Сейчас в Мурманске

15:04 1 ˚С Погода
18+

Арктика как зона возможного противостояния

Протяжённость северной границы Российской Федерации без малого 20 000 километров.

Северный морской путь Транспорт и логистика Границы арктики Сабетта Певек
Никита Трофимов
23 марта, 2022 | 15:20

Арктика как зона возможного противостояния
Автор фото Николай Гернет. GeoPhoto.ru


Самая восточная граница

Северная граница Российской Федерации на сегодняшний день составляет 19 тысяч 724,1 километра. Вдумайтесь в эту цифру! Граница проходит от Норвегии на западе до Берингова пролива на востоке и идёт вдоль побережья Северного Ледовитого океана вдоль берегов входящих в его состав морей: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского – до мыса Дежнёва на Чукотке. Мыс Дежнёва, помимо того, что он является самой восточной точкой материковой России, к тому же ещё «работает» самой восточной точкой всего Евразийского материка.


  Мыс Дежнёва

От этого знаменитого и красивого мыса рукой подать до Америки, точнее – до Северной Америки, а ещё точнее – до когда-то нашей Аляски, бездумно проданной в прошлом, не без помощи англичан, не за понюх табака Северо-Американским Соединённым Штатам. Живых денег Российская империя, кстати, так и не увидела. Ну да ладно, речь сейчас не об этом! Ширина пролива всего 86 километров, и в хорошую погоду с сопок нашей Чукотки вполне можно увидеть берега Аляски. Практически посередине пролива находятся острова Диомида: остров Ратманова (западный), где находится самая восточная погранзастава России, и в четырёх километрах на восток расположен остров Крузенштерна, который, согласно Договора от 1867 года о продаже Аляски и Алеутских островов, теперь принадлежит США. Посередине четырёхкилометрового пролива и проходит граница между Россией и США. Она же «служит» ещё и международной линией перемены дат, а также границей часового пояса. Вот такая у нас многофункциональная восточная граница.

А ещё эта же граница «работает» достаточно абсурдной линией соприкосновения России и Организации Северо-Атлантического договора, которую в просторечии мы называем просто НАТО. Абсурдно? Конечно! Сверху (если смотреть на карту), на севере Северный Ледовитый океан, внизу, то есть южнее, Тихий океан! Причём здесь Северная Атлантика? А вот причём – США являются теми самыми главнюками и организаторами, которые и организовали, простите за тавтологию, эту пакостную Организацию!

 Слева остров Ратманова (Россия), справа остров Крузенштерна (США)


Берингов пролив является судоходным и позволяет проходить через него судам всех классов и любого водоизмещения. Его минимальная глубина на рекомендованном фарватере составляет 36 метров. Пролив служит началом Северного морского пути при движении с востока на запад. Севморпуть является самым коротким путём для доставки товаров из стран Юго-восточной Азии, Китая и Японии в Европу.


От мыса Дежнёва – на запад

                Говоря о глубинах в проливе, мы должны держать в голове и то, что этим проливом могут проходить и военные корабли, чем мы неоднократно пользовались перед и во время Великой Отечественной войны, перебрасывая с вроде бы мирного (хотя какой там мирный - Япония могла напасть на нас в любой момент!) тихоокеанского театра корабли и подводные лодки ТОФ на так нуждавшийся в то время в дополнительных силах Северный флот. Поставим себе заметку на память – если по Севморпути могут проходить наши корабли и лодки, то у нашего вероятного противника (а честнее будет сказать без всяких там эвфемизмов – врага!) тоже возникает желание использовать в своих целях указанный маршрут. В этом уж будьте уверены!

                Давайте отправимся в путешествие на запад – по Севморпути и не только!

                Если мы пойдём от мыса Дежнёва на северо-запад и далее вдоль северного побережья России, то увидим порт Певек – один из главных пунктов снабжения нашей Чукотки. С недавних пор у берега Певека пришвартована российская плавучая атомная теплоэлектростанция проекта 20870 (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». И не просто пришвартована – здесь сооружён целый комплекс, который состоит из плавучего энергетического блока, береговой площадки с сооружениями, обеспечивающими выдачу электрической и тепловой энергии потребителям, а также гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку ПЭБ в акватории.

 ПАТЭС проекта 20870 «Академик Ломоносов».


                Порт Певек является исключительно важным объектом. Во время северного завоза в порт доставляется громадное количество грузов, обеспечивающих бесперебойное функционирование многочисленных важных стратегических предприятий, находящихся на Чукотке, снабжение которых в силу географических и климатических условий возможно только благодаря порту, который открыт для навигации с начала июля по конец октября. В это время возможен заход в порт без сопровождения ледоколов. Население самого северного в России города Певек (видите, как часто приходится употреблять слово «самый» в рассказе о российском Севере!) – всего около пяти тысяч человек. Зачем же было так необходимо проектировать, строить и доставлять в Певек такое чудо инженерной мысли, как первая в мире ПАТЭС? Всё дело в том, что на Чукотке только на эксплуатируемых месторождениях Майское и Кекура добывается более 10% всего золота России! Там же находятся месторождения Баимской рудной зоны -- прежде всего, это медные месторождения, но там есть и другие металлы. Чукотка становится промышленным полиметаллическим регионом с очень весомым стратегическим значением! ПАТЭС «Академик Ломоносов» — это одиннадцатая в России и самая (опять САМАЯ!) северная атомная электростанция в мире. Это энергетический объект электрической мощностью 70 МВт и тепловой -- 50 Гкал/ч, он может обеспечить до 100 тыс. человек электроэнергией и теплом. Поэтому 95% его потенциала будет работать на развитие промышленности региона – на смену завозимому с большой земли мазуту и дизельному топливу пришла экологически чистая атомная энергия, что позволит переориентировать высвободившиеся транспортные объёмы на перевозку других грузов, так необходимых Чукотке.

                Пошли дальше на запад, читатель? Пошли!

                Мы оставили за кормой Чукотское море, прошли по мелководному Восточно-Сибирскому морю (далеко в океан выступает шельфовая плита, тоже сделаем себе зарубку на память!) и вошли в море Лаптевых, где в устье чудовищно мощной реки Лены расположился очередной порт Севморпути – Тикси. Порт Тикси – это крайний север Якутии, можно сказать, её морские ворота. Через порт осуществляется завоз в Якутию продовольственных, строительных товаров, нефтепродуктов, которые потом по главной водной артерии -- реке Лене -- доставляются во все уголки края. Обратным рейсом суда вывозят лесоматериалы, которыми так богат этот громадный край. Порт модернизируется, чтобы стать одним из важных объектов Севморпути.

  Причалы порта Тикси летом.


Впереди – Таймыр и Ямал

Ещё пара дней пути (при хорошей погоде), и мы, оставив по левому борту порт Хатанга, а затем по правому борту архипелаг Северная Земля, попадаем в Карское море, к устью могучего Енисея, а там уже и порт Диксон – важнейший порт Севморпути (помните, как во время Великой Отечественной войны Кригсмарине проводил операцию «Вундерланд», послав на маршрут Севморпути тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который попытался атаковать и высадить в порту Диксона десант, но был отогнан огнём наших вооружённых судов и батареей береговых орудий?). Здесь проходящие суда могут бункероваться, выгружаться и принимать генеральные грузы.

Если спуститься на юг, вверх по течению невероятно мощного Енисея, то мы попадём в самый (!) северный международный морской порт страны – Дудинку, круглогодично связанную с Мурманском и Архангельском. Порт является структурным подразделением «Норильского никеля» и ключевым объектом транспортной инфраструктуры Норильского промышленного района. Я думаю, что нет необходимости объяснять Вам, читатель, значимость никеля для современной промышленности и металлургии, в частности? Порт, переваливающий технологические, навалочные, лесные, промышленно-продовольственные, генеральные грузы, нефтепродукты. Вывозится медь, никель, кобальт, селен, теллур, сера, уголь, металлолом, медно-никелевая руда. Одним словом – незаменимый порт! Это основной региональный транспортный узел, обеспечивающий жизнедеятельность всего Таймырского Долгано-Ненецкого и Норильского промышленного районов.

Порт Дудинка


Поднявшись ещё выше по течению Енисея, мы попадём в Игарку – это самый южный порт Енисея, куда могут заходить морские и океанские суда. Он находится аж в 675 километрах от океана, от устья Енисея. Основное предназначение порта раньше заключалось в вывозе лесоматериалов и пиломатериалов из бескрайних лесов Красноярского края, однако в последнее время порт решает и новую, очень важную задачу – обеспечение поставок технологического и промышленного оборудования для освоения и развития Ванкорского нефтегазового месторождения.

Ну а мы с вами, читатель, развернёмся на обратный курс и спустимся вниз по течению сурового, но волшебно красивого Енисея, несущего свои воды в Карское море. Мы поворачиваем с Вами на курс 270 градусов и берём курс на Сабетту – самый новый и самый перспективный порт Севморпути, построенный совсем недавно. Закладка порта состоялась 20 июля 2012 года, а уже в 2013 году порт принял первые суда. Строительство объекта, расположенного на западном берегу огромной Обской губы, шло невероятно высокими темпами. Даже тяжелейшие климатические условия полуострова Ямал не смогли помешать возведению новейшего и высокотехнологичного порта. Порт был крайне необходим для освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Строительство и развитие Сабетты (порт назван по имени посёлка, расположенного в пяти километрах) осуществляется в соответствии с распоряжением правительства России от 13.07.2012 № 1259-р. Всего лишь через семь лет после начала строительства порта грузооборот в 2019 году вырос до 27,67 млн тонн, что на 59% больше, чем в 2018 году (17,44 млн тонн). В том числе было перегружено СПГ – 18,2 млн тонн, СГК – 1,23 млн тонн, сырой нефти – 7,76 млн тонн, генеральных грузов – 328 тыс. тонн! На одном из участков порта производится также круглогодичная отгрузка нефти из Новопортовского нефтяного месторождения. Но на этом развитие Сабетты не останавливается – в России планируется реализовать ещё один гигантский транспортный проект, который окажет огромное влияние на весь Севморпуть, как национальную транспортную коммуникацию, а именно железнодорожный проект Северного широтного хода, магистрали Обская – Коротчаево. Магистраль соединит Свердловскую и Северную железные дороги. Это откроет для России совершенно невероятные ранее возможности – при завершении строительства железнодорожного пути до порта Сабетта мы откроем кратчайший выход на СМП для более чем 50 млн тонн потенциальных грузов из Поволжья, Урала, Сибири и всей России. В перспективе Сабетта может изменить мировые транспортные потоки.

    

     

Через Карские ворота

Ну, а мы с Вами, читатель, покинем Сабетту и направимся опять на запад к проливу Карские ворота между островами Вайгач и Новая Земля. Это – конец Северного морского пути, но не конец нашего путешествия. Итак, Северный морской путь – это действующая и перспективная транспортная артерия, позволяющая сократить расстояние от Азии до Европы более чем в два раза. Для примера, возьмём два крупнейших из портов планеты – Йокогама (Япония) и Роттердам (Нидерланды). Традиционный южный маршрут через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Атлантику имеет протяжённость 22540 километров, если же использовать Севморпуть - всего 9230 километров. Как говорится – почувствуйте разницу! Это и сокращение сроков поставки, и сокращение расходов на топливо, что значительно удешевляет перевозку товаров и благоприятно влияет на экологию за счёт уменьшения выбросов парниковых газов при сгорании судового топлива.

Пройдя через Карские вороты, мы оказываемся в Баренцевом море, откуда уже рукой подать и до главного порта Белого моря – Архангельска.



     Атомный лихтеровоз «Севморпуть» у причалов Архангельска.

Этот порт имеет важнейшее значение, как связующее звено каботажных линий при плавании по Баренцеву, Белому, Карскому морям и по всему Северному морскому пути. Оставим себе ещё одну зарубку на память: в Архангельске и Северодвинске находятся важнейшие предприятия кораблестроения и судоремонта -- АО «Производственное объединение «Севмаш» и АО «Центр судоремонта «Звёздочка». Это стратегические и особо важные для России в целом предприятия – именно на них выпускаются и проходят ремонты и модернизации атомные подводные лодки и корабли всех классов и проектов. «Севмаш» — это колыбель атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 «Борей», современнейших многоцелевых атомных подводных лодок проекта 885 «Ясень». Чудо инженерного гения и надёжный щит нашей страны!

В этом году должен отойти от достроечной стенки «Севмаша» тяжёлый атомный ракетный крейсер проекта 11442М «Адмирал Нахимов», который станет самым мощным и вооружённым кораблём в истории человечества!

А мы с вами, читатель, оставив за кормой Архангельск и Северодвинск, из гирла Белого моря держим курс на Кольский залив и в Мурманск – один из крупнейших портов России и единственный незамерзающий на нашем Севере. Грузооборот порта в 2021 году составил 54.5 миллиона тонн! Впечатляющая цифра! При этом на берегах Кольского залива постоянно строятся новые и новые предприятия, причалы, доки, заводы, расширяются мощности железнодорожного узла Мурманска. Помимо всего прочего, город и порт являются основной базой нашего Росатомфлота, в который входят (на март 2022 года) шесть действующих атомных ледоколов («Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика», «Сибирь» и ожидаем в этом же году седьмой – «Урал»!) и единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть». Россия вообще является единственной страной, эксплуатирующей гражданские суда с ядерными энергетическим установками. Ледокольный флот постоянно обновляется и пополняется новыми судами, в том числе и такими ледоколами, которые могут работать в двухосадочном режиме – на мелководье и на сибирских реках они работают при малой осадке, а в море, за счёт приёма балласта в специальные цистерны, – при нормальной осадке. Развитие нашего ледокольного флота, вместе с потеплением климата и сокращением ледового покрова Арктики в последнее время, позволит перейти к круглогодичной эксплуатации Севморпути коммерческим транспортом неледового класса.

Продолжение следует.



Автор: Никита Александрович Трофимов, капитан I ранга Северного флота в отставке.
Фотографии из открытых источников.



далее в рубрике