Сейчас в Мурманске

03:39 -2 ˚С Погода
18+

ПМЭФ: сессия «Северный морской путь: новые вызовы»

Сегодня на Форуме говорили о перспективах и проблемах развития важнейшего для России транспортного коридора.

Северный морской путь Пмэф
Анна Щетинина
15 июня, 2023 | 19:52

ПМЭФ: сессия «Северный морской путь: новые вызовы»
Фото: Александр Вильф / Фотохост-агентство РИА Новости


Сегодня на Форуме говорили о перспективах и проблемах развития важнейшего для России транспортного коридора.

Участники сессии отметили, что перспективы Северного морского пути (СМП) приобретают большую значимость в сложившихся условиях, и развитие СМП выходит на новый этап благодаря добычным, инфраструктурным, логистическим проектам, сообщает издание Neftegaz.RU

Темы, которые были затронуты на обсуждении: СМП как альтернатива Суэцкому каналу (более короткий маршрут между Европой в странами АТР); круглогодичная навигация в Западной части СМП – благодаря проектам «Норникеля», «НОВАТЭКа», «Газпром нефти», которые построили флот высокого арктического класса (такие суда могут ходить без ледокола); поиск новой модели судоходства, предполагающее круглогодичную навигацию в восточном секторе СМП.

Глава «Росатома» А. Лихачев в мае сообщал, что госкорпорация совместно с «НОВАТЭК» запустят круглогодичную навигацию на восточном направлении СМП в начале 2024 года.


Финансирование СМП: план и текущее положение

Правительство РФ в августе 2022-го утвердило план развития СМП до 2035 г. с объемом финансирования в 1,79 трлн руб.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекунков сказал на сессии, что финансирование этого плана уже определено на 65%, и это является достаточным уровнем обеспечения, а при дальнейшем развитии СМП необходимо делать ставку на частный бизнес.

Тезисы из выступления Алексея Чекункова:

  • «1,8 трлн руб., из которых 620 млрд руб. – средства федерального бюджета, они уже предусмотрены, 400 млрд руб. с небольшим – внебюджетные средства;

  • порядка 40% средств плана – это средства, которые еще должны быть изысканы, организационная модель должна быть разработана – это нормальная степень обеспеченности любого долгосрочного плана;

  • это 155 мероприятий, которые покрывают все существенные аспекты и развития грузовой базы, и развития ледокольного и транспортного флотов, аварийно-спасательной инфраструктуры, самой системы управления СМП;

  • сейчас этот план декомпозирован на 1840, примерно, конкретных шагов.

СМП – это серьезный инфраструктурный проект и для мира, и для России,

мы будем стараться выработать такую модель его финансирования, чтобы это произошло максимально быстро, при этом дав максимальный импульс российской промышленности по созданию и развитию необходимых нам компетенций там, где нужно эти компетенции поднарастить».


«Росатом» и СМП

Корпорация с 2018 г. определена инфраструктурным оператором СМП и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях.

Глава «Росатома» А. Лихачев рассказал о работе «ГлавСевморпути» как организатора плавания судов в акватории СМП, а также о проектах «Росатома» по обеспечению стабильного энергоснабжения вдоль линии СМП.

Тезисы из выступления Алексея Лихачева:

  • «мировая логистика всегда стремится к балансу безопасности, устойчивости и эффективности, но за последние несколько лет произошли и происходят события, которые меняют как миропорядок, так и мировую логистику,

  • в таких условиях безопасность и устойчивость становятся очевидными приоритетами;

  • в 2022 году кроме ледокольной логистики в полномочия «Росатома» вошло управление морским движением по СМП, «ГлавСевморпуть» осуществляет координацию всего плавания: выдачу разрешений, контроль за исполнением, прокладку маршрутов для всех судов, которые работают на СМП;

  • в г. Певек не первый год работает первая в мире плавучая АЭС, на Чукотке Баимская зона запросила уже 4 малых АЭС;

  • по самым скоромным подсчетам, мы видим заказ примерно на 15 плавучих энергоблоков вдоль линии СМП, причем заказ в том числе от наших энергетических компаний, это значит, что мы попали в точку по соотношению технологических параметров и востребованности, экономических показателей;

  • это плавучее решение от 50 до 100 МВт 1 блок (2 блока на борту) очень востребовано в условиях Арктики».


Загрузка СМП

Грузооборот по СМП увеличивается благодаря увеличению объема грузов российских компаний, работающих в АЗРФ, хотя их проекты в связи с возникающими сложностями немного сдвигаются.

Так, вице-президент по федеральным и региональным программам ГМК «Норильский никель» А. Грачев сообщил, что компания выполняет программу по наращиванию перевозок грузов по СМП, правда, с небольшим сдвигом вправо. «В 2020 году компания перевезла 1,5 млн тонн грузов по СМП, в 2022 г. – более 2 млн тонн, т.е. мы увеличили объем на 40%», – сказал Андрей Грачев.

Увеличению загрузки СМП будет также способствовать запуск завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Арктик СПГ-2» компании «НОВАТЭК».

В феврале 2023 года глава «НОВАТЭКа» Л. Михельсон говорил, что компания сохраняет планы по срокам запуска проекта – 1-я очередь в конце 2023 года, 2-я – в 2024-м, 3-я в – в 2026 году.

На сегодняшней сессии зампред правления «НОВАТЭКа» Э. Гудков допустил возможность сдвига запуска 1-й линии на начало 2024 года.

Тезисы из выступления Э. Гудкова: 

  • «проект «Арктик СПГ-2», который мы планируем запустить в декабре 2023-го либо в начале 2024 года, предусматривает выпуск порядка 20 млн тонн/год СПГ и более 1,5 млн тонн/год газового конденсата;

  • проект будет реализован в срок, несмотря на трудности, с которыми столкнулась компания;

  • в самое ближайшее время мы приступим к транспортировке 1-й платформы, уже в июле она отправится из Мурманской области на Гыдан, будет установлена около Утреннего месторождения, и начнет производство СПГ».

В пояснение к выступлению зампреда правления «НОВАТЭКа» надо скаать, что технологические линии «Арктик СПГ-2» будут размещены на основаниях гравитационного типа (ОГТ), которые изготавливаются в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в с. Белокаменка (Мурманская область).

Параллельно с каждым ОГТ изготавливаются модули верхних строений, которые будут устанавливаться на ОГТ, и в готовом виде линии отбуксируются к Утреннему месторождению на п-ве Гыдан, где планируется их установка на подготовленное морское основание в прибрежной зоне и подключение к береговым объектам.


Взаимодействие российских компаний и дружественных стран по СМП

Интерес к СМП проявляют и иностранные государства. Выступая на сессии ПМЭФ, председатель группы ОАЭ, главный исполнительный директор компании DP World султан А. Бин Сулайем сообщил, что транспортные компании ОАЭ заинтересованы в сотрудничестве с «Росатомом» по вопросам СМП.

Тезисы выступления А. Бин Сулайема:

  • «проект развития СМП имеет огромный потенциал, при этом важно определить, что именно необходимо предпринять для его успешной реализации;

  • среди основных мер, которые нужно осуществить:

       – обеспечение поддержки проекта клиентами,

       – развитие инфраструктуры,

       – информирование клиентов об экологических исследованиях;

  • уверен, что благодаря участию и поддержке многочисленных заинтересованных сторон грузовладельцы смогут по достоинству оценить экономическую выгоду проекта и план по его реализации;

  • это будет способствовать выстраиванию доверительных отношений с общественностью и тому, что СМП в скором времени станет альтернативой существующим популярным маршрутам между Европой и Азией;

  • СМП обладает серьезными преимуществами, поскольку позволяет сократить время и стоимость доставки грузов по направлению Лондон – Токио;

  • мы настроены на сотрудничество с «Росатомом» по Северному морскому пути, рассчитываем, что это поможет эксплуатировать этот маршрут».


далее в рубрике