Сейчас в Архангельске

08:19 -5 ˚С Погода
18+

Александр Воротников – о задачах обновления пространственной стратегии России

Правительство приступает к работе над обновленной Стратегией пространственного развития России; какие факторы следует учесть для обеспечения развития Арктики, рассказывает эксперт ПОРА

Северный морской путь Технологии Стратегии развития Арктики
31 мая, 2024, 16:01

Александр Воротников – о задачах обновления пространственной стратегии России

Проект обновленной Стратегии пространственного развития России на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года должен быть подготовлен и внесен в правительство России до 30 августа 2024 года. Кроме того, Минэкономразвития нужно до 1 октября представить предложения по Концепции государственной политики в сфере морского пространственного планирования. Эти поручения дал премьер-министр Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии, состоявшейся 19 марта. Комментирует координатор экспертного совета ПОРА, доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников.

«Решение о возобновлении работы над пространственной стратегией России (далее – ПСР) очень своевременно. В текущих геополитических реалиях, с меняющимися экономическими приоритетами России, необходимо по-новому отнестись к пространственному развитию страны и ее регионов и расставить новые акценты. Тем более, необходимо учесть положения указа Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Майский указ президента подчеркивает необходимость разработки и утверждения обновленной Стратегии пространственного развития.

Очень важно, чтобы при разработке и дальнейшем развитии ПСР использовались современные цифровые технологии. С использованием единой цифровой картографической основы Российской Федерации будет разработан комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры. Практически Россия получит, в первом приближении, свой цифровой двойник, который повысит качество управления страной и ее регионами. И что еще важно, практически в режиме онлайн можно будет наблюдать ход реализации национальных проектов, причем и региональном разрезе.

Работа над национальными проектами, как показывает прошлый опыт, идет на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Так же осуществляется и их финансирование, причем субфедеральные проекты получают и федеральные средства. Финансирование федеральных проектов будет предпочтительным, первоочередным. Наличие ПСР позволит контролировать не только реализацию нацпроектов, но и бюджетные средства, необходимые для их реализации на всех трех уровнях. И что не менее важно, также и налоговые поступления в бюджет.

Наличие ПСР позволит сформировать типовые условия для региона, выделенного в отдельную группу. Несомненно, с точки зрения дальнейшего развития и реализации актуальных задач, характерных и важных для Арктики, она должна быть выделена в отдельный макрорегион. Это позволит решить важнейшие вопросы арктического развития, которые являются типовыми для всех северных регионов.

Эксперты ПОРА и руководители ФОИВ и РОИВ неоднократно эти вопросы поднимали. Это демография и обеспечение кадрами, строительство на Севере и обеспечение жильем, создание мастер-планов и формирование сети опорных городов и поселений и т.д. Все это должно быть учтено в новой ПСР, особенно в части, которая касается Арктики.

Арктические регионы в новой ПСР должны не конкурировать за инвестиционные ресурсы и не бороться за титул «Столицы Арктики», а согласовывать свою хозяйственную политику, развивая дополняющие друг друга отрасли. Тем более офсетные контракты возможно реализовывать на территории нескольких регионов. Это могут быть производственные, туристические, энергетические, инфраструктурные и другие проекты. В эти проекты можно вовлекать и иностранных партнеров.

Наличие Севморпути позволит обеспечить трансфер грузов как между регионами, так и экспорт/импорт грузов. Это особенно актуально в рамках проводимой сейчас политики «разворота на Восток». Это не только послужит экспорту сырья и продукции переработки в дружественные страны, но и позволит привлекать зарубежные инвестиции в развитие Российской Арктики.

Такая политика, которая будет заложена ПСР, позволит превратить прилегающую к СМП территорию в полноценный хозяйственный пояс. Проект будет аналогией китайской инициативе «Один пояс – один путь». На всем протяжении СМП часть транспортируемой продукции будет перерабатываться, продукция с повышенной добавленной стоимостью будет отправляется на экспорт или в другие регионы России.

Моря Северного Ледовитого океана должны стать полноценным объектом «синей» экономики. Составляющими этой «синей» экономики, которую будут развивать все арктические регионы, станут: морские перевозки и их обеспечение, добыча и переработка морских биоресурсов, судостроение и судоремонт и многое другое. И необходимо учитывать, что эти проекты должны обеспечиваться «зеленым» финансированием, чтобы полностью исключить негативное воздействие на экологию Северного Ледовитого океана и прилегающей территории.

Еще важно, чтобы ПСР в части Арктики обязательно учитывала влияние климатических изменений (особенно факторы выброса парниковых газов, таяния вечной мерзлоты)».



Эксперты ПОРА – о новых вызовах и возможностях для реализации стратегии развития Арктики:

Читайте также:


далее в рубрике