Лёд и пламя: Арктика в Великой Отечественной войне – часть первая
Заполярье до и в начале войны, ленд-лиз и арктические конвои

Источник: uniteandwrite.com
Две великие войны, потрясшие планету в XX веке, именуются «мировыми» не только в силу масштаба вызванных ими жертв и того глубокого влияния, которое они оказали на всемирную историю, но также потому, что география их боевых действий так или иначе охватывала весь мир. Не минула эта участь и Арктику – значительной ее части было суждено стать одним из фронтов Второй мировой.
Более трех лет длилась кровопролитная битва за Заполярье. Почти четыре года – с августа 1941 по май 1945-го – фронтовой Мурманск, по праву заслуживший звание города-героя, принимал стратегически важные грузы, необходимые для достижения окончательной победы над гитлеровскими захватчиками. Морская война велась в огромном секторе Северного Ледовитого океана: атаки гитлеровцев приходилось отбивать в Баренцевом и Карском морях, а вражеские корабли орудовали у Новой Земли, близ архипелага Франца-Иосифа, атаковали порт Диксон.
Победа в Великой войне далась огромной ценой. Боевое противоборство с силами континентальной Европы, объединенной под гитлеровскими знаменами, нигде не было «легкой прогулкой». Но особенно тяжелым оно было на Крайнем Севере, где, помимо вооруженного противника, красноармейцам и краснофлотцам приходилось противостоять и силам буйной заполярной природы – пронизывающему холоду, лютой стуже, льдам и штормам. Это требовало особого героизма, особой смекалки, особых человеческих качеств.
Нашей Арктике в годы войны – и людям, добывшим победу в Заполярье – я и хочу посвятить свой рассказ.
Моряки Северного флота на Великой Отечественной войне. Фото: Соловецкий музей-заповедник / solovky.ru
Оборона Заполярья: не пустить врага к Мурманску!
Немцы давно присматривались к Советской Арктике. В Берлине трезво оценивали логистическое значение незамерзающего порта Мурманска, а недра Кольского полуострова могли бы обеспечить рейх стратегическими ресурсами на годы вперед. В свою очередь, при идеальных для немцев условиях Северный морской путь помог бы им установить прямое водное сообщение с союзной Японией. С точки зрения гитлеровских заправил, игра стоила свеч.
Еще до начала Великой Отечественной немецкая разведка приложила изрядные усилия для изучения акватории СМП и арктического побережья СССР. В 1931 году в Заполярье побывала немецкая экспедиция на дирижабле LZ-127 «Граф Цеппелин». В течение одного лета она преодолела более 13 тысяч километров над территорией Союза, картографируя местность и исследуя ледовую обстановку. Уже после войны выяснилось, что наряду с научными она выполняла и шпионские задачи: в условиях строгой секретности немецкие специалисты подготовили серию высококачественных аэрофотоснимков, впоследствии позволивших вражескому ВМФ неплохо ориентироваться в наших арктических водах.
А в 1940-м Арктику посетил германский вспомогательный крейсер «Комета», замаскированный под коммерческое судно. Пользуясь разрешением советского правительства, он совершил переход через СМП в восточном направлении, получив бесценный опыт навигации вдоль наших берегов. В Берлине системно собирали и скрупулезно анализировали все возможные сведения об Арктике, которые могли получить – синоптические и гидрографические данные, сведения о ледовой обстановке, картах, специфике судоходства. Развязывая агрессию на Севере, гитлеровцы полагались на крепкий – хотя, как показала практика, и недостаточный – информационный задел.
Дирижабль «Граф Цеппелин» над Архангельском. Фото: vaga-land.livejournal.com
Кольское Заполярье в плане «Барбаросса»
Захват Кольского Заполярья стал одной из важных стратегических задач нацистской военной машины.
Печально известный план «Барбаросса» гласил: «Силы на Севере следует использовать прежде всего для обороны области Петсамо и ее рудных шахт, а также трассы Северного Ледовитого океана. Затем эти силы должны совместно с финскими войсками продвинуться к Мурманской железной дороге, чтобы нарушить снабжение Мурманской области по сухопутным коммуникациям».
В последующем Мурманск предписывалось взять. Ликвидировав узел советской обороны на Кольском полуострове, армия вторжения должна была развивать наступление вглубь страны с дальнейшим захватом Архангельска. Заранее было решено, что после гипотетического разгрома СССР Кольский полуостров достанется союзной Гитлеру Финляндии, а его полезные ископаемые будут разрабатываться в германских интересах.
Реализовывать гитлеровские замыслы должна была группировка «Норвегия» в составе трех корпусов: двух немецких и одного финского, – общим числом около 97 тысяч штыков. Ей противостояла советская 14-я армия, имевшая почти вдвое меньшую численность, Северный флот и погранвойска. По расчетам командования Вермахта, на седьмой день с начала операции ожидалось падение Мурманска (еще до вторжения в германских ВМФ для управления оккупированным городом была официально создана должность морского коменданта), на десятый – Кандалакши, а вообще советские силы должны были быть разгромлены в течение двух недель. Но этого не случилось ни через две недели, ни через два года.
«Олень Яша на войне». Фото знаменитого военного фотокорреспондента Евгения Халдея. 1941 г.
Начало войны
Война пришла в советскую Арктику на восемь суток позже, чем на «Большую землю». Это сыграло на руку Красной Армии и Флоту: драгоценные дни были использованы для подготовки. Власти успели провести эвакуацию населения и важных промышленных предприятий, в том числе – Ловозерского ГОК, комбината «Североникель», комбината «Апатит», Кандалакшского алюминиевого завода, рыбокомбината.
Было частично вывезено оборудование судоремонтных заводов Главного управления Севморпути, а также турбины Туломской ГЭС. То, что не смогли вывезти, заминировали. К 27 июня 1941 года советские войска были приведены в полную боевую готовность, а стрелковые соединения и части заняли оборонительные позиции у государственной границы.
Наступление «Норвегии» началось 29 июня полуторачасовой артподготовкой и массированным авианалетом, после которых советскую оборону попытались взломать две вражеские дивизии. Но атака, острие которой было нацелено на Мурманск, забуксовала: немцы встретились с непривычно упорным сопротивлением. К исходу первого дня гитлеровские войска сумели продвинуться вглубь советской территории лишь на 3-12 километров, а уже ко 2 июля они были остановлены на рубеже реки Западная Лица.
Новые попытки продолжать наступление предпринимались 7 и 11 июля: после перегруппировок немцы и финны продолжали наносить удары, стремясь нащупать слабые места обороны. Наши яростно защищались и при первой же возможности переходили в контрнаступление, нивелируя первоначальные успехи захватчиков. В ближний тыл вражеских войск несколько раз высаживались десанты, оттягивавшие на себя силы и дезорганизовывавшие снабжение противника; в июле по Петсамо, где базировались немецкие войска, нанесли воздушный удар британские союзники.
Об ожесточенности летних боев за Советское Заполярье свидетельствует такой пронзительный эпизод.
30 июня разведгруппа немецких егерей, пытающихся найти проходы между советскими очагами сопротивления, натыкается на небольшой советский отряд из состава 135-го стрелкового полка 14-й стрелковой дивизии, удерживавший высоту 122, и полным составом гибнет в скоротечном бою – успевает спастись только один егерь, спрыгнувший с высоты в озеро.
Под утро немецкая егерская рота атакует высоту и берет ее с большими потерями – 16 убитых и 11 раненых, это больше, чем за всю Польскую кампанию, в которой она тоже участвовала. В плен взяты два красноармейца, у которых закончились боеприпасы. Разъяренные егеря учиняют самосуд и расстреливают советских бойцов. Казнь тщательно фотодокументируют: вот егеря плотно обступили пленных, тычут в них пальцами, лица искажены злобой. Вот их поставили у валунов на высоте, которую они обороняли, трое немцев взяли карабины наизготовку; один из наших бойцов держит руки на поясе, с презрением глядя на врага. Третье фото – бойцы лежат на земле, которую они защищали.
Эти фотографии были опубликованы после войны в книге Ганса Рюфа «Горные стрелки перед Мурманском». В 2013 году энтузиасты из военно-исторического клуба «Заполярный рубеж» и поискового отряда «Эхо» опознали место казни. И – нашли захоронение обоих бойцов: немцы зарыли их тела там же, на месте бессудного расстрела. Поисковиками был обнаружен медальон одного из них – Сергея Королькова, рабочего рудника из Кировска, мобилизованного за неделю до гибели. Его дочь, родившаяся в 1940-м, узнала о судьбе отца спустя 72 года после его смерти…
Враг не оставлял попыток захватить Мурманск. Натиск немцев возобновился 8 сентября после того, как они получили пополнение – из Греции прибыла свежая горная дивизия, в распоряжение группировки поступили порядка 300 бомбардировщиков. И опять повторилась картина предыдущих сражений: на отдельных участках противник продвигается на несколько километров вперед ценой больших потерь, но наши изматывают его в оборонительных и встречных боях.
Напряжение достигло пика к 10 сентября, когда подразделения «Норвегии», вгрызшись на 8 километров вглубь обороны, сумели оседлать дорогу на Мурманск. Но подошедшие подкрепления выправили баланс сил, и 14-я армия сумела остановить вражеский накат на столицу Заполярья. 22 сентября верховное главнокомандование вермахта приказало «временно приостановить» наступление на Мурманск, расписавшись в своей неспособности взять город.
Группировка противника, действовавшая южнее и имевшая целью выход на Беломорское побережье и захват Кандалакши, из-за чего Мурманск должен был быть отрезан от «Большой земли», также не добилась успеха. Операция, длившаяся с 1 июля и поначалу сулившая гитлеровскому командованию определенные перспективы, была сорвана благодаря решительным действиям советских войск. Не дойдя до Кировской железной дороги и растратив силы, враг перешел к обороне уже к середине сентября.
Планы гитлеровских военачальников с треском провалились. Они критически недооценили жизненную мощь нашей страны и ее народа, ее реальный оборонный потенциал, героизм ее защитников.
Особенно рельефно эта недооценка проявила себя на арктическом театре военных действий. В то время, когда немецкие танковые клинья подбирались к Днепру, далеко на Севере советские сухопутные войска, флот и пограничники продолжали сдерживать противника, не давая ему приблизиться к главным центрам Заполярья.
Беспрецедентный – и глубоко символичный – эпизод: именно в Арктике наши сумели удержать небольшой участок «старой» государственной границы с первого и до последнего дня войны. На перешейке полуострова Средний, что в Мурманской области, врагу так и не удалось зайти за пограничный знак СССР № 1.
17 октября войска 14-й армии, поддержанные авиацией и артиллерией Северного флота, нанесли мощный контрудар, вынудив немецкие части отойти за реку Западная Лица – и поставив жирный крест на гитлеровских планах по захвату Кольского Заполярья. По этой линии фронт стабилизировался до осени 1944 года, пока победы РККА на «Большой земле» не позволили приступить к окончательному изгнанию противника из советской Арктики.
Оборона Заполярья. Фото: рцпв.рф
Большая арктическая логистика
В победе Советского Союза над нацистской Германией и ее сателлитами немалую роль сыграл ленд-лиз – поставки вооружения и предметов снабжения, организованные союзниками по антигитлеровской коалиции. И тут невозможно обойти вниманием значение нашего Заполярья: на его долю выпала задача приема и обработки нескольких миллионов тонн критически важных грузов, остро необходимых на фронте.
В системе поставок по ленд-лизу Советская Арктика занимала особое место. Вооружение и прочие материалы поступали в СССР несколькими путями. Основной по своему объему поток шел через Тихий океан и Иран: на два этих маршрута пришлось более 70% всех отправленных союзниками грузов. Они были относительно безопасными, но при этом и логистически сложными: поставки занимали длительное время, а для того, чтобы наладить транзит через Иран, в нем пришлось построить сеть железных дорог и два автозавода, работавших в интересах Красной Армии.
Полярный же маршрут, соединивший северные порты стран антигитлеровской коалиции и СССР, был самым быстрым, но одновременно и самым опасным. Осознав его важность, гитлеровцы развернули настоящую охоту за конвоями, не жалея сил и средств для того, чтобы остановить жизненно важные поставки.
Первый северный конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Он привез партию стратегических грузов, которые ждали в сражающемся СССР, – 15 истребителей «Харрикейн», несколько тысяч глубинных бомб и магнитных мин, 10 тысяч тонн дефицитного каучука, а также оборудование и обмундирование.
Часть пути с конвоем проделал авианосец «Аргус», доставивший еще 24 истребителя «Харрикейн», перелетевших на аэродром Североморска. Немцы не смогли обнаружить конвой: его отправка была обставлена максимальной секретностью, а сам он сделал значительный «крюк» в высоких широтах. Опыт был признан успешным, и морской полярный маршрут начал набирать обороты. Совнарком СССР принял решение об обеспечении круглогодичной работы Архангельского порта.
Второй конвой, доставивший в Архангельск 20 танков и 193 истребителя, стал на рейд 11 октября. Он тоже прибыл без потерь. Стало ясно, что схема работает – а это значит, что советское Заполярье должно было срочно подготовиться к регулярному приему морских грузов и дальнейшей их отправке «на материк». Эта ответственнейшая задача была поручена Главному управлению Северного морского пути – учреждению, обладавшему уникальными компетенциями, знаниями и ресурсами в сфере управления арктическими магистралями. Уже 15 октября руководитель Главсевморпути, легендарный И.Д. Папанин, был назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны СССР, а под его началом был учрежден специальный штаб.
Штабу предстояло в кратчайшие сроки решить целый ряд насущных вопросов.
Во-первых, необходимо было провести модернизацию действующих портовых мощностей, а также максимально расширить их.
Во-вторых, следовало наладить всесезонную ледокольную проводку грузов в условиях морской войны. Основной акцент делался на западном направлении, на котором работали ленд-лизовские конвои, но и о движении по восточному сектору СМП забывать было никак нельзя.
В-третьих, для обеспечения бесперебойной работы военного и транспортного флотов требовалась оперативно добывать информацию о погодных и ледовых условиях в акватории Северного Ледовитого океана.
В-четвертых, надо было как можно быстрее оборудовать береговые объекты и суда Главсевморпути в военном отношении, обеспечив им хотя бы минимальные шансы выстоять в столкновении с вооруженным противником. Все эти задачи были так или иначе выполнены.
Корабли конвоя PQ-17 незадолго перед отправкой из Хвальфьорда, Исландия. Слева британский эсминец HMS Icarus, за ним советский танкер «Азербайджан». Источник: Ware C. J. (Lt), Wikimedia Commons
Героика и будни конвоев
В авральном режиме было проведено масштабное переоборудование Архангельского порта, пришедшего в полузапущенное состояние до войны, – именно ему предстояло принимать стратегические грузы на первых порах. Под руководством Штаба были возведены новые причалы, произведено дноуглубление, позволившие порту принимать крупные транспортные суда с осадкой до 24 футов, подведены железнодорожные пути.
Зимой сообщение между Архангельском и глубоководным портом Экономия, расположенным севернее, прерывалось – и для обеспечения постоянной связи порта с железной дорогой по льду Северной Двины была проложена рельсовая ветка (для этого пришлось наморозить специальную ледовую платформу метровой толщины). Благодаря этим мерам уже в 1941 году Архангельск смог принять семь союзных конвоев, имевших в своем составе 53 транспорта.
По инициативе Папанина для обработки грузов был спешно модернизирован глубоководный порт Молотовска (ныне Северодвинска). Корабли и транспорты союзников было проще завести туда, чем в Архангельский порт, для захода в который требовалось преодолеть сложное устье Северной Двины. Первые суда северных конвоев прибыли в гавань Молотовска уже в декабре 1941 года.
За лето 1942 года в этом порту был смонтирован большой кран для разгрузки крупных транспортов; к зиме была углублена акватория, достроены причалы, появилась возможность вести бункеровку пароходов и ледоколов углем. В послевоенные годы роль Молотовска–Северодвинска в обеспечении ленд-лиза замалчивалась: город был перепрофилирован под строительство атомных подводных лодок, поэтому в литературе и публицистике о нем предпочитали не упоминать. Но в действительности он сыграл заметную роль в операциях стратегического снабжения воюющей страны – именно его порт принял немалую часть грузов в период тяжелых зимних навигаций 1942–43 годов.
К работе с конвоями пришлось подключиться и прифронтовому Мурманску. Из-за близости неприятеля заход в Мурманск был сопряжен с особой опасностью, но выбора не было: зимние месяцы первого года войны отличались особенно низкими температурами, и для разгрузки транспортов потребовалась незамерзающая гавань. Первый союзный конвой пришел в Мурманск 11 января 1942 года в составе девяти транспортов. Разгружать его пришлось в тяжелейших условиях – Торговый порт подвергался ежедневным бомбардировкам Люфтваффе.
Папанину и его штабу удалось оперативно наладить работу порта. Наряду с Архангельском и Молотовском Мурманск стал крупным центром по обработке грузов. За годы Великой Отечественной войны в порт прибыло 379 судов, доставивших несколько сотен тысяч тонн оружия, боевой техники, высококачественного топлива, оборудования, стратегических материалов.
Тонущее грузовое судно конвоя PQ-17. Фото: gethistory.co.uk
***
Максим Данькин, генеральный директор АНО «Экспертный центр – Проектный офис развития Арктики (ПОРА)»