Стеклянный округ. Часть 4
Понять и увидеть настоящую жизнь НАО невозможно до конца, не побывав в сельской местности
Фото: Артём Богатырёв
Несмотря на то, что большая часть жителей Ненецкого автономного округа проживает в столичной агломерации Нарьян-Мара и посёлка Искателей, понять и увидеть настоящую жизнь региона невозможно до конца, не побывав в сельской местности. Сельские поселения НАО условно можно разделить на центр, запад и восток. В центре находятся села и деревни вверх и вниз по течению Печоры от Нарьян-Мара, самое дальнее из которых примерно в 100 километрах от столицы. Единственная сухопутная дорога связывает Нарьян-Мар с селом Красное, в которое в период летней навигации быстрее попасть по воде. На востоке мне побывать, к сожалению, не удалось, зато я успел слетать на запад и, конечно, посетил большинство печорских сёл и деревень, с которых и начну рассказ.
Село Великовисочное или попросту Виска основано в 1564 году у реки Великая Виска, впадающей в Печору. Основная достопримечательность села – горбатый деревянный мост через речку Краяма, спроектированный и построенный в 1950-х тогдашним директором школы Петром Михайловичем Спирихиным, чтобы прекратить постоянные опоздания его учеников из-за разлива реки осенью и весной. Кроме того, мост наконец соединил две части села – центральную и бараковскую, дав тем самым толчок к развитию и строительству новых домов за рекой. А с апреля 2012 года решением Совета депутатов села изображение моста через Краяму, как символа связи прошлого, настоящего и будущего, стало частью герба муниципального образования «Великовисочный сельсовет» наряду с колоколом – символом возрождающейся духовности, и сорогой – символом многовекового рыбного промысла на Крайнем Севере. Таким образом, мост в Виске вошёл в госреестр российской геральдической символики.
Горбатый мост Спирихина в Великовисочном
Второе место силы в селе, которое исторически должно быть первым, церковь Святителя Николая, с 1931 г. служившая помещением клуба, разобрали в тех же 50-х. Новый храм в Виске построили уже в 2007 году, деревянная церковь Николая Чудотворца радует глаз, но, к сожалению, закрыта, и службы там проводятся только по большим праздникам, постоянного служителя пока тоже нет.
Поскольку прибыли мы в Виску вечером, оказалось, что колодцы питьевой воды уже закрыты, и чаю с дороги попить не удастся. Зато радушные хозяева выдали нам два литра колы, а бутылка виски, которая, по совету местных жителей, должна быть выпита в Виске, помогла снять усталость.
Церковь Николая Чудотворца
На следующий день в Великовисочном сельсовете кипела работа, дети радовались каникулам на спортивной площадке, а мы с коллегой и проводником отправились в деревню Щелино. От берега до деревни вела извилистая дорога и поднятые на полтора метра мостки, сколоченные добротно и пережившие уже не один паводок. К слову, этой весной на Печоре была «большая вода», затопившая несколько населённых пунктов. Река Сула, на берегу которой и появилась деревня, раньше была узкой в этом месте, тем самым дав название поселению. Но после того, как вырубили лиственничный бор, берег начало быстро размывать, а дома в конце 60-х годов пришлось переносить в другое место, подальше от реки. С тех пор в обиходе местных жителей два названия – Старая и Новая деревня. Там, где раньше было поселение, теперь большой луг – даже построек уже не сохранилось. Жители Щелино своей деревней гордятся и называют её заполярной здравницей, а еще Щелинградом. Деревня расположена в живописнейшем месте, здесь непривычно для севера высокие ели и березы, благоухающие поля и луга.
Щелино
Следующей на нашем пути была деревня Пылемец, некогда снабжавшая весь Нижне-печорский район кирпичом, производимым на местном заводе. Сейчас же Пылемец скорее дачный посёлок, оживающий летом из-за приезжающих к родителям детей и внуков. По реке нас встречал, дабы мы не сели на мель, сын директора дома культуры – парень 16-17 лет лихо управлялся с катером, он же довёз нас на УАЗике от берега до ДК и обратно. Примечательно, что в Пылемце прошла единственная в НАО акция в поддержку протестующих жителей Хабаровска.
Ближайшая к Пылемцу деревня Лабожское сохранила начальную школу и детский сад, молочную ферму, действующий магазин и, конечно, дом культуры. Деревня расположена на острове между двумя рукавами Печоры и из-за «большой воды» регулярно затапливается. Здесь, как и в Пылемце, местные жители не в восторге от модернизации тепло- и электроснабжения, поскольку дизель обходится дороже прежнего угля, а греет хуже, кроме того, сократили рабочие ставки кочегаров. Что в Лабожском требует модернизации, так это ферма – и здание, и оборудование, поскольку это немногие рабочие места, помимо бюджетной сферы. Директриса деревенского Дома культуры с громким именем Олимпиада Ивановна мало того, что традиционно тянет на себе культурную и общественную жизнь деревни, являясь безусловным лидером мнения, ещё и неоднократная победительница популярной в НАО ежегодной гонки на снегоходах. Многие жители возмущаются, что призы в этом соревновании в последнее время всё скромнее, а награда победителю среди женщин совершенно несправедливо меньше, чем у мужчин.
Пристань Лабожское
Ещё одна деревня, ставшая скорее дачным поселком, наполняющимся жизнью в летний период, – Тошвиска – запомнилась красивыми видами на Печору и симпатичными, аккуратно ухоженными цветниками у домов. Функционирует и клуб, хотя поводов собраться для местных всё меньше, они скучают по временам, когда здесь держали скот и кипела жизнь. Это последний населенный пункт НАО, после которого вверх по Печоре уже начинается Республика Коми.
Административный центр Пустозерского сельсовета – село Оксино – одно из старейших в округе и, подобно многим здесь, основано было, как рыбацкое промысловое поселение. Село сыграло важную роль в жизни округа, так как именно здесь первоначально располагались все важнейшие учреждения, которые позже были переведены в Нарьян-Мар: районные комитеты партии и комсомола, райисполком, банк, районные отделы милиции, конторы связи, ветлечебница, маслозавод, МТС, райкомхоз, рыбкооп. Сейчас в селе действуют средняя школа, интернат, участковая больница, детский сад, центральная база СП РК «Победа», дом культуры, магазины, электростанция. Долгое время в Оксино ждали газ, власти обещали, что голубое топливо уже тянется по трубам и местные жители даже купили себе плиты, но что-то пошло не так. Несмотря на это, в Оксино переезжают жить и работать молодые специалисты, заводят семьи, растят детей, жизнь идёт своим чередом.
Оксино
Посёлок Хонгурей находится в выгодном положении среди остальных печорских сёл и деревень, поскольку расположен на высоком месте, и его не топит в распутицу. Здесь находится база немногочисленных оленеводов колхоза «Красный олень» (в советские годы колхоз «Нарьяна ты» был миллионером), поэтому встретить здесь взрослых мужчин летом практически невозможно, остальные на реке или в лесу. Показательно видение своего будущего трёх местных девочек-выпускниц: одна намерена жить и работать в посёлке, вторая хочет выучиться и работать в Нарьян-Маре, третья твёрдо уверена, что поедет за знаниями в другой регион, и не связывает свою жизнь с округом. Тем не менее, все трое проводят лето в Хонгурее, помогая пенсионерам и работая в поселковом Доме культуры. В июле Хонгурей внезапно остался без медицинской помощи, поскольку оба фельдшера супруги и уехали в отпуск, о чём сообщили жителям посёлка, оставив в дверях здравпункта записку. На оперативном совещании врио губернатора НАО Юрий Бездудный даже предложил главврачу больницы самому отправиться замещать фельдшера, поскольку руководство больницы вовремя не нашло замену отпускникам.
Ближайшая деревня, куда можно добраться по суше из Хонгурея – это Каменка, некогда славившаяся своим хозяйством, входящим в состав колхоза «Красный олень». Сейчас в деревне живут в основном пенсионеры, со многими из которых удалось поговорить, поскольку в день моего приезда удачно привезли пенсию. К сожалению, в плачевном состоянии находится деревенский Дом культуры – от старых труб и сырости здание поразил грибок, и даже ремонт лишь немного отсрочит неизбежное – клуб надо сносить. Этим летом Каменка «прославилась» на весь округ, подобно соседнему Хонгурею, также историей с фельдшером. Ночью 19 июля в Каменку приехали двое жителей Нарьян-Мара, избили фельдшера и продавца магазина. По округу поползли слухи, что фельдшер выращивал дурманящие растения и про его нетрадиционную ориентацию, намекая на сожительство с продавцом магазина. Все бабушки Каменки в один голос принялись меня разубеждать в приписываемых фельдшеру грехах и расхваливать его профессиональные качества, рассказав, что он уже не раз спасал жизни односельчан, вовремя оказав медицинскую помощь. Возможно, пенсионеры просто боятся остаться без нормального медика, а следствие подтвердило, что задержанные по обвинению в избиении фельдшера требовали у него наркотические вещества, которые, впрочем, могли быть сильнодействующими лекарствами, к которым есть доступ у врачей.
Вообще, такие происшествия, как в Каменке, как и серьёзная преступность в НАО, являются чем-то из ряда вон и поэтому сразу получают громкую огласку. А жителям печорских сёл и деревень, конечно, хотелось, чтобы внимание властей и общества к ним было конструктивным, а не любопытствующим, поскольку проблем хватает. Среди них и доступ к рыбалке, и плохая связь, и нестабильная логистика, нехватка рабочих мест и много чего другого, за чем нужно ехать в город. Продолжение рассказа о путешествии по сёлам НАО читайте в следующем материале.
***
Артём Богатырёв, специально для GoArctic