной стоянкой власти США планируют решить строительством первого в стране глубоководного арктического порта у города Ном, на западе штата. Стройка будет длиться пять лет и обойдётся американскому правительству в 600 миллионов долларов. После запуска портовой инфраструктуры Аляска сможет принимать суда любых видов и размеров.

Углублять портовый бассейн будут на 12,5 метров. Это позволит швартоваться крупным круизным и грузовым судам, а также всех военным кораблям США за исключением авианосцев.

Порт сможет принимать сразу до десяти судов. Для сравнения, сейчас крупнейший арктический порт США принимает одновременно до трёх судов малых и средних размеров.

Согласно заявлению американских чиновников, порт Нома станет центральным элементом американской стратегической инфраструктуры в Арктике. Через него будут проходить суда, следующие через Северный Ледовитый океан, а также дислоцироваться военные корабли.

Проект портовой инфраструктуры одобрен на всех уровнях, а старт реализации намечен на конец этого года.


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике