Сейчас в Мурманске

12:56 1 ˚С Погода
18+

Народы Севера и "титульный дуализм"

Почему округ назвали долгано-ненецким, а не нганасано-эвенкийским?

Коренные народы Севера Ненцы Долганы Народы таймыра
Вадим Денисов
2 февраля, 2022 | 14:48

Народы Севера и "титульный дуализм"
Автор фото Александра Марчук, GeoPhoto.ru


Природная среда обитания всех северных народов России, по понятной причине, одинакова: бескрайняя столовая тундра с мириадами озёр, активно меандрирующими реками и редкими возвышенностями, с весьма определёнными климатическими и погодными условиями. Схожие одежды, кухни, полевые практики, обычаи. Казалось бы, что и развитие северных народов должно происходить примерно одинаково. Однако не секрет, что это далеко не так. Одни народы более успешны, другие менее. Одни богаче, другие беднее. Одни прирастают численностью, другие же её теряют.

Давайте попробуем разобраться в причинах, начав с имеющихся неоспоримых итогов.

Не только профессиональному исследователю, но и просто любознательному человеку бывает очень полезно вчитываться в географические названия, в эти топонимы и гидронимы, в наименования населённых пунктов, краёв и областей. Именно эти надписи на картах превращают формальную школьную географию в этногеографию и географию политическую. И если имя конкретной реки или горы может быть мифологично, то название национальной республики или района такой вольности себе позволить не может. Тут всё должно быть исторически обосновано и конкретно, а название появляется благодаря цепочкам тех или иных событий, фактам — узелкам на нитях сложных исторических процессов, спорить с которыми невозможно.

Их можно только принимать, как данность.

Осмысливая происхождение географических названий, можно понять как ход этногенеза, так и национальную политику былых времён, что тоже есть часть этногенеза, между прочим. А при анализе убедиться, что любой шаг и итог в историческом процесс является результатом неких коллективных усилий, общих достижений и потерь. Поэтому можно смело утверждать, что появление национальных названий в титулах субъектов государственного устройства всегда оправдано. Перефразируя классика, они уважать себя заставили и лучше выдумать не смогли.


"Таймырский долгано-ненецкий"

Край, в котором я живу, сейчас называется так: Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район. Юридически он молод — образован в составе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Законом от 3 ноября 2004 года № 308-ОкЗ «Об установлении границ муниципальных образований Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и наделении их статусом городских, сельских поселений, муниципального района». Статус муниципального района определяется с учётом особого статуса административно-территориальной единицы, образованной в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. Был автономный, стал муниципальный. Но границы территории и её внутренняя суть не изменились, как с момента создания в декабре 1930 года не изменилась и самое главное в названии: «Долгано-ненецкий».

Численность коренных малочисленных народов Севера по данным Всероссийской переписи населения 2010 года (данные свежей переписи пока не опубликованы) составила 10 132 человека или 29,5% от общей численности населения, из них: 

долганы — 5 393 чел.;

ненцы — 3 494 чел.;

нганасаны — 747 чел.;

эвенки — 266 чел.;

энцы — 204 чел.;

кеты — 19 чел.;

селькупы — 9 чел.

Первые же результаты предложенного выше любознательного осмысления вызывают, извините за ненаучное слово, множественные «непонятки». Первая — прилагательное «ненецкий» в названии.

В том районе Заполярье, который частенько называют Русской Арктикой, расположен Ненецкий автономный округ, который входит в состав Архангельской области, одновременно являясь полноправным субъектом Российской Федерации и составной частью области. Это самый малонаселённый субъект Российской Федерации.

А западнее его на огромной Западно-Сибирской равнине раскинулся по левую сторону реки Обь Ямало-Ненецкий автономный округ — огромный нефтегазовый регион, валютная кладовая страны... Получается, что ненцы живут на землях сразу трёх административно-территориальных единиц, суммарная площадь которых легко покрывает всю Европу. И живут там в качестве родоначальников, если угодно, основоположников, о чём нам и говорят названия регионов.

Но зачем и почему так было сделано? В таких решениях не может быть местечковой политики и непродуманности, поэтому в момент создания и поименования субъектов должны были проявиться и оказать своё воздействие достаточно веские причины.


Нганасаны, энцы, эвенки  

Ещё одна «непонятка»: а где же нганасаны и энцы?

В ходе всё того же исследования нетрудно узнать, что практически все этнографические экспедиции и иностранные делегации, появляющиеся на Таймыре, первым делом интересуются судьбой и образом жизни тех, кого называли тавгами и «пясидскими (таймырскими) самоедами», то есть нганасанами, и енисейскими самоедами — энцами. Все они некогда были палеоохотниками на таёжного зверя, которые некогда рискнули начать жить на Таймыре охотой на дикого северного оленя уже не сезонно, а круглогодично. Являясь, как и ненцы, народом самодийским, нганасаны и энцы имеют определённый приоритет общественно-политического внимания, в том числе и со стороны иностранных организаций. Однако в названии таймырского округа, а позднее и района, нганасане и энцы никак не отражены.

Вторым по времени начала освоения таймырских земель народом являются эвенки, некогда тунгусы, которые, между прочим, также расселены на огромной территории Сибири и Дальнего востока. Достаточно упомянуть, что и великая река Енисей, и Лена, и остров Сахалин имеют в названиях эвенкийский генезис. Однако эвенки "не заслужили" увековечивания в именах сразу нескольких областей, мы знаем лишь собственно Эвенкию. Но если, за исключением русских, именно таймырские самоеды и эвенки-тунгусы исторически являются первопроходцами Таймыра, то не они ли должны были изначально иметь приоритет при формировании политической топонимики? Таймырский Нганасано-Эвенкийский автономный округ, разве не звучит?

Ненцы появились здесь минимум на столетие позже нганасан, энцев и тунгусов, а долганы и вовсе окончательно сформировались на Таймыре лишь в тридцатых годах прошлого века. Удивительным, на первый взгляд, образом мы видим, что прилагательное «долгано-ненецкий» зафиксировано на картах в честь тех, кто пришёл на территорию позже всех. Отдельно вспомним, что эвенки-тунгусы, оставив о себе память на таймырской земле в виде множества гидронимов, включая легендарное озеро Лама в Путоранах, каким-то образом в полуострове и прилегающих к нему северных землях разочаровались, откатившись обратно в тайгу. А ненцы, вследствие подлежащей отдельному рассмотрению истории конфликтов до эпической битвы у озера Туручедо включительно, остались обитать и осваивать свои пастбища преимущественно на левом берегу Енисея.

 

Национальные единоборства

Однако же вышло так, как вышло, и нам нужно лишь найти, понять и принять те безусловно веские причины и важные мотивы, которые сложились в XX веке исторически и которые определяющим образом воздействовали на людей, принимающих ответственные государственные решения. Понять, потому что это поможет нашему дальнейшему разговору о проблематике народов Севера.

Причина же может быть только одна: экономическая социально-культурная и общественно политическая значимость конкретного национального сообщества, народности, народа. Её вес и историческая репутация, вклад в развитие и освоение территории, уровень благосостояния, авторитет и лидерские качества наиболее уважаемых людей. Казалось бы, у долган и ненцев все эти свойства и качества существенно выше. Тем не менее, лидерство общины, народа нужно так или иначе периодически подтверждать, тут всё как у людей. Можно это делать в форме успешных экономических показателей и социальных рейтингов. Это существенно для специалистов, хотя и не наглядно. Хотя есть и вполне наглядные, хотя и архаичные способы. Нет, героически воевать не обязательно. Это могут быть, например, национальные успехи в видах спорта на международных олимпиадах, которые высоко ценятся и в самых развитых странах постиндустриального мира.

У северных народов такие мирные «ристалища с подтверждением» происходят, как правило, в День оленевода, когда самым зрелищным этапом праздника становятся соревнования в национальных видах единоборства, куда входят метание аркана-маута и топора, перетягивание палки, прыжки на скорость через нарты и, конечно же, гонки на оленьих упряжках. И если уже ненцы позиционируют себя лучшими оленными гонщиками планеты, то они и должны побеждать. Что и происходит. В День Оленевода, который проходит в Дудинке, вам вряд ли удастся увидеть нганасанскую и долганскую упряжку. А именно гонки являются главным критерием для попадания на доску передовиков хозяев тундры, потому что в остальных дисциплинах при должной тренировке может победить представитель любого народа. 


"Титульный дуализм"

Наивно представлять процесс выбора названия округа или республики, как примитивное собрание майданного или вечевого типа, но точно так же будет неправильным набор волюнтаристских решений сверху. Цена ошибки в таком деле огромна, их вообще не должно быть. В противном случае неизбежны не просто обиды, а обиды, способные быстро перерасти в серьёзные конфликты, ведь это сфера национальных взаимодействий и противоречий. В подобных случаях частенько не удаётся поставить в титульное описание одну нацию, нужен компромисс — смешанное название. Так появились Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики, Ханты-Мансийский автономный округ... На северах, где в эпоху политических определений на местности проживающие народы не вели оседлый образ жизни, не было и более-менее чётких границ проживания. Однако угодья, пастбища и связанные с ними конфликты тянулись из прошлого, приходилось учитывать и это. Иногда сложность разграничения чрезвычайно мешает, посмотрите на увеличившуюся, образцово запутанную горную границу Киргизии и Таджикистана, -- и вы перестанете удивляться тому, что там по сей день в ходе приграничных конфликтов периодически звучат выстрелы. Так что в каких-то случаях лучше применить титульный дуализм.

Требуются предварительные исследования, согласования с учётом всех итогов былых времён, учёт и взвешивание всех мнений. Ответственным лицам, как чиновникам, так и выборным, нужно хорошо представлять весь ход таймырской истории, как неразрывную цепь событий, инициированных конкретными людьми в конкретных обстоятельствах, что и обеспечило несомненную наследственность поступков, идей, стремлений и заслуженных итогов. Как выясняется, очень часто прошлые дела определяют последующие даже тогда, когда ни образ жизни, ни реальные интересы сообщества не соответствуют былым заявкам. Наследственность частично сохраняется даже в те времена, когда, казалось бы, все умения, ремёсла и угодья, созданные трудом любознательных и инициативных предков, оказываются почти полностью утерянными: жилища, пастбище и пути сообщения, знания природных реалий и карты местностей, опыт путешествий и практики жизнеобеспечения человека на Севере. В таком случае остаётся память о делах славных предков и скрытая, порой неосознанная обида на нынешних соотечественников. И, увы, на соседей.

Ненцы и долганы сумели не потерять, а приобрести. Ненцы довели систему отгонного оленеводства до полного совершенства. Сейчас в оленеводческих хозяйствах используется весь спектр самых современных снегоходов и моторных лодок, в чумах работает спутниковая и мобильная связь, компактные энергосберегающие системы жизнеобеспечения, а интернетом уже никого не удивишь. Отлажена и система вспомоществования со стороны муниципальных органов и государства вообще. Молодые семьи получают комплект-конструктор отличного чума с набором качественных шестов и покрышки-нюка, радиосвязь, горючее, лекарства, другую материальную, медицинскую и ветеринарную помощь. Существует практика своеобразного обеспечения дровами, которые оставляются в оговоренных местах вдоль постоянных трасс и зимников.

Долганы же пошли совершенно другим путём.

Ближайшие родственники якутов, находящиеся на достаточно высокой цивилизационной фазе, они по приходу на Таймыр быстро переняли и освоили, с небольшой модификацией, ненецкое отгонное оленеводство, однако же быстро утратили к нему практический интерес, переселившись в города и посёлки, где выступили организаторами урбанистических процессов. Они охотно получают среднее и высшее образование в любых областях знаний, тяготеют к управленческой, руководящей деятельности, идут в профессиональное образование, культуру и искусство, где достигают заметных успехов. Именно благодаря долганам культура коренных малочисленных народов Таймыра не угасает, а продолжает самобытно развиваться. Приезжему всё это хорошо заметно в Дудинке, где долганы участвуют везде и во всём. На сегодняшний день долганы — безусловно состоявшаяся городская цивилизация, которая, тем не менее, сумела сохранить и добычные промыслы, и ментальную связь с тундрой, как идеологически опорной средой.

Продолжение следует.

Автор: Вадим Денисов, Норильск.

далее в рубрике