Порты Арктики и Севморпуть: «эффект пандемии» и новые возможности

Северный морской путь Транспорт и логистика
Виктория Бабаева
25 Января, 2021, 06:42
Порты Арктики и Севморпуть: «эффект пандемии» и новые возможности
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

 

Для «коронавирусного» 2020 года перевозки по Северному морскому пути и динамика грузооборота портов Арктики оказались весьма успешны. Порты показали спад, но вовсе не критический, а объём перевозок по СМП даже ушёл в плюс. Но достичь целевых показателей, поставленных президентом, несмотря на это, к 2024 году всё же вряд ли удастся.

 

Утечка груза

Грузооборот морских портов Арктического бассейна по итогам 2020 года составил 96 млн тонн, что на 8,4% меньше, чем за 12 месяцев 2019 года. Такие данные представили в Ассоциации морских торговых портов. Объём перевалки сухих грузов сократился несущественно – на 4,9%, до 30,1 млн тонн. Больший спад зафиксирован по наливным грузам – на 9,9%, до 65,9 млн тонн. Порт Варандей в Ненецком автономном округе, специализирующийся на перевалке нефти, обработал в прошлом году всего 4,9 млн тонн грузов, почти на треть – на 31,8% – меньше, чем в 2019-м.

Существенное влияние на общую статистику портов Арктики оказал порт Мурманск, который сохраняет за собой статус крупнейшего порта Арктической зоны России. За прошлый год стивидоры мурманского порта потеряли 9,3% от объёмов, переваленных в 2019 году. Результат 2020-го – 56,1 млн тонн. Не спас ситуацию даже рост объёмов перевалки у одного из крупнейших арктических стивидоров – АО «Мурманский морской торговой порт» (СУЭК). В 2020 году через ММТП, по данным компании, прошло 22,1 млн тонн грузов, преимущественно угля, и это на 26,3% больше, чем годом ранее.

Усложнила положение мурманского порта случившаяся в начале июня авария у РЖД – тогда мост через реку Кола, по которому проходила единственная железнодорожная ветка, соединяющая Мурманскую область с другими регионами России, обрушился. К счастью для стивидоров, через 2,5 недели были налажены перевозки грузов по обходному пути, и уже в начале осени 2020 года открылось движение по новому мосту, что позволило и железнодорожникам, и портовикам вернуться к прежнему режиму работы.

Сабетта и порт Архангельск продемонстрировали рост грузооборота за прошлый год – на 0,5%, до 27,8 млн тонн и на 22,4%, до 3,3 млн тонн соответственно.

 

Ранние-поздние рейсы

Объём грузоперевозок по Северному морскому пути в 2020 году вырос почти на 1,5 млн тонн или на 4,7% по сравнению с результатом 2019 года. За весь прошлый год по этому маршруту прошли 32,97 млн тонн грузов, сообщил заместитель директора дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко, основываясь на данных ФГБУ «Администрация СМП». Причём в «Росатоме» отдельно указывают, что «целевой показатель федерального проекта «Северный морской путь» в 2020 году составлял 29 млн тонн», тем самым подчёркивая, что реальные цифры опережают планы.

 

Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери». Фото: Александр Рюмин / ТАСС

 

Такая динамика во многом связана с тем, что в прошлом году первая отправка сжиженного газа из порта Сабетта в восточном направлении состоялась в мае, на два месяца раньше, чем обычно. Первый рейс в 2020-м году через СМП осуществил газовоз «Кристоф де Маржери» в сопровождении ледокола «Ямал», он вёз газ с завода «Ямал СПГ» в Китай. За ним последовали и другие газовозы с грузом: «Владимир Воронин», «Георгий Брусилов», «Владимир Русанов», «Федор Литке».

И на этом эксперименты не закончились: вечером в субботу, 16 января уже 2021 года, всё тот же газовоз, «Кристоф де Маржери», но на этот раз уже без сопровождения, завершил переход по трассе СМП в восточном направлении, сообщили в «Новатэк». Впервые транспортировка российского СПГ по такому маршруту осуществилась в январе. Груз, как и весной, последовал в Азиатско-Тихоокеанский регион. После «Кристоф де Маржери» из Сабетты по тому же маршруту прошёл однотипный СПГ-танкер «Николай Евгенов».

«Все суда-газовозы самостоятельно прошли ледовую часть СМП по рекомендованным ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» и Штабом морских операций ФГУП «Атомфлот» маршрутам. Указанные рейсы состоялись в условиях средней ледовой обстановки и на два месяца позднее традиционного завершения навигационного сезона в восточном секторе Арктики, который, как правило, заканчивается в ноябре», – отметили в «Новатэк».

Во время прохода судов вёлся сбор данных о ледопроходимости, условиях плавания в этот период времени в восточной части Арктики. Предполагается, что это позволит приблизиться к круглогодичной навигации по всей трассе Севморпути и нарастить грузопоток по водной магистрали к 2024 году до 80 млн тонн, как было обозначено в майском указе президента России Владимира Путина.

По-прежнему в медиасреде регулярно поднимается вопрос о превращении Севморпути во «второй Суэц», и, вероятно, ранний старт перевозок в восточном направлении в прошлом году и январские рейсы в Азию без ледокольного сопровождения станут новыми поводами снова заявить о конкуренции между Северным морским путём и южным маршрутом. И хотя по-прежнему вопросов остаётся больше, чем ответов: это касается и точности сроков доставки грузов, и создания портов-хабов, где будет осуществляться перегрузка грузов с судов более высокого ледового класса на «обычные», – 2020-й год стал для развития перевозок по Севморпути знаковым и открыл новые возможности для расширения границ навигации.

 

***

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

далее в рубрике