Сейчас в Архангельске

16:41 -4 ˚С Погода
18+

Севморпуть — стратегический приоритет: взгляд сверху

Северный морской путь и налаживание международных транзитных перевозок по этому маршруту обсуждается на высоком уровне всё чаще. Эта тема стала одной из ключевых на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам РФ.

Северный морской путь
Виктория Бабаева
30 июля, 2021 | 09:13

Севморпуть — стратегический приоритет: взгляд сверху
Фото: Ярослав Никитин / GeoPhoto


Северный морской путь и налаживание международных транзитных перевозок по этому маршруту обсуждается на высоком уровне всё чаще. Эта тема стала одной из ключевых на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам РФ. Какие цели ставит руководство страны по морским перевозками в Арктике, что необходимо для их достижения и в чем кроются основные сложности — в материале GoArctic.


Международному транзиту быть

Президент России Владимир Путин 19 июля 2021 года провел по видеосвязи заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, чтобы оценить достигнутые результаты и обсудить дальнейшие планы до 2024 и до 2030 года. В рамках встречи затронули все базовые направления, начиная от поддержки семей, заканчивая цифровизацией и развитием системы здравоохранения. Об экономических приоритетах докладывал вице-премьер Андрей Белоусов. Примечательно, что, говоря об инфраструктурных проектах он особенно обратил внимание только на один, и это был Северный морской путь. 

«У нас Севморпуть фактически завершает создание трёх основных коридоров «восток – запад», который сшивает страну в направлении «восток – запад». Первое — это, безусловно, железнодорожный коридор, связывающий центральные регионы и регионы Сибири с портами Дальнего Востока с опорой на ключевое звено — это БАМ — Транссиб. Второе — это автомобильный коридор от Финляндии через Москву до Казани, далее до Екатеринбурга с перспективой выхода на Челябинск и Тюмень. И третий — это Севморпуть», — заявил вице-премьер.

О наращивании объема перевозок грузов между Карскими Воротами и мысом Дежнева к 2024 году до 80 млн тонн (эта цель установлена в майском указе президента от 2018 года) вице-премьер упомянул лишь вскользь. Основной акцент он сделал на проекте на более дальнюю перспективу. Речь идет о стратегической инициативе, цель которой заключается в том, чтобы создать на основе Севморпути к 2030 году круглогодичный транзитный коридор. Через девять лет, как заявил Андрей Белоусов, грузоперевозки должны достигнуть отметки 150 млн тонн, из них 30 млн тонн составит транзит.

Для сравнения, объем перевозок грузов по Севморпути в 2020 году был равен 31 млн тонн. По данным ФГБУ «Администрация Севморпути», показатель с 1 января по 22 июля 2021 года составили 17,047 млн тонн, это всего на 2,59% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Радуют разве что цифры по интенсивности судоходства — рост на 25,73%, разрешения на плавание по Севморпути выданы 640 судам. 


037-4912 (1).jpg

Фото: Сергей Карпухин


Миллиарды на дорожку

Чтобы создать транзитный коридор в Арктике, необходимо решить ряд важных задач. В число приоритетных входит налаживание круглогодичной навигации, а также обеспечение предсказуемых сроков доставки грузов. Все это напрямую зависит от климатических условий на Севере (этим, однако, управлять невозможно) и наличия развитого флота. По словам Белоусова, для успешной реализации проекта по транзиту в Арктике современный флот создается, навигация также налаживается — это происходит за счёт развёртывания спутниковой группировки.

«Необходимо создать единую цифровую платформу, которая позволит отслеживать в режиме реального времени движение грузов и создать соответствующую портовую и энергетическую инфраструктуру. Стоимость проекта до 2030 года составит 716 млрд рублей, из них более 400 млрд рублей – в 2021–2024 годах. Предполагается, что порядка 250–260 млрд рублей вложит «Росатом», а 130–140 – Фонд национального благосостояния», — отметил вице-премьер.

В «Росатоме» уже заявили, что планируют заказать шесть новых ледоколов для обеспечения перевозок по СМП к 2030 году. Как уточнил первый заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров, два из них — это атомные ледоколы серии 22220 мощностью 60 МВт, четыре — ледоколы на сжиженном природном газе (СПГ) мощностью 40 МВт. Сейчас «Росатомфлот» располагает пятью ледоколами: «Таймыр», «Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач» и «Арктика». 

Любопытно, что участие в развитии ледокольного флота намерен принять в том числе частный бизнес. Например, «Норильский никель» прорабатывает возможность инвестировать в строительство ледоколов, рассказал старший вице-президент, руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения «Норникеля» Сергей Дубовицкий на конференции «День Арктики» в Петербурге, выяснил «Коммерсантъ». На этом же мероприятии заместитель председателя правления «Новатэка» Евгений Амбросов также обмолвился, что у компании есть намерения вложиться в строительство ледоколов, хотя ранее от этой идеи там отказывались. 

 

Мурманск__MG_0299.jpg

Фото: Вадим Кантор


Загадочный план 

Но даже если в скором времени будет решен вопрос с обеспечением круглогодичной навигации, не до конца остается понятным, что за грузы поедут по СМП в тех объемах, что обозначил Андрей Белоусов. Например, сейчас из 17 млн тонн, перевезенных по СМП с начала года, основная часть, 11,364 млн тонн, — СПГ и газоконденсат, который следует из экспортного терминала «Новатэка» в морском порту Сабетта. Транзит занимает лишь 37,125 тыс. тонн. Хотя чиновники, как и бизнес, уповают на грузы с Востока. 

«Формирование устойчивой транспортной инфраструктуры в Арктике открывает новые возможности для развития евроазиатского транзита, который сможет осуществляться в оптимальные сроки и способствовать снижению воздействия на окружающую среду за счет более короткой протяженности пути и использования современных низкоуглеродных решений», — уверен генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.

Он заявил об этом по случаю подписания между госкорпорацией и зарегистрированным в Дубае портовым оператором DP World соглашения о сотрудничестве в сфере контейнерного транзита по Северному морскому пути. 

Но план с выстраиванием транзитных перевозок грузов из Китая в Европу хорош лишь в том случае, если есть обратная загрузка. Сейчас с этим возникают проблемы даже при отправке с Запада на Восток лихтеровоза «Севморпуть» (с Востока в европейскую часть России судно доставляет камчатскую рыбу). 

Читайте также: Севморпуть для рыбы: обратная загрузка и надежда на государство

Разработчики еще одного арктического проекта — по созданию трех портов-хабов (Приморск, Мурманск, Петропавловск-Камчаткий) для контейнерных перевозок по СМП, ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», заявляют о том, что решение по обратной загрузке найдено. 

«Грузооборот СМП у многих вызывает вопросы, но есть клиенты, которые заинтересованы в этой морской трассе. Мы при разработке предпроектной документации должны учитывать не только капитальные затраты, но и то, как проект будет окупаться. И я скажу, что да, наработки есть», — рассказал заместитель генерального директора по проектированию ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» Дмитрий Темкин на круглом столе «Северный морской путь: международный транспортный коридор и его возможности», организованном Информационно-аналитическим центром Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) совместно с Фондом Горчакова.

К сожалению, информация о том, кто именно входит в число интересантов, пока остается вне публичной плоскости. Возможно, у крупного бизнеса и руководства страны есть тайный план по обеспечению обратной загрузки. Хотя пока что заявления о 30 млн тонн транзита к 2030 году звучат излишне оптимистично. 


***
Виктория Бабаева, специально для GoArctic 

далее в рубрике