Сейчас в Мурманске

09:28 15 ˚С Погода
6+

Певек — Эгвекинот

Туризм

Певек — Эгвекинот

Фото предоставлены автором


Общая идея путешествия

Я и Дмитрий Абдугафаров летом 2018 года совершили большое путешествие по Дальнему Востоку России. Мы начали с БАМа (проехали от Тайшета до Тынды), затем отправились автостопом на север, через Нерюнгри, Якутск, Усть-Неру и Магадан. Оттуда вернулись немного назад, в Сеймчан (порт на реке Колыма). В Сеймчане нашли попутную баржу до Зырянки, а оттуда другую баржу да Анюйска. Из Анюйска по летней сети дорог отправились в Билибино, Певек, Эгвекинот. Из Залива Креста улетели в Анадырь, дальше — на Магадан. Всё путешествие длилось три с половиной месяца. Подробно это путешествие я описал в своей книге «Страна двух океанов». О дороге из Билибино в Певек читайте здесь. А ниже я рассажу о трассе из Певека в Эгвекинот, чтобы читатель имел представление о том, какие существуют дороги на Чукотке.


photo_2022-07-03_01-46-58.jpg


Арктические трассы

Вот что я записал в своих дневниках про этот переезд:

«Автостопом: Певек — Эгвекинот, Чукотка.

От Ледовитого океана к Тихому, из восточного полушария в западное, из Заполярья в Приполярье.

Расстояние около 800 км. У нас это путешествие заняло 8 дней. Первые 200 км совпадают с дорогой на Билибино, потом поворот, и далее километраж будет считаться от этого поворота на Эгвекинот. На 170 км от Певека есть рудник «Майский», отсюда каждый день возят руду в Певек (примерно 1 машина в час), так что проехать 170 км в первый день легко. Далее становится сложнее, так как до поворота на Эгвекинот остаётся 30 км, а «живых» населенных пунктов нет на протяжении всей трассы. Эти 30 км можно и пешком пройти, мало ли, машин не будет. На реке Паляваам есть балок с печкой, можно в нём переночевать.


photo_2022-07-03_01-46-52.jpg


Собственно, от поворота до Эгвекинота остаётся около 600 км. От поворота дорога идёт вдоль реки Паляваам. На 30 км (здесь и далее указан километраж от поворота на Эгвекинот с трассы Певек — Билибино) находится бывшая метеостанция, сейчас она автоматизирована, но Гена (Гена — бывший работник метеостанции) живёт там до сих пор. Генку ещё называют Водомут. Этот Гена — последний форпост на этой дороге, после него не будет никаких людей аж до самого рудника «Валунистый» (387 км от поворота или 200 от Эгвекинота, если считать с другого конца дороги).

Трассу Певек — Эгвекинот открывают во второй половине июля, когда уровень воды в реках падает. Она остаётся открытой до конца сентября (является так называемым «летником»).

На 115 км есть поворот на север до Мыса Шмидта и рудников «Ленинградский» и «Полярный». Водители говорят, что там толком нет дороги, и они просто едут по руслу реки. На Мыс Шмидта есть трафик и со стороны Певека (особенно в день прилёта самолёта Москва — Певек), и со стороны Эгвекинота. При этом со стороны Эгвекинота трафик заметно выше, и в августе можно смело планировать посещение Мыса Шмидта. Таким образом, 115 км от поворота на Эгвекинот (315 км от Певека) является некой критической точкой, в которой разделяются потоки машин. При этом возможны и сквозные машины: Певек — Эгвекинот, и Билибино — Эгвекинот, но они редки. Также не стоит забывать, что основной трафик идёт после прихода в порт судна с контейнерами, и если судна уже не было давно, то дорога может пустовать 5, 8 и даже 20 дней.


photo_2022-07-03_01-47-04.jpg


На 136 км от поворота на Эгвекинот стоят два больших топливных бака. На 223 км сохранились несколько балков (бывшая база дорожников «Осиновка»), один из них, тот что с печкой, является действующей баней! На 247 км, сразу после перевала «Солдатский», тоже стоит балок, но дров, чтобы топить, в округе нет (разве что сам балок разбирать на дрова). Балок очень сырой, так как окно выбито. На 271.5 км остался контейнер от геологов (они были тут в 2016 году), с окном, дверью, нарами и столом.

Рудник «Валунистый» находится на 387 км от поворота на Эгвекинот и в 202 км от Эгвекинота. Между «Валунистым» и Эгвекинотом почти ежедневно курсируют грузовые машины и вахтовки.

Имейте в виду, что какой-либо участок дороги может быть смыт сильными дождями или реки могут подняться, и перейти вброд или переехать их будет невозможно, придется ждать до 5-8 дней.


photo_2022-07-03_01-47-09.jpg


У нас было так:

1 день. Мы выехали в обед (по случайности это был день прилёта московского рейса) и к вечеру добрались до «Майского», далее нас подобрали дорожники (мы ехали в кузове КАМАЗа-самосвала). Они довезли к полуночи аж до Гены и его метеостанции. По дороге они пили пиво и водку, — когда доехали до Гены, были уже под хорошим градусом. Оказалось, что и Гена с сыном тоже пьяны, при этом к ним приехал полицейский из Певека и утром собирается забирать Гену в Певек, полицейский трезвый (сидел у себя в кабине УРАЛа). Ещё там был подвыпивший чукча-оленевод из N-ой бригады, то ли её бригадир, то ли брат бригадира. Такой весёлый каламбур с этими людьми вышел, что мы ушли спать в палатки.

День 2. С утра мы проснулись от шума двух грузовых машин — они ехали в сторону Мыса Шмидта и могли провезти нас до 115-го километра. Но водители были оба пьяны, и мы с ними проехали около 20 км. Потом они просто вырубились и уснули. К счастью, через 2 часа мы пересели в вахтовку, которая шла на рудник «Полярный», — она подвезла нас до поворота на Мыс Шмидта (115 км). Выйдя на развилке, мы пошли дальше пешком.


photo_2022-07-03_01-47-06.jpg


День 3. Ночевали у больших цистерн на 136 км, они остались от дорожных строителей. С утра мы прошли несколько километров, день был солнечный, и окрестные горы были очень красивы. Предполагали, что здесь уже не будет попуток несколько дней, но ошиблись. К 11 часам дня увидели позади нас столб пыли и приближающиеся два грузовика. Они, конечно же, остановились (мало ли что у нас случилось в тундре), и мы попросили их нас подвезти. 

В кабине у первого водителя сидела его семья, и места не было, а второй водитель к идее ехать вместе отнёсся скептически. Они направлялись в Эгвекинот, но опасались везти нас до самого посёлка, так как раньше туда требовались пропуска в погранзону, и пограничники ругали тех водителей, кто привозил людей без пропуска. Мы им сообщили, что пропуска отменили, но они отнеслись с недоверием к этой информации. В итоге второй водитель сказал, что подвезёт нас сотню километров, до брошенной базы дорожных строителей. На ней остались несколько балков, в которых можно укрыться от непогоды, а один является действующей баней.

И хорошо, что они не согласились увезти нас сразу в Эгвекинот, а то мы бы не погуляли в дальнейшем по красивейшим местам! По дороге к базе дорожников они обратили наше внимание на одно местечко, где росла целая роща полноценных деревьев — аномальное место для тундровой Чукотки, где растут, максимум, кусты. Другое такое место мы видели по дороге на Певек, рядом с брошенным посёлком Комсомольский, — там в открытой тундре растут три берёзы, каждая метра по 2-3 ростом. 

На брошенной базе дорожников мы все вместе пообедали, и водители поехали дальше, указав нам на белый балок, мол, вот там вот баня, если что. Дима решил осмотреть окрестности, а я пошел проверить баню.


photo_2022-07-03_01-47-26.jpg


День 4. Хорошо, что не было попуток, ведь на машине проскочишь по этим красивым местам и мало что запомнишь, а так идёшь и наслаждаешься красотой, впитываешь в себя. Идёшь, и не верится, что мечта исполнилась. Скоро поездка по Чукотке закончится, а всё еще не до конца осознал, в какое удивительное место попал. 

Перевал Солдатский перешли под вечер и на спуске обнаружили балок с разбитым окном. Вокруг камни одни, ведь ещё не спустились до конца с перевала, и здесь на высоте ничего не растёт. Ночевали в этом самом балке на 247 км. Печку топили самим балком, с дальнего края отрывали косяки и кидали в печку. Так как окно выбито, то зимой сюда наметает много снега, и балок внутри сырой. Ночью на вершинах окрестных сопок выпал снег. Конец июля на Чукотке!


photo_2022-07-03_01-47-21.jpg


День 5. На следующий день снова идём пешком. Спустились с перевала в тундру. За сегодня прошли почти 25 км и остановились на ночлег в контейнере. Контейнер свежий, остался от геологов, которые работали в этой части Чукотки несколько лет назад. Он изнутри обит деревом, и там оборудован стол, нары на двух человек и прихожая. Есть пластиковое окно и металлическая дверь. Её можно запереть на ключ, но ключа нигде нет. Весь контейнер поставлен на огромные железные сани, чтобы можно было таскать его вездеходом зимой по снегу.

День 6. Днёвка. Дима ходил на вершину ближайшей сопки, а я остался внизу. Сходил до ручья за водой, а потом просто лежал на тундровом ковре и наслаждался солнечным днём. Вокруг изобилие ягод: шикша, голубика, брусника и красная смородина.


photo_2022-07-03_01-47-16.jpg


День 7. Шли пешком около 10 км. Объедались голубикой, очень вкусно и много (1 литр за полчаса собирается, если не быстрее). В середине дня нас всё-таки подобрала попутная колонна машин, идущая в Эгвекинот. Водителя звали по отчеству Василичем, и у него было только одно место в кабине, куда по жребию поместился Дима, а я поехал в открытом кузове. Пыль от впереди идущих машин и из-под колёс самого грузовика летела на меня в большом количестве. Я сел вплотную к кабине, но это мало помогло. В полночь мы были на руднике «Валунистый». Я изрядно запылился и замёрз, пока ехал в кузове, а Диме в кабине старого военного УРАЛа, наоборот, было очень жарко.


photo_2022-07-03_01-47-15.jpg


День 8. С Василичем добрались до Эгвекинота. В силу жребия теперь я был в кабине, а Дима — в кузове. Недалеко от Эгвекинота начинаются самые красивые места на всей трассе — острые, скалистые, чёрные горы высятся вокруг. Мы пересекли полярный круг и попали из Заполярья в Приполярье. Недалеко от трассы установлен памятник в том месте, где полярный круг пересекает 180 меридиан. Тот самый меридиан, который делит полушария на Западное и Восточное. Таким образом мы очутились в Западном полушарии! Да, небольшая часть Чукотки, самая её восточная часть (Чукотский нос) лежит в Западном полушарии.

Ну, здравствуй, Эгвекинот!»


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic 

далее в рубрике