Сейчас в Архангельске

08:49 3 ˚С Погода
18+

Чей Шпицберген?

Шпицберген – архипелаг в Северном Ледовитом океане между 76°26' и 80°50' северной широты и 10° и 32° восточной долготы.

Шпицберген Шпицбергенский трактат Российский мид
11 апреля, 2020 | 13:04

Чей Шпицберген?


Шпицберген – архипелаг в Северном Ледовитом океане между 76°26' и 80°50' северной широты и 10° и 32° восточной долготы, расположенный на границе распространения теплых вод Северо-Атлантического течения и ледяного покрова Арктического бассейна. По решению договора о Шпицбергене, которому в этом году исполнилось 100 лет, над архипелагом признается суверенитет Норвегии, но хозяйственная деятельность должна вестись на особых условиях. Договор подписали

«Президент Соединенных Штатов Америки, е.в. Король Великобритании и Ирландии и Британских территорий за морями, император Индии, е.в. король Дании, президент Французской Республики, е.в. Король Италии, е.в. император Японии, е.в. король Норвегии, е.в. королева Нидерландов, е.в. король Швеции», 

а 7 мая 1935 года к договору присоединился СССР.

Попробуем рассмотреть договор постатейно и попытаться разобраться, как он исполняется в настоящее время.


Статья 1

«
Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются признать на условиях, предусмотренных настоящим Договором, полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген, охватывающим с Медвежьим островом, или Берен-Эйланд, все острова, расположенные между 10 и 35° восточной долготы от Гринвича и между 74 и 81° северной широты, в частности: Западный Шпицберген, Северо-Восточную Землю, остров Баренца, остров Эдж, острова Уич, остров Надежды, или Хопен-Эйланд, и землю Принца Карла, вместе со всеми островами, островками и скалами, относящимися к ним». 

Здесь все понятно и прозрачно, Шпицберген в настоящее время управляется Норвегией, административный центр архипелага город Лонгйир.


33797771945_6275631c6a_k.jpg

Фото: Salmiac / Flickr / CC BY-NC-ND 2.0


Статья 2

«
Суда и граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон будут допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в статье 1, и в их территориальных водах.

Норвегия будет иметь право сохранять в силе, принимать или провозглашать меры, могущие обеспечить сохранение и, если это нужно, восстановление фауны и флоры в указанных местностях и их территориальных водах, причем условлено, что эти меры всегда должны будут на одинаковых основаниях применяться к гражданам всех Высоких Договаривающихся Сторон без каких-либо исключений, привилегий и льгот, прямых или косвенных, в пользу какой-либо одной из них…»

Очевидно, что действие данной статьи не соблюдается, по факту Норвегия постепенно распространила действие национального законодательства и на архипелаг Шпицберген и его окружающие воды. С 1977 года королевство установило 200-мильную зону охраны рыболовства вокруг Шпицбергена и препятствует свободному лову рыбы в этом районе. До сегодняшнего времени береговая охрана задерживает рыболовецкие суда в этой зоне, не только российские, но и входящие в Евросоюз прибалтийские суда, штрафует собственников рыболовецких судов и отбирает улов. Позиция российского МИДа состоит в том, что Норвегия неправомерно применяет национальное законодательство к Шпицбергену – правовой статус договора 1920 года устанавливает те же правила пользования шельфом и прибрежными водами, что и на самом острове. Норвегия не хочет помнить, что с давних пор на архипелаге российские поморы добывали моржей и котиков и на Груманте (поморское название Шпицбергена) стоял российский навигационный деревянный крест, на который тогда ориентировались мореходы всех стран. 



Статья 3

«
Граждане всех Высоких Договаривающихся Сторон будут иметь одинаковый свободный доступ для любой цели и задачи в воды, фиорды и порты местностей, указанных в статье 1, и право остановки в них; они могут заниматься в них без каких-либо препятствий, при условии соблюдения местных законов и постановлений, всякими судоходными, промышленными, горными и торговыми операциями на условиях полного равенства.

Они будут допущены на тех же условиях равенства к занятию всяким судоходным, промышленным, горным и коммерческим делом и к его эксплуатации как на суше, так и в территориальных водах, причем не может быть создана никакая монополия в отношении какого бы то ни было предприятия…»

Эта статья, как ни странно, частично работает. Нельзя сказать, что  на условиях равенства, но, тем не менее, на Шпицбергене добывает уголь российская компания ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь». Сейчас работает один рудник, Баренцбург, и законсервированы рудники Пирамида и Грумант. Причем «Арктикуголь» занимается производственной деятельностью с 1932 года, формально еще до ратификации Советской республикой Шпицбергенского трактата. Нарушается статья в вопросе свободного доступа на остров – фактически норвежские власти ограничивают вертолетное сообщение на остров с российской стороны только необходимостью производственной деятельности компании «Арктикуголь»,  создавая транспортную монополию на острове.



Фото: сайт «Арктикуголь»


Статья 4

«Всякая открытая для общего пользования станция беспроволочного телеграфа, установленная или имеющая быть установленной с разрешения или распоряжением Норвежского Правительства в местностях, указанных в статье 1, должна быть всегда открыта на основах совершенного равенства для сношений судов всех флагов и граждан Высоких Договаривающихся Сторон, на условиях, предусмотренных Радиотелеграфной конвенцией от 5 июля 1912 года или Международной конвенцией, которая была бы заключена для ее замены…»
Если смотреть на эту статью через современные реалии – связь на острове осуществляется через оптоволоконный кабель с Норвегией, также работают сотовые операторы – как российские, так и норвежские. Рудник Баренцбург имеет собственный узел связи, подключенный к космической связи. Это позволяет получить доступ к международной и междугородной телефонной связи и услугам мобильной связи. Спутниковый канал связи работает посредством космического аппарата «Экспресс - АМ7».


Статья 5

«Высокие Договаривающиеся Стороны признают пользу создания в местностях, указанных в статье 1, международной метеорологической станции, организация которой составит предмет последующей Конвенции.

Равным образом, путем конвенции будут выработаны условия, на которых в указанных местностях могут происходить научные исследования».

Научные исследования на Шпицбергене проводятся многими странами, в том числе Россией, Великобританией, Китаем, Германией, и  другими. Шпицберген является стартовой точкой для экспедиций, отбывающих на Северный полюс. На архипелаге, учитывая его уникальное месторасположение, проводится большой комплекс исследований в области океанографии, геологии, геофизики, метеорологии, биологии, и других областях знаний, включая самые современные. Россия на Шпицбергене в 2013 году в рамках реализации подпрограммы «Освоение и использование Арктики» ФЦП «Мировой океан» открыла «Российский научный центр на архипелаге Шпицберген» (РНЦШ). Однако международная Конвенция о научной деятельности за 100 лет существования трактата так и не была создана. Норвегия в настоящее время не поддерживает ее создание, фактически распространяя национальное законодательство и на научную сферу на Шпицбергене.



Фото: Dave Walsh / VW Pics / UIG via Getty Images


Статья 6   

«При условии соблюдения постановлений настоящей статьи права, приобретенные гражданами Высоких Договаривающихся Сторон, будут признаны действительными.

Претензии, касающиеся прав, возникающих в результат е вступления во владение земельными участками или занятия их до подписания настоящего Договора, будут урегулированы согласно постановлениям приложения к настоящему Договору, которое будет иметь ту же силу и действие, что и настоящий Договор».

Эта статья не работает совсем, как уже говорилось выше, потому что в спорных ситуациях Норвегия апеллирует к национальному праву и руководствуется норвежскими законами, а не положениями этого договора. Однако земли, приобретенные компанией «Арктикуголь» у голландской компании в 1932 году остаются в собственности российской компании вне зависимости от того, каким законодательством руководствуется норвежская сторона.


Статья 7

«Норвегия обязуется в местностях, указанных в статье 1, предоставить всем гражданам Высоких Договаривающихся Сторон в отношении способов приобретения права собственности, пользования им и его осуществления, включая право заниматься горным делом, режим, основанный на полном равенстве и согласный с постановлениями настоящего Договора…»

Еще раз здесь можно отметить, что хотя и добыча угля на острове производится российской компанией, но скорее эта деятельность ведется благодаря принципу историчности, при выделении новых участков для изыскания и добычи полезных ископаемых, особенно на примыкающем шельфе, Норвегия, опираясь на природоохранное законодательство, фактически установила разрешительную систему для производственной деятельности. Нефтеразведку в районе Шпицбергена проводят нефтяные компании, получившие участки по концессии, опираясь на принадлежность этих участков к территории Норвегии, что не может принять российская сторона, так как российские компании фактически исключены из процесса подачи заявок на перспективные участки.


einar-storsul-hGRdOT8bsDA-unsplash.jpg
Фото: Einar Storsul / Unsplash


Статья 8

«…Взимаемые налоги, пошлины и сборы должны быть употреблены исключительно на нужды указанных местностей и могут устанавливаться только в той мере, в которой это оправдывается их назначением…»

Касательно налоговой политики на архипелаге есть определенные трения между российскими пользователями и норвежской стороной. Компания «Арктикуголь» платит налоги, как и положено, в бюджет Шпицбергена, но на распределение бюджета повлиять не может, и норвежская сторона не проводит никакого благоустройства или поддержания жизнедеятельности в российских поселках.


Статья 9

«С оговоркой в отношении прав и обязанностей, могущих явиться для Норвегии результатом ее вступления в Лигу Наций, Норвегия обязуется не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы в местностях, указанных в статье 1, и не строить никаких укреплений в указанных местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях (выделение редакции)».

Реализация этой статьи вызывает озабоченность не только российского МИДа, но и Министерства обороны. Хотя военно-морской базы на острове нет, есть определенная уверенность в использовании ряда технологических объектов в двойных целях.

Так возле поселка Ню-Олесунн расположен с 1997 года ракетный полигон на Шпицбергене, подчиненный норвежской Andøya Rocket Range. На полигоне оборудована взлетно-посадочная полоса, центр космической связи, платформа для запуска метеорологических ракет. Там же находится телеметрическая станция наблюдения за спутниками, которая подключена к системе слежения НАТО, несмотря на пункт договора о недопустимости использования объектов в военных целях.

В административном центре Шпицбергена Лонгйире по официальной версии для исследования атмосферных явлений аномального характера установлена РЛС «Ейсат». По мнению специалистов, возможности станции позволяют точно измерять траекторию полетов межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и МБР, запускаемых с ракетных подводных крейсеров стратегического назначения Северного флота в Арктике.

Таким образом, даже если не обращать внимания на регулярные визиты кораблей береговой охраны Норвегии к острову, положения статьи трактата не соблюдаются норвежской стороной.



Фото: EISCAT Director Craig Heinselman


Статья 10

«В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Державами Русского Правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон…»

Хотя, ссылаясь на гражданскую войну, идущую тогда в России, участники Парижской конференции, подписавшей договор 1920 года, не пригласили представителей России и даже не поставили ее в известность, но все-таки добавили в договор статью, позволяющую присоединиться России позднее. Народный Комиссар по Иностранным Делам Чичерин отправил 12 февраля 1920 года Ноту правительствам Норвегии, Великобритании, Франции, Италии, Японии и США, в которой говорилось: 

«…Особое значение Шпицбергенского архипелага не только для Швеции и Норвегии, но и для народов России всегда признавалось всеми правительствами. Еще с начала XIX века российские рыбаки и охотники регулярно посещали Шпицберген наравне с гражданами некоторых других стран. Международное положение Шпицбергена было неоднократно предметом соглашений между Россией, Швецией и Норвегией или между правительствами этих стран и некоторыми другими правительствами. Нотой от 29-го июня 1872 года соединенные королевства Швеции и Норвегии отказались для данного момента и на будущее время от присоединения Шпицбергена, и Норвегия неоднократно выступала с заявлениями в том же смысле… Решение о передаче Шпицбергена теперь в полную собственность Норвегии произошло без участия России. Советское Правительство заявляет поэтому, что не признает себя связанным этим актом… Участники этого соглашения заключили его, даже не известив Российское Советское Правительство, являющееся выразителем воли трудящихся масс России, которые в лице рыбаков и охотников имеют на Шпицбергене свои поселки, свои привычные места для охоты и для рыбной ловли…»

Как уже отмечалось выше, Советское правительство позднее воспользовалось правом, заложенном в 10-й статье договора и в 1935 году присоединилось к Шпицбергенскому договору.

Российская Федерация последовательно придерживается принципов, заложенных в договоре о Шпицбергене 1920 года. В феврале 2020 года, в 100-летнюю годовщину трактата, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров отправил письмо своей коллеге министру Ине Эриксен Серейде, в котором предлагал провести консультации по режиму использования архипелага Шпицберген российской стороной и высказал озабоченность по факту ограничения использования вертолетов российскими компаниями, незаконным ограничением пользования рыбными ресурсами в зоне Шпицбергена и другими вопросами. Осло отказался проводить консультации и устами замглавы МИД Норвегии Аудуна Халворсена заявил: 

«Норвегия не проводит консультаций с другими странами относительно осуществления ее суверенитета над какой-либо частью норвежской территории».

Тем не менее отношения с Норвегией остаются конструктивными, сотрудничество на Шпицбергене продолжается, несмотря на явное несоблюдение Норвегией Шпицбергенского договора 1920 года. Россия продолжит на архипелаге как производственную, так и научную деятельность и будет добиваться дипломатическими методами соблюдения договора всеми сторонами.


***

Александр Шимберг, специально для GoArctic

далее в рубрике