Сейчас в Мурманске

14:26 -1 ˚С Погода
6+

Походск, Русское Устье и Марково - русские старожилы севера в Якутии и на Чукотке

Удалённые поселения
Походск, Русское Устье и Марково - русские старожилы севера в Якутии и на Чукотке
Русское Устье. Фото: Александр Кочевник / portal-vn.ru


Летом 2018 года я и мой товарищ Дмитрий Абдугафаров предприняли большое путешествие – маршрут пролегал по Крайнему Северо-Востоку России. Мы начали с БАМа (проехали от Тайшета до Тынды), затем отправились автостопом на север, через Нерюнгри, Якутск, Усть-Неру и Магадан. Оттуда вернулись немного назад, в Сеймчан (порт на реке Колыма). В Сеймчане нашли попутную баржу до Зырянки, а оттуда другую баржу до чукотского Анюйска. Из Анюйска по летней сети дорог отправились в Билибино, Певек, Эгвекинот. Из Залива Креста улетели в Анадырь и дальше на Магадан. Всё путешествие длилось три с половиной месяца. Подробно это путешествие я описал в своей книге «Страна двух океанов».

Естественно, я готовился к такому большому путешествию. Читал дневники русских исследователей Арктики и Дальнего Востока, а также расспрашивал моих друзей, которые уже успели побывать в тех краях. Один из них, Константин Савва, и рассказал мне о необычном поселении под названием Походск, расположенном в низовьях Колымы. Необычность заключалась в том, что там жили потомки русских казаков, которые поселились в тех местах ещё 400 лет назад, во времена Семёна Дежнёва. Копнув чуть глубже, я выяснил, что Походск – не один такой посёлок. Западнее него, в устье Индигирки, есть поселение с крайне необычным для якутского севера именем – Русское Устье. Кроме того, восточнее Походска, на Чукотке, есть село Марково. Эти три населённых пункта были основаны в XVII веке, и там до сих пор живут потомки казаков-землепроходцев.



Походск. Фото: администрация Нижнеколымского улуса


История заселения и особенности местных жителей

Когда мы шли на баржах вниз по Колыме, то периодически сверялись с картой и видели, что на этих берегах раньше стояли посёлки. Но это было ещё во времена империи, и некоторые из них успели исчезнуть до установления советской власти. Очень необычное ощущение – отрываешь взгляд от карты, смотришь на реальный берег реки и понимаешь, что здесь когда-то жили русские люди, занимались охотой, рыбалкой, торговали с местными юкагирами, ламутами, чукчами. А теперь там ровная земля.

С тех времён остались всего три посёлка, где живут потомки казаков, заселившихся сюда более 370 лет назад. Первый посёлок – это Русское Устье, расположенный в низовьях реки Индигирка в Якутии. Другой – это Походск, он стоит на левом берегу Колымы, чуть ниже Черского, а третий посёлок – Марково на Чукотке.

И в Русском Устье, и в Походске сложились свои собственные говоры (диалекты русского языка). Говоры сохранялись там вплоть до конца XX века, но с установкой телевизоров и появлением общеобразовательной школы жители этих посёлков начали говорить, как и во всей остальной России, а диалекты практически ушли в прошлое. Но фамилии казаков, которые живут там уже несколько сотен лет, так и передаются от отца к сыну. Жители этих посёлков до сих пор сохраняют традиционный образ жизни – то есть живут за счёт рыболовства и пушного промысла.



Марково. Фото: as-sib.com


Первые казаки в низовьях Колымы появились в 1641 году (Якутск основали в 1632 году, а Анадырский острог на Чукотке, будущий посёлок Марково, в 1649). Тогда в низовья Колымы попадали по морю на кочах, стартовав из Якутска вниз по Лене, дальше морем на восток, до устья Колымы. В 1643 году был заложен Среднеколымский острог, а в 1647 и Нижнеколымский острог, рядом с ним основали Походск.

В 1857 году в селе насчитывали 15 домов, а в наше время в Походске живёт около 250 человек. Их ещё называют русскими старожилами Якутии – ведь 370 лет здесь, в Заполярье живут, а это немало! Причём большую часть времени жили в изоляции от основного русского населения Сибири. Они переняли у юкагиров и якутов способ ведения хозяйства, а также частично смешались с ними, что проявилось в их антропологическом облике, но при этом сохранили русский язык и самосознание себя русскими. Хотя некоторые историки пишут, что в конце XIX века вследствие длительной изоляции от остальной Сибири походчане и жители Среднеколымска определяли себя как колымский народ, но никак не русский.

При этом походчане на протяжении столетий поддерживали связь с русскоустьинцами, которые живут на соседней реке Индигирке. Так, к примеру, для сохранения православной веры и рода они обменивались невестами. Особенности их говора проявляются в том, что звуки «л», «ль», «рь» произносятся, как «й» (гойова, зойото, койыма/ковыма, дойога, хойосо и т.д.).

Интересен и тот факт, что на протяжении столетий русские старожилы Севера Якутии сохранили старинные русские песни и былины. Они передавались из поколения в поколение, из уст в уста, но при этом потомки, конечно, не бывали в тех местах и городах, о которых поётся, так же, как и не видели и не имели у себя в тундре многих бытовых предметов, которыми пользовались их предки – жители центральной России. Спустя несколько столетий походчане уже и понятия не имели, где находятся и как выглядят Дон, Волга, Казань, Астрахань, березы и лес, но память о них сохранили в народном творчестве.



Церковь и дом. с. Марково. 1901 год.


Марково (в виде Анадырского острога) было основано Семёном Дежнёвым в тот год, когда он прошёл проливом между Азией и Америкой. Удачное расположение в центральной Чукотке на пересечении торговых путей позволило стать главным форпостом русских в этих краях. В 1700-х годах именно через Анадырский острог проходили пути казачьих отрядов, идущих осваиваться на Камчатке. Вокруг острога обитали оленные чукчи, ламуты (эвены), юкагиры. Со временем часть юкагиров (чуванцы) перешли на оседлый образ жизни (недалеко от Анадырского острога). Стали появляться смешанные браки, так как русских женщин на Дальнем Востоке всегда не хватало (вплоть до середины XX века). Русские казаки переняли бытовые и культурные особенности коренных народов, таким образом и появилась новая ветвь русской культуры. Анадырский острог, так же как и Походск и Русское Устье был слабо связан с цивилизацией, так, в XVII-XVIII веках дорога из Петербурга на Чукотку могла занимать от 6-7 месяцев до нескольких лет!

Примеры лексики русскоустьинского говора:

Авидень – туда и обратно (за один день)

Ахлипеснуть – дать пощёчину

Басник – сплетник

Вечерша – вчера вечером

Воздухом болеть – болеть грипом

Выворотень – гордый, высокомерный человек

Коловратный – необщительный

Култык – тупик

Ланской – прошлогодний

Тарамкаться – настойчиво стремиться к чему-то

Хохол – лохматая собака

Шахроли – сосулька



Рыбак. Русское Устье. Фото: Александр Кочевник / portal-vn.ru


Основными занятиями русских жителей Арктики было и остаётся по сей день рыболовство да пушной промысел. При этом раньше, 100-200-300-400 лет назад, в ходу были собачьи упряжки, что отличало русских от чукчей и эвенов, которые запрягали в нарты оленей. Русскоустьинцы и походчане строили свои дома из плавникового леса, так как сами жили в полярной зоне, где со строевым лесом беда. На местах рыбной ловли устраивали специальные летние дома, так как большую часть лета проводили именно там, чтобы заготовить достаточное количество рыбы для прокорма себя и собак зимой. Подробности жизни в тех местах можно почитать в дневниках Врангеля, который прожил несколько зим в низовьях Колымы в 1820-х годах. Именно в устье Колымы базировалась его экспедиция по поиску нового материка, расположенного севернее Чукотки. Материк якобы было видно в хорошую погоду с одного из чукотских мысов – об этом сообщали чукчи. Врангель не нашел материка, зато оставил свои дневники, благодаря которым мы можем прикоснуться к жизни людей в первой четверти XIX века в таком далёком уголке России. Свои исследования он, кстати, вёл с помощью собачьих упряжек, на которых передвигался по замерзшему морю сначала вдоль берега, а потом строго на север, под прямым углом к берегу.


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике