БУМ в Арктике... В буквальном смысле

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
27 Июня, 2020, 16:06
БУМ в Арктике... В буквальном смысле
Фото: Министерство обороны РФ

Россия разрывает клише

Тот факт, что Россия в последние десятилетия достаточно успешно развивает свой промышленный и военный потенциал, отчетливо видно не только по модернизированной спецтехнике и новым образцам вооружений, поступающим в армию и на флот. Хотя, конечно, нельзя не отметить, что впервые показанные на Параде Победы в Москве 24 июня как раз 24 образца техники вполне способны поразить воображение самых больших скептиков в отношении мощи страны.

Кстати, среди новинок боевой техники, прошедших по Красной площади, выделялись новейшие тяжелые огнемёты ТОС-2 «Тосочка» машины инженерной системы дистанционного минирования «Земледелие», танки Т-90АМ «Прорыв» и Т-80БВМ, боевая машина 2С38 «Деривация-ПВО», новейший ЗРПК «Панцирь-СМ» и РСЗО «Торнадо–С».

Страна научилась пополнять бюджет не только продажей ресурсов, что неустанно твердят ангажированные блогеры и существующие на стипендии НКО активисты, получающие всевозможные премии и гранты так называемые «независимые журналисты». Почему-то мало кто из них заметил, к примеру, БМП Т-15 на платформе уже известного всему миру танка Т-14 «Армата» с боевым модулем «Кинжал», БМП «Курганец-25» с 57-мм орудием, модернизированные БМП-2М, а также впервые представленные на Красной площади 4 самоходные установки ЗРК «Бук-М3» и 4 боевые машины ЗРК «Тор-М2» производства концерна ВКО «Алмаз – Антей». 



ТОС-2 «Тосочка» на Параде Победы в Москве 24 июня. Фото: Владимир Сергеев, РИА Новости


Разве не очевидно, что производство на собственных верфях ледоколов, развитие военной инфраструктуры в Арктике, поступление на флот новейших многоцелевых подводных лодок проекта 885М с крылатыми ракетами четвертого поколения «Ясень» и атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 995А «Борей-А» – безусловный прорыв России в том числе в военно-технической области?

Когда по Красной площади прошли зенитные ракетные системы С-350 «Витязь» и С-400 «Триумф», каждый эксперт вспомнил о той неприкрытой заинтересованности, которую проявляют к этой технике зарубежные страны, готовые платить миллиарды долларов для усиления своей противоракетной обороны. Речь ведь идёт не только об Индии и Иране, но и о странах, входящих в Северо-Атлантический Альянс. Например, таких, как Турция.

Все эти примеры красноречиво свидетельствуют о том, что Россия разрывает клише. Называть нашу страну чьим бы то ни было «сырьевым придатком» как минимум необъективно, как максимум – опрометчиво.

Ведь боевая техника, ледокольный и подводный флот, реанимация верфей в Крыму, строительство корветов и авиационных новинок на собственных заводах есть непреложный факт возрождения промышленного потенциала, в том числе двойного назначения.

 

Техника для вечной мерзлоты

Когда в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2018» был продемонстрирован опытный образец бурильной ударной машины БУМ-2, специалисты в один голос заявили, что эта бурильно-ударная машина разработана не только в интересах инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Она пригодится для самых смелых экономических проектов в различных уголках России, особенно на Крайнем Севере.

Государственные испытания БУМа прошли весьма успешно, и машина очень скоро была принята на снабжение армии. Уже сейчас, спустя всего лишь два года, стало понятно, что БУМ позволил значительно повысить возможности подразделений инженерных войск при возведении временных и постоянных фортификационных сооружений. Он пригодился не только в ходе оборудования позиций войск, но и при выполнении инженерных работ, связанных с бурением грунтов.



Бурильно-ударная машина БУМ-2. Фото: Виталий Кузьмин


Экипаж бурильно-ударной машины БУМ-2 состоит всего из 2 человек. Управляется легко. Расход топлива весьма экономичен. Прямое назначение машины – сооружение шпуров в скальных породах и скважин в мёрзлых и немёрзлых грунтах, а также производство буровзрывных работ в ходе фортификационного оборудования позиций войск – это самая сильная сторона технических характеристик новинки. Для выполнения инженерных работ, связанных с бурением грунтов и прочных материалов, она незаменима.

Базовое автомобильное шасси КАМАЗ-63501 позволяет предполагать, что производство не стоило баснословных денег, проектировщики и изготовители исходили из рентабельности. Бурильная установка обеспечивает шнековое и ударно-вращательное бурение в горизонтальной плоскости до 0 градусов и в вертикальной – до 170 градусов, что не имеет аналогов. Важно отметить, что глубина бурения шнеками диаметром 150 мм в мёрзлом грунте составляет 6 метров, шнеками диаметром 300 мм – 4 метра. Это означает, что машина в кратчайшие сроки способна оказать неоценимую помощь инженерам в строительстве мостов и обходных путей, в том числе для гражданских целей.


Машина, проверенная бедой

Когда в прошлом месяце возникла чрезвычайная ситуация с обрушением железнодорожного моста через Колу в Мурманской области, первыми восстанавливать сообщение через реку прибыли военные инженеры.

Уже на следующее утро после происшествия командующий войсками Западного округа поставил задачу соответствующим подразделениям, и они мгновенно развернули силы и средства для оказания помощи региональной администрации в восстановлении сообщения Санкт-Петербург – Мурманск.



Разгрузка БУМ-2 специалистами инженерных войск Западного военного округа, прибывшими к месту проведения работ по восстановлению железнодорожного сообщения в Мурманской области. Фото: Министерство Обороны РФ


В течение всего одних суток на аэродромы «Североморск» и «Мончегорск» в зону ответственности Северного флота четырьмя самолётами военно-транспортной авиации были переброшены четыре группы подрывников, пять единиц техники и 19 тонн взрывчатки. 34 военных инженера принялись за работу на месте, где в кратчайший срок подготовили участок местности и разрыхлили грунт в скальных породах взрывным способом. Если бы не спецтехника, начало возведения объездного железнодорожного пути могло бы сдвинуться в сроках.

Группы подрывников под руководством начальника инженерных войск 6-й общевойсковой армии полковника Дениса Горелова совместно с «Ямалтрансстроем» подготовили более 1000 шурфов глубиной от 1,5 до 9 метров в скальном грунте на территории в 6000 квадратных метров. Проверка бедой для БУМа обернулась триумфом. Именно бурильно-ударная машина БУМ-2 использовалась в качестве главного инженерного оборудования. Кроме того, на строительной площадке действовали гидравлические и электрические перфораторы из комплектов инженерных электростанций ЭД-16АИ и ЭД-30АИ отечественного производства.

Уже 7 июня был произведён первый подрыв зарядов общей массой взрывчатых веществ в 4 тонны в тротиловом эквиваленте. Потом состоялись очередные запланированные в ходе работ подрывы аналогичной мощности. Так что именно военные инженеры оказали необходимое содействие гражданским службам, ускорив ход работ по восстановлению железнодорожного движения в Заполярье.




Подрыв грунта на участке строящегося обходного железнодорожного пути в Мурманской области. Видео: Минобороны РФ, newstube.ru


Нельзя не признать, что подобная практика использования БУМа и других видов спецтехники в условиях чрезвычайных ситуаций и форс-мажоров в условиях мирного времени является для наших военных ещё и отличным подспорьем для отработки задач в боевой обстановке. Но лучше бы этот практический опыт по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера применять реже. Уж лучше штатные учения и полигоны. Именно на них впервые проверялись реальные возможности новой бурильно-ударной машины. Не подвела она и в деле.  


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике